Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"
Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.
В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.
На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]
Совершенно иным было положение женщин из высших слоев. Буржуазные дамы, и тем более дворянки, не работали, у них было достаточно прислуги (большей частью из женщин), на которую они могли взвалить домашнюю работу, посвящая свой досуг благотворительности, воспитанию детей и развлечениям. Некоторые из этих женщин уделяли внимание наукам, занимались живопи- /290/ сью, литературой или музыкой, часто держали открытым свой дом, становившийся местом встреч деятелей искусства и науки.
Унификация правовой системы в XVIII в. не принесла преимуществ женщинам, дискриминация по половому признаку сохранялась. Некоторые группы женщин, например, дворянки, скорее, утратили часть своих привилегий. Равноправия не принесло и принятие в 1811 г. Общего гражданского кодекса.
Неправоспособность и исключение из всякой политической деятельности противоречили постоянно возраставшей и все более заметной для общественности роли женщин в процессе труда. Женщины традиционно работали в сельском хозяйстве, но работница, зарабатывающая вне дома, представляла собой явление, возникшее только в ходе индустриализации. В XIX в. многие женщины были заняты в мелком производстве, численность женщин, занятых в текстильной промышленности, также возросла – с 20 до 50 %. По мере того как становились общедоступными швейные машины, росли и масштабы надомного труда. В прочих сферах промышленности доля женщин колебалась между 4 и 20 %, растущая потребность в женском труде наблюдалась, прежде всего, в электротехнической промышленности, где женщины составляли до четверти персонала, занятого на конвейере.
Со времени школьных реформ, проведенных при Марии Терезии, стал возможен более широкий доступ женщин к образованию, которое, однако, ограничивалось элементарными знаниями. Образование более высокого уровня для большинства оставалось закрытым. Хотя и существовали частные школы, главным образом, католической ориентации («английские девы»,[129] урсулинки и др.), а также институты для дворянок и офицерских дочерей, они оставались доступными только элите. В соответствии с имперским законом 1869 г. о народных школах для большинства девочек было введено обязательное обучение, и отныне знания, приобретенные в школе, позволили женщинам открыть для себя первую сферу интеллектуального труда – профессию учительницы. Число женщин, занятых в общественной сфере, было невелико. На государственной службе в девяностых годах XIX в. было занято около 3 % /291/ женщин, а среди служащих венского магистрата женщины составляли около 10 %. Женщины работали преимущественно воспитательницами в детских садах, медицинскими сестрами и учительницами. Они не имели права выходить замуж и в случае заключения брака должны были оставлять государственную службу. Это положение было отменено только после первой мировой войны. В шестидесятых годах XIX в. был основан ряд школ для обучения «специфически женским профессиям», таких как, например, школа служанок Венского союза домашних хозяек или курсы шитья Женского ремесленного союза Вены. С 1916 г. община Вены готовила женщин к работе в социальной сфере.
Уже в 1848 г. имели место первые попытки организации женского движения: один из демократических женских союзов протестовал против сокращения заработной платы женщинам. После революции женское движение развивалось только в «неполитической» форме, так как женщинам запрещалось состоять в политических организациях. Конституционно-монархический женский союз благотворительной направленности пока не ставил перед собой никаких политических целей. Формировались и другие подобные союзы. Наследником революции был только демократический Женский союз.
Около 1868 г., после того как в конституции было закреплено право на создание общественных объединений, появились союзы учительниц, а в 1875 г. был основан Венский союз домашних хозяек. Все эти объединения ставили перед собой задачи образовательного характера. Женщинам запрещалось создавать политические союзы, участвовать в них и посещать политические собрания.
При анализе движения за эмансипацию женщин необходима социальная дифференциация. Буржуазное движение за эмансипацию началось около 1870 г. Его целью было обеспечение женщинам доступа к образованию более высокого уровня. Символом этого отряда женского движения стала Марианна Хайниш.{43}
Хотя уже в 1878 г. женщинам было разрешено сдавать экзамен на аттестат зрелости, в их свидетельствах отсутствовала пометка «Подготовлена к поступлению в университет». Этого удалось добиться лишь в конце восьмидесятых годов XIX в. В 1890 г. в Праге, а в 1892 г. в Вене были впервые открыты гимназические классы для девочек, а в 1901 г. у женщин появились аттестаты зрелости, дававшие право на обучение в университете. С 1900 г. учреждались женские лицеи, а в 1911 г. была открыта первая женская гимназия. /292/
К образованию высшего уровня женщин допускали лишь постепенно – к изучению философии «уже» в 1897 г., фармацевтики и медицины – с 1900 г. Первой женщиной, получившей диплом доктора медицины, стала в 1897 г. Габриела Позаннер фон Эренталь. Она училась в Цюрихе и Женеве, в 1894 г. получила степень доктора, но в Вене ей пришлось заново сдавать все устные экзамены (двадцать один). Несколько позже женщина впервые стала специалистом по теории государства и права. В 1907 г. филолог-романист Элиза Рихтер была «из милости» допущена к преподаванию, став первой женщиной – приват-доцентом (университетское начальство исходило из того, что женщина не может и не должна преподавать мужчинам). В январе 1900 г. степень почетного доктора университета была присуждена Марии фон Эбнер-Эшенбах, мемориальная доска в честь которой на Аркадном дворе Венского университета является единственной, увековечивающей женщину. В 1914 г. в Венском университете насчитывалось всего 708 студенток (при общей численности учащихся 9 тысяч). Полное право на обучение в высших учебных заведениях, как и другие права, было предоставлено женщинам только в 1919 г., с установлением республики. Стоит, может быть, в качестве курьеза упомянуть еще один символический успех: в 1915 г. первая женщина выдержала экзамен по вождению грузовика, причем она не входила в квалифицированную «элиту», будучи всего лишь подсобной работницей.
Несмотря на запрет членства женщин в союзах политической направленности, в 1902 г. был основан буржуазный женский со- /293/ юз – Объединение австрийских женских союзов, которое несколько позже присоединилось к Международному совету женщин (International Council of Women). В австрийской организации имелись комиссии по образованию, профессиональной деятельности, печати, вопросам мира и борьбе с алкоголизмом. Наряду с Марианной Хайниш, в этой организации активно работала выдающаяся деятельница пацифистского движения Берта фон Зуттнер. Журнал, издававшийся Августой Фиккерт и Розой Майредер, назывался «Документы женщин» (Dokumente der Frauen); на его страницах публиковались и работы деятельниц социал-демократии.
Цели социал-демократического женского движения были совершенно иными. Оно обращалось не к дочерям буржуа, стремившимся к более высокому образованию, а к работницам и домашней прислуге, отчасти представленным католическим женским движением, с их насущными нуждами и заботами. Ведущей фигурой социал-демократического женского движения стала Адельхайд Попп.{44}
Важнейшими организациями пролетарского женского движения были Просветительский союз работниц, основанный в 1890 г., и клуб чтения «Либертас», существовавший с 1891 года. Упор на просве- щение был избран потому, что женщины не имели права создавать политические союзы. Со временем наряду с промышленными работницами свои организации появились у портних и домашней прислуги; позднее они влились в Социал-демократическую партию. Последняя единственной из трех массовых пар- /294/-/295/ тий включила в свою программу требования женских организаций. Центральными темами обсуждения были избирательное право для женщин, развод и аборт.
Значение профессиональной деятельности женщин особенно возросло во время первой мировой войны. Так как многие мужчины находились в действующей армии, женщинам в тылу приходилось брать на себя их функции. На почте и железной дороге, а также в военной промышленности трудилось все больше женщин. Уровень женской занятости в это время достиг своего первого пика, однако довольно скоро мужчинам вновь удалось, что, не в последнюю очередь, было обусловлено высокой безработицей после 1918 г., вытеснить женщин из сферы труда и вернуть их к тем видам деятельности, которые консерваторы рассматривали как «естественные» для слабого пола. Определяющим для формирования образа жизни женщины оставался лозунг «трех К» (церковь, дети, кухня).[130]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"
Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"
Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.
























