Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"
Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.
В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.
На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]
Формальный компромисс был достигнут в виде договора между венгерским королем Францем Иосифом и Венгрией. Монархия Габсбургов превратилась в дуалистическую, в объединение двух независимых государств, королевства Венгрии и «королевств и земель, представленных в рейхсрате», неофициально называвшихся также Цислейтанией (по пограничной реке Лейте) или Австрией. Обе эти страны были объединены личной унией – Франц Иосиф являлся как императором Австрии, так и апостолическим королем Венгрии. Кроме того, существовала реальная уния обеих стран в трех сферах: внешнеполитической, военной (с немецким в качестве командного языка) и финансовой. Поэтому были созданы три общих (или «императорских и королевских») министерства: иностранных /272/ дел и императорского дома, военное министерство и министерство финансов.
Для общих финансов была установлена так называемая квота, которая учитывала различную экономическую структуру и тем самым различные налоговые поступления обеих половин государства. Венгрия вносила в общий бюджет 30 %, Цислейтания – 70 %. Каждые десять лет так называемые делегации, представлявшие обе страны, встречались для переговоров о новых условиях соглашения. При этом давали о себе знать трудности, порожденные договором, разработанным на скорую руку. Квота, вызывавшая споры, до конца монархии изменилась лишь в незначительной степени. Непосредственным результатом компромисса стала венгерская коронация Франца Иосифа и Елизаветы в 1867 г.
С момента компромисса использовались обозначения «императорский и королевский» (для всей монархии – имелся в виду император Австрии и король Венгрии), «императорско-королевский» для цислейтанской половины государства (подразумевался император Австрии и король Богемии, Галиции и Лодомерии) и «королевский» для венгерской половины государства (речь шла о короле Венгрии). С 1867 г. монархию в целом можно было с полным основанием называть дуалистической, Австро-Венгрией. С этого момента внутреннее развитие монархии превратилось в развитие двух самостоятельных государств. /273/
Либеральное интермеццо
/273/ После того как в 1848 г. не удалось воплотить в жизнь конституционно-либеральные идеи революционным путем, два новых шага во внутриполитическом развитии были сделаны только в результате внешнеполитических кризисов 1859 и 1866 годов. Первым из них явился «псевдолиберализм», когда во главе правительства стоял Шмерлинг, – однако эту фазу снова сменило абсолютистское, неконституционное правление. Лишь после проигранной в 1866 г. войны либералы действительно пришли к власти.
Декабрьская конституция 1867 г. формально представляет собой первую конституцию монархии, не изданную императором, а принятую рейхсратом. Она не является единым конституционным актом, а состоит из нескольких отдельных конституционных законов. Это основные законы государства об имперском представительстве, общих правах гражданина, имперском суде, судебной власти и осуществлении правительственной и исполнительной власти. Тем самым была создана либеральная конституция, основанная на двухпалатной системе – палате господ с назначаемыми членами и палате депутатов, первоначально избиравшейся косвенно, через ландтаги. Было осуществлено четкое разделение властей. Однако столь часто применявшийся впоследствии чрезвычайный параграф (§ 14) давал правительству возможность время от времени править без рейхсрата.
Главную проблему конституции с точки зрения интересов демократии представляло, без сомнения, избирательное право. Основная идея старых либералов заключалась в отборе элиты, призванной участвовать в управлении государством. Эта эли- /274/ та – здесь сказывалась свойственная эпохе Просвещения вера в образованность – должна была отличаться высоким образовательным уровнем, обеспечить который могло лишь материальное благосостояние. Впрочем, в монархии Габсбургов над идеей господства интеллектуальной элиты довольно скоро возобладала идея национального превосходства немцев в цислейтанской половине государства.
Избирательные права имели те, кто был в состоянии уплатить определенную сумму налогов: представители интеллигенции, чиновники, обладатели академических степеней, учителя, офицеры и священники. Уже в 1848–1849 гг. цензовое избирательное право способствовало утверждению господства буржуазии и отсечению «низов» – как социальному, так и политическому, – несмотря на то, что либералы, обращаясь к верхам, дворянству, подчеркивали принцип равенства. На подобной основе базировалось положение о выборах в соответствии с Февральским патентом, без изменений включенное в 1867 г. в Декабрьскую конституцию и лишь /275/ незначительно модифицированное в соответствии с избирательной реформой 1873 г., устранившей зависимость от ландтагов.
Новое избирательное право было прямым и в соответствии с аргументацией либералов делало рейхсрат независимым от произвола ландтагов, однако при этом сохранялась цензовая система, в результате чего имело место не только ограничение численности лиц, участвовавших в принятии политических решений или, лучше сказать, сохранявших право на такое участие, но и неравное распределение голосов по отдельным куриям. Так, в землевладельческой курии одного депутата избирал в среднем 51 человек, имеющий право голоса, в торговых палатах – 24 имевших право голоса, в городских общинах – 1600, а в сельских – 8100 избирателей.
Либерализм как вариант идеологии, легитимирующей господство буржуазии, должен был отбиваться от своих «врагов» не только в политической, но и в социальной сфере, отражая атаки как сверху – со стороны представителей старого абсолютистского строя, то есть дворянства и церкви, выступающих в качестве сил, служащих опорой государства, так и снизу – со стороны рабочих и мелкой буржуазии, все настойчивее требовавших участия в политической жизни.
Расщепление либералов на различные фракции – крайне левые, левое и правое крыло центра и крайне правые – могло преодолеваться лишь временно, благодаря концентрации в борьбе против общего врага. Главным противником либералов были представители различных ненемецких национальностей (прежде всего, чехи) и католические консерваторы. Впрочем, с чехами у либералов особых проблем не было: те в принципе отвергали Декабрьскую конституцию, и их депутаты не участвовали в заседаниях рейхсрата («политика отсутствия»). Вторым компонентом, не имевшим прямого отношения к «консервативной» идеологии, была федералистская ориентация сил, противостоявших либерализму, не в последнюю очередь, провоцируемая централистской позицией либералов, чьи либеральные подходы были «нерасторжимой связью» соединены с централистской точкой зрения. Клерикальная оппозиция, основная опора которой находилась в Тироле, сначала видела средством борьбы бойкот заседания рейхсрата в Вене, но так и не смогла осуществить «политику отсутствия» по чешскому образцу.
Когда в 1867 г. либералы, наконец, пришли к власти, одна из их главных задач лежала в сфере церковной политики. Конкордат /276/ 1855 г. представлял собой для них символ абсолютизма, долгие годы подавлявшего либеральные устремления. В то время как печать и левое крыло либералов выступали за отмену конкордата, большинство либералов вступили на путь компромисса, «изрешетив» конкордат в важных пунктах посредством принятия отдельных законов. Три конфессиональных закона – о браке, о школе и межконфессиональный, – принятые в 1867 г. (их называли «мартовским», «майским» и «законом Хербста» – по имени министра юстиции Эдуарда Хербста[128]*), были незавершенной попыткой отделения церкви от государства и самым существенным достижением либералов в первой фазе их правления. После первого либерального правительства во главе с Карлосом Ауэрспергом, так называемого буржуазного министерства, Франц Иосиф, лишь скрепя сердце согласившийся в 1867 г. на конституционное развитие государства, попытался добиться более приемлемого для себя хода событий. Консерваторы, в 1870–1871 гг. на краткое время образовавшие переходное правительство, стояли на почве католицизма, но также выступали за федерализм (фундаментальные статьи). В это время был расторгнут конкордат, поводом к чему стал провозглашенный Ватиканским собором 1870 г. догмат о папской непогрешимости. Франц Иосиф разорвал конкордат под юридически спорным предлогом, в соответствии с которым в результате провозглашения догмата о непогрешимости правовая природа партнера по договору, то есть римского папы, изменилась.
Сформированное в 1871 г. второе либеральное правительства во главе с Адольфом Ауэрспергом с целью заполнения правовых лакун, образовавшихся после отмены конкордата, внесло в 1874 г. четыре законопроекта, призванных урегулировать правовое положение католической церкви и монастырских сообществ. Заново следовало определить и законодательное признание некатолических религиозных объединений. Подлинным пробным камнем для проверки боевого настроения либералов стал закон, рассматривавший правовой статус монастырей. Законопроект был принят палатой депутатов без каких-либо предлагавшихся радикальных дополнений, но в палате господ принятие соответствующего решения затянулось на два года, так что закон вступил в силу только в 1876 г. Император, однако, так никогда и не санкционировал /277/ этот закон, и внутренне уже ослабленное либеральное правительство ни разу не попыталось превратить данный вопрос в пробу сил с монархом. Либералы, боровшиеся против преобладания католической церкви, превратились в готовую на компромисс, внутренне раздробленную партию, от которой мало чего приходилось ожидать и в этой сфере.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"
Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"
Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.