» » » » Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика


Авторские права

Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Здесь можно скачать бесплатно "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика
Рейтинг:
Название:
История Австрии. Культура, общество, политика
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-7777-0333-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"

Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.



В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.


На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]






На Венском конгрессе был создан Священный союз, в котором для сохранения консервативного порядка на континенте объединились консервативные монархи Европы – протестантский король Пруссии, православный царь России и католический император Австрии. Это была попытка поставить заслон распро- /223/ странению идей Просвещения и Французской революции. За исключением Турции и, как это ни странно, папы, к союзу присоединились и все прочие государства европейского континента. Впоследствии он стал проводить интервенционистскую политику, стремясь задушить в зародыше любой мятеж, которого опасались, как искры, способной вызвать пожар во владениях других членов союза. Параллельно с осуществлением интервенций в другие страны (Испания, Неаполь) внутри государств Священного союза подавлялось любое проявление либеральных и национальных идей. /224/-/225/

Культура между Просвещением и

бидермайером[112]


/225/ Как и во многих других сферах, в частности в политике и экономике, середина XVIII в. представляет собой серьезный рубеж в развитии культуры. Барочное расточительство уступило место трезвой целесообразности, началось приобщение к культуре более широких слоев населения. С другой стороны, все сильнее становилась отмечавшаяся еще со времен барокко ориентация художников на единый центр, которым являлся двор Габсбургов в Вене. Прочие земли империи стали восприниматься как провинция (это слово получает все более негативный привкус). Другие центры играли отныне подчиненную роль, столицы земель (Прага, Будапешт и т. д.) в эпоху централизации утрачивали значение, а некоторые другие города, важные в культурном отношении, будучи включенными в состав монархии, оказались в тени имперской столицы и пребывали в забвении.

Сто лет – с 1740 по 1848 г. – были отмечены воздействием сначала идей Просвещения, а на рубеже веков – романтизма. С формированием культуры бидермайера, сочетавшей в себе элементы обоих направлений, возникло течение, обозначавшееся как специфически «австрийская» или – еще специфичнее – «венская» культура. В землях Габсбургов Просвещение проявлялось не столько в философии и культуре, сколько в практических нововведениях. Финансовые и юридические реформы просвещенного абсолютизма были выражением этой духовной ситуации в той же мере, в какой и основательное преобразование системы просвещения, в том числе университетов. Это привело к усилению интереса к естественным наукам (зоологический сад /226/-/227/ в Шёнбрунне, ботанический сад Николауса фон Жакена, различные экспедиции и приобретение Францем Штефаном знаменитой флорентийской коллекции Жана де Байю).

Существенную роль в изменении духовной атмосферы второй половины XVIII в. сыграли масоны. Их идеи, зародившись в Англии, через Нидерланды и Силезию попали в земли, подвластные Габсбургам. В 1742 г. в Вене была основана первая ложа, затем последовало создание других, среди которых самой известной была, конечно, ложа «К истинному согласию». В 1784 г. возникла Великая земельная ложа. В эти объединения входили многие видные люди эпохи – например, композиторы Моцарт и Гайдн или реформаторы Герхард ван Свитен и Иосиф фон Зонненфельс. Поистине идеальный образ вольного каменщика являл собой Игнац фон Борн, которого считают прототипом Зарастро в масонской опере Моцарта «Волшебная флейта». Плодовитый писатель Алоис Блюмауэр даже издавал «Журнал для вольных каменщиков». Расцвет масонско-просветительского влияния был, однако, кратковременным, и его ослабление началось уже при Леопольде II, когда ложи были взяты под надзор. Конец же ему был положен запретом при Франце II/I. /228/

Сказанное касается всей культуры. После кратковременной «оттепели» (отмена цензуры) при Иосифе II, породившей множество листовок и памфлетов, начался новый «ледниковый период» при императоре Франце. Правда, теперь в ходе борьбы против Наполеона некоторые писатели играли новую роль, став «патриотическими» писателями; многие из них, сегодня забытые, например, Генрих Коллин, писали «отечественную лирику». К этой группе относился, но лишь отчасти, невероятно плодовитый драматург Игнац Франц Кастелли, написавший около двухсот пьес для театра «У Кернтнертор». В 1819 г. он основал совершенно безобидный союз под названием «Ладлэмская пещера», однако власти заподозрили заговор, и этот союз был запрещен.

В предмартовский период для театра работали три поэта, которых чтит традиционная история литературы, – Франц Грильпарцер,{33} Фердинанд Раймунд{34} и Иоганн Нестрой.{35} Однако куда больше этой звездной троицы преуспевал тогда Эдуард фон Бауэрнфельд, комедии которого, сотни раз ставившиеся в Бургтеатре, сегодня практически забыты.

Наряду с многочисленными авторами бульварной литературы, представители которой, не в последнюю очередь, под влиянием романтизма, отдавали предпочтение средневековым сюжетам, в эту эпоху творили и такие достойные внимания писатели, как Адальберт Штифтер и находившийся под влиянием раннего реализма Чарлз Силсфилд (Карл Постль). Среди лириков следует особо упомянуть, наряду с Николаусом Ленау, прежде всего, придерживавшегося либеральных политических взглядов Анастазиуса Грюна (псевдоним графа Антона Александра Ауэрсперга).

Если внезапное появление множества литературных талантов в Австрии первой половины XIX в. поистине ошеломляет, то развитие традиционных областей культуры происходило гораздо более ровно. При рассудочном Иосифе II приостановилось возведение новых дворцов. Придворный архитектор императора Исидор Каневале перестроил Общую больницу, возвел башню Наррентурм («Башня дураков»), павильон Иозефштёкель в саду Аугартен и Йозефинум. Стиль Каневале – это классицизм, проникнутый рациональностью и целесообразностью. Пьетро Нобиле, возведя Внешние ворота и храм Тесея, оставил в Вене образцовые произведения класси- цизма. Самый значительный архитектор предмартовского периода, Йозеф Корнхойзель, приверженец романтического историзма, прежде всего, строил театры и жилые дома для /229/ венской буржуазии. Лишь в немногих случаях его заказчиками были представители династии. Пример такой работы – замок Вайльбург под Баденом, построенный для эрцгерцога Карла.

После бурного расцвета эпохи барокко, отдельные формы которого сохранялись на всем протяжении XIX в., изобразительные искусства переживали застой. Одним из наиболее оригинальных художников, посвятивших себя портретной живописи, был Франц Ксавер Мессершмидт. В воспитании подрастающего поколения и на художественном рынке доминировали основанные в XVIII в. академии, которые нередко противились прогрессивным тенденциям. Выдающимися примерами венского классицизма считались работы Антонио Кановы (в Вене – статуя Тесея в Художественно-историческом музее и надгробье эрцгерцогини Марии Христины в Аугустинеркирхе). Самым значительным представителем этого течения был Франц Антон Цаунер (главная работа – конная статуя Иосифа II на Йозефсплац).

В живописи возобладал историзм, отмеченный воздействием классицизма. Оба его главных представителя, Фридрих Генрих Фюгер и Иоганн Баптист Лампи, писали, прежде всего, портреты и картины на исторические сюжеты. Их оппонентами считали себя назарейцы, обращавшиеся, в первую очередь, к религиозной тематике. Это направление представляли Йозеф Фюрих (главная работа – роспись Альтлерхенфельдкирхе) и Леопольд Купельвизер (главная работа – роспись церкви Яна Непомука на Пратерштрассе). Другой подход к романтизму воплощал Мориц фон Швинд, охотно обращавшийся к темам из раннего немецкого средневековья.

Живопись предмартовского периода тяготела к малоформатной, задушевной картине, например, к натюрморту с цветами, и в особенности к жанровым сценам, в которых можно обнаружить как сентиментальные, так и драматические черты. В пейзажной живописи некоторые художники отдавали предпочтение мрачным настроениям и особенно охотно писали грозу и бурю. Два наиболее выдающихся пейзажиста – это, несомненно, мастера старой венской школы Фридрих Гауэрман и Фердинанд Вальдмюллер, реалистически изображавшие пейзажи окрестностей Вены или Зальцкаммергута. Петер Фенди воплощал принципы жанровой живописи в акварелях для детей, а Фридрих фон Амерлинг и Йозеф Крихубер славились как блестящие портретисты. В то время как Амерлинг писал маслом, Крихубер довел /230/ до совершенства новую технику литографии. Вряд ли была хоть одна венская «знаменитость», которая бы не заказала портрет у Крихубера. Однако появившаяся в середине XIX в. фотография, а несколько раньше – дагерротипия серьезно подорвали позиции портретной живописи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"

Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл ВОЦЕЛКА

Карл ВОЦЕЛКА - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"

Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.