» » » » Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика


Авторские права

Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Здесь можно скачать бесплатно "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика
Рейтинг:
Название:
История Австрии. Культура, общество, политика
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-7777-0333-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"

Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.



В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.


На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]






После 1918 г. пришлось столкнуться с совершенно иной проблемой. Распад многонационального государства создал в Центральной Европе новый порядок, главными идеями которого на первый взгляд стали идеи национального государства и самоопределения народов. Однако национальные государства, появившиеся на руинах монархии, в действительности оказались небольшими многонациональными государствами, а принцип самоопределения народов, по крайней мере, в случае Австрии, так и не воплотился в жизнь. Провозглашение 12 ноября 1918 г. Немецкой Австрийской Республики не рассматривалось как создание самобытного государственного образования. Предполагалось, что Немецкая Австрия в будущем станет частью Германии, хотя присоединение (аншлюс) в мирных договорах с державами Антанты запрещалось. Поэтому первое время в этом государстве не развивалось какой-либо особой идентичности, в нем видели часть Германии. Тот, кто в Первой республике был настроен «национально», был настроен отнюдь не на австрийский, а на «общегерманский» лад, решительно отказываясь рассматривать страну, в которой жил, в качестве самостоятельного политического образования. Точка зрения множества людей была, как тогда говорили, «имперской». Люди верили в великий «рейх», который воплощался для них не только в Священной Римской (неверно именуемой империей «германской нации») и позднейшей Германской империи, но в определенной степени и в Веймарской республи- /9/ ке.[7] После захвата власти национал-социалистами некоторым, например, левым социал-демократам, стало нелегко поддерживать эту идею, однако множество других австрийских граждан благосклонно поглядывало на национал-социалистическую Германию, демонстрировавшую свои политические и экономические «успехи». Цены этих «успехов»: преследования евреев и гонки вооружений – либо не видели, либо видеть не хотели. Если предпосылки особой австрийской идентичности все же существовали, то они лежали в области великого культурного наследия, особенно в сфере музыки. Культурные достижения прошлого и «культурное призвание» могли создать определенную преемственность, связав маленькое и политически не самоопределившееся государство, с которым никто не хотел себя идентифицировать, с великим прошлым былой монархии.

Лишь австрофашисты с 1934 по 1938 г. пытались что-то противопоставить угрозе со стороны национал-социалистической Германии. Некоторые усматривают в австрофашистской идеологии первые элементы формирующегося австрийского сознания. При этом, однако, всегда следует иметь в виду специфические условия, в которых существовало тогдашнее австрийское государство. Эта Австрия преподносилась власть имущими как «лучшее» немецкое государство, превосходство которого над Германией будто бы заключалось в католицизме, более высокой культуре и более дружелюбном и уживчивом характере австрийцев. Многие из этих тезисов распространены и по сей день – к сожалению, их можно услышать не только в беседе за кружкой пива, но и от ученых, как, например, на состоявшейся в 1996 г. выставке «Остаррихи-Австрия», которой Австрия отметила тысячелетний юбилей своего названия, – где в качестве центрального элемента австрийской идентичности преподносился католический образ мыслей.

Характерной чертой кризиса, последовавшего после 1918 г., равно как и ситуации, сложившейся после 1945 г., был сильнейший акцент на культуре – буквально бегство в нее. Небольшое государство ощущало себя великой державой в сфере культуры, особенно в музыке. Именно эта идентификация с музыкой стала /10/ одним из тех расхожих представлений об Австрии, что так легко распространялись в мире. Моцарт и конфеты «Моцарткугель», Штраус и новогодний концерт, Ланнер и Бетховен, вальс и Венская филармония, Шуберт и Гайдн, Малер и Шёнберг – если все это вообще дифференцируется и достаточно многосторонне осмысливается людьми – отождествлялись и отождествляются с Австрией. К этому добавляются также «императрица» Мария Терезия, барочные замки, дворцы и монастыри (опять-таки католический элемент!), Франц Иосиф и Сисси и, возможно, загадка Майерлинга.[8] Так в основе австрийской идентичности оказывается монархическое прошлое и культурные, прежде всего, музыкальные, достижения. При этом ландшафт страны – Дунай и Альпы, – а также литература и наука (кроме разве что Фрейда) не играют практически никакой роли. /11/

В 1938 г. присоединение к Германии – на неизбежность которого многое указывало двадцатью годами ранее – стало реальностью. В тот период, когда Австрии как самостоятельного государства не существовало, и сразу же после него происходило развитие нового самосознания. После 1945 г. на первое место выдвинулось отмежевание от Германии и от «этих немцев». Часто приводимая сентенция, что австрийцы привыкли представлять Гитлера немцем, а Бетховена австрийцем, передает это явление в несколько карикатурной, но не столь уж неверной форме. День основания Республики, отмечавшийся в Первой республике как государственный праздник, теперь сделался неудобным, поскольку в акте провозглашения Немецкой Австрии содержалась идея присоединения к Германии.

Вновь стало подчеркиваться особое положение Австрии как великой державы в сфере культуры – и вновь, прежде всего, в области музыки: восстановление здания Государственной оперы и Бургтеатра, а также разнообразные фестивали, повсеместно устраивавшиеся после войны, были символами возрождавшейся австрийской идентичности. К этому добавились отечественные фильмы с их специфическим образом «австрийца», а позднее во все большей степени спорт. Сегодня представление об Австрии как о великой лыжной державе играет за границей, по меньшей мере, ту же роль, что и образ Австрии – страны музыки. Все более распространялось отождествление себя с государством и осознание своей самобытности, однако даже в 1956 г. лишь 49 % населения ощущали себя отдельной нацией, тогда как 46 % по-прежнему чувствовали себя немцами. Существенную роль в обретении особой идентичности несколькими поколениями австрийцев сыграл государственный договор 1955 г., сделавший Австрию свободным и независимым государством, и связанная с ним декларация о постоянном нейтралитете. После грандиозных перемен 1989 г. значение этого элемента идентичности стало понемногу уменьшаться.

В период Второй республики доля населения страны, ощущающая себя австрийцами, заметно выросла и в 1980-х гг., судя по опросам, достигла высшей точки. В настоящее время она снижается. Со вступлением Австрии в 1995 г. в Европейский Союз специфически австрийская пропаганда все более вытесняется «европейской». Едва успевший найти себя «австриец» теперь начинает ощущать себя, скорее, европейцем. /12/-/13/

Первобытные культуры на территории Австрии


/13/ История в австрийских землях начинается с появлением здесь первых людей в эпоху палеолита, приблизительно за 250 тыс. лет до н. э. Эти первые люди древнекаменного века вели жизнь охотников и собирателей: знали огонь, изготавливали из камня орудия труда, собирали коренья и травы и охотились на крупных животных, кости которых обнаружены в их пещерах. Они имели постоянные лагеря и временные охотничьи стоянки. Нам известны стоянки в долинах Нижней Австрии и горные стоянки в Штирии, Зальцбурге, Тироле и Верхней Австрии, где находят изделия из камня, чаще всего простейшие орудия труда вроде ручных рубил, а также кости пещерных медведей, пещерных гиен, мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей и диких лошадей. {1}

Сравнение с находками и данными из других регионов Европы позволяет получить представление об охотничьей магии и культах плодородия, а также о существовавшем в ту эпоху культе мертвых. Социальная организация не выходила за пределы «солидарности» – совместной защиты от общих врагов, например, волчьих стай. Для позднего палеолита особенно значимы открытия, сделанные в лёссовых районах Нижней Австрии – между реками Дунай, Камп и Морава (Марх). Прежде всего, это находки характерных тонких лезвий. Раскопки в Штратцинге и Грубе позволяют утверждать, что в то время уже существовали оборонительные сооружения. «Венера» из Штратцинга является древнейшим антропоморфным изображением в мире – ей приблизительно 30 тыс. лет. Но, пожалуй, самой показательной и самой знаменитой находкой, относящейся к этому периоду, является небольшая каменная статуэтка «Венера /14/ Виллендорфская», которую многие, зная ее лишь по изображениям, представляют себе довольно крупной скульптурой. Оригинал этой фигурки, имеющей лишь несколько сантиметров в высоту, с ярко выраженным тазом и толстыми бедрами можно увидеть в венском Музее естественной истории.{2} Плодовитость и деторождение в обществе с высокой младенческой и детской смертностью являлись для каждого рода вопросом выживания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"

Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл ВОЦЕЛКА

Карл ВОЦЕЛКА - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"

Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.