» » » » Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика


Авторские права

Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Здесь можно скачать бесплатно "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика
Рейтинг:
Название:
История Австрии. Культура, общество, политика
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-7777-0333-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"

Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.



В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.


На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]






Около 9 тыс. человек, получивших дворянство при императоре Франце Иосифе и составлявших так называемое второе общество, не смешивались с «первым» ни в общественном отношении, ни через брак. Лишь иногда, по соображениям финансового оздоровления, такая связь, воспринимавшаяся наполовину как мезальянс, оказывалась для высшей аристократии необходимой.

Многие представители высшего дворянства, не желая отставать от современных тенденций, пытались повысить свои доходы, основанные преимущественно на аграрном производстве, посредством переориентации на капиталистические формы хозяйствования. Освобождение крестьян служило экономическим стимулом. Хороший пример такого рода «предпринимательства» в кругах высшей знати дала семья князя Шварценберга, которая помимо огромных земельных владений в Южной Чехии (более 145 тыс. га) имела молочные хозяйства, два сахарных завода, с десяток пивоварен и несколько рудников. Сильная группа внутри австрийской аристократии отвергала, однако, идею подобной конкуренции. Она сохраняла приверженность старой экономической этике, которая, в противоположность буржуазным воззрениям, принимала умножение собственности как приличествующее сословному положению только в том случае, если в результате этого возрастало уважение к соответствующей семье. С этими двумя контрастирующими позициями по экономическим вопросам были связаны и политические ориентации, которыми характеризовались два больших политических течения внутри дворянства Дунайской монархии. Наряду с консервативным дворянством, стоявшим на стороне клерикально-консервативных партий, часть аристократии, готовая к капиталистическим нововведениям, превратилась в первопроходцев австрийского либерализма, политического течения, которое слишком охотно заносят исключительно в актив буржуазии. По окончании господства в монархии либералов группа «крупных землевладельцев, верных конституции», охватывавшая, прежде всего, ориентированную на немцев часть чешского дворянства (дворянство, ориентированное на чешские традиции, образовало круг «консервативных крупных помещиков»), по-прежнему играла важную политическую роль. Влияние аристократии на политику было надежно обеспечено законодательством о выборах. До 1907 г. в монархии господствовало куриальное избирательное /285/ право, в рамках которого высшей курией были крупные землевладельцы – преимущественно, если не исключительно, аристократического происхождения. По сравнению со своей долей в общей численности населения аристократия имела несоразмерно широкое политическое представительство. Если принять во внимание тот факт, что наследными членами второй палаты, палаты господ, были почти исключительно дворяне, то можно представить себе, сколь велико было политическое влияние знати даже в «буржуазную» эпоху.

Император Франц Иосиф чувствовал себя особенно связанным со знатью, составлявшей его ближайшее окружение. Конечно, его отношение к вопросам общественной жизни было в высшей степени консервативным, и во многом он недооценивал не только значение большой массы лиц, лишенных прав, – рабочих, крестьян и прислуги, но и большую политическую мощь укрепившейся буржуазии. Идеальное государство в его понимании основывалось на господстве дворян в соответствии с принципами абсолютизма, что исключало политическое влияние низших слоев и даже буржуазии.

Все более богатевшая и численно росшая крупная буржуазия формировалась, прежде всего, из числа владельцев фабрик и банков, крупных промышленников и интеллектуалов в широком смысле слова, тесно связанных с господствующим слоем, – юристов, университетской профессуры и врачей. Эти богатые семьи, порой возведенные в дворянство благодаря своим «заслугам», и высшее чиновничество, также нередко «благородного происхождения», представляли собой «второе общество» монархии, имитировавшее образ жизни дворянства и самым строгим образом отгораживавшееся как от нуворишей, так и от представителей низших слоев.

Образ жизни формировался региональными и социальными особенностями. Наряду с «отсталыми» частями монархии, которые мало изменились под воздействием достижений XIX в., были и другие регионы, более открытые прогрессу или изначально находившиеся в более благоприятном положении. К концу эпохи значительные различия в образе жизни существовали даже в рамках небольших пространств, например, между крестьянами, жившими на равнине, и обитателями высокогорных долин или между горожанами и жителями окрестностей.

Несмотря на изменение статуса крестьян в результате личного освобождения, они жили в условиях, мало чем отличавшихся /286/ от существовавших в начале нового времени. Во второй половине XIX в. началась механизация сельского хозяйства, новые продукты, вроде искусственных удобрений, революционизировали производство, однако при этом скромный стиль жизни значительной части крестьян сохранился – со строгим разделением праздников и будней, труда и досуга. Последний не отличался разнообразием и зачастую состоял только из посещения по воскресеньям трактира.

Еще более плачевным было положение рабочего класса. Фабрики представляли собой убогие бараки с плохими вентиляцией и освещением, о воздействии условий труда на здоровье работников никто не думал. Пролетарские семьи жили в казармах, обходившихся им довольно дорого и почти лишенных элементарных удобств: на множество семей приходился один туалет, находившийся в холодном коридоре, воду носили из общей колонки, часто служившей для женщин главным местом общения. Одежда и питание были скромными, мясо потреблялось очень редко, основной рацион составляли картофель, капуста, хлеб и пиво. Хотя мужчины и женщины работали вместе, они зачастую оказывались разобщенными в свободное время. Мужчины проводили большую часть свободного времени в трактире. В этом мире ни религия, ни культура не играли сколько-нибудь значительной роли, и борьба за физическое выживание часто заслоняла собой все остальное.

Совсем по-иному жили высшие слои, буржуазия и дворянство, иногда располагавшие вполне сопоставимыми доходами. Благосостояние этого слоя характеризовали дворцы и великолепные особняки, свободное время, проводившееся в путешествиях и спортивных занятиях, обильная и разнообразная пища. Дети (по крайней мере, мужского пола) получали прекрасное образование, причем высшие учебные заведения были открыты почти исключительно для представителей элиты. Как и прежде, одну из немногих возможностей получить образование беднякам давала духовная карьера.

Изменению условий жизни, прежде всего, способствовал прогресс науки и техники. Новые средства коммуникации (телеграф) ускорили распространение информации, технические усовершенствования средств массовой информации (ротационная печать), рост численности читающей публики, проявляющей интерес к политике, а также смягчение цензуры привели к уве- /287/ личению числа газет. Новые изобретения (автомобиль, телефон и электричество) обогатили и повседневную жизнь, пусть эти изобретения пошли на пользу лишь немногим. Улучшились санитарные условия и медицинское обслуживание некоторых групп населения, что заметно способствовало его росту в целом. Широкое международное признание получила вторая венская медицинская школа (Карл Рокитанский, Йозеф Шкода, Игнац Земмельвайс, Теодор Билльрот, Карл Ландштайнер, Юлиус Вагнер-Яурегг и др.). /288/-/289/

Роль женщины в индустриальном

обществе


/289/ Положение женщин из крестьянской среды, все еще составлявших большую часть женского населения, с переходом к индустриальному обществу изменилось относительно мало. Круг их повседневной деятельности составляли работа в поле, домоводство и воспитание детей. Еще хуже было положение сельских наемных работниц и женской прислуги в городе. На протяжении большей части XIX в. им запрещалось вступление в брак, они были полностью бесправны (иногда их называли «белыми рабынями») и беззащитны перед придирками и посягательствами со стороны господ. В случае рождения внебрачного ребенка, отцом которого нередко бывал хозяин дома, их с позором изгоняли из дома, лишь в редких случаях обеспечивая дальнейшее существование. Доля женщин среди прислуги составляла около 90 %, каждая четвертая служанка в Вене происходила из Нижней Австрии, многие – из Чехии. Всего в этой сфере была занята треть трудящихся женщин. Их не защищали профсоюзы, и они подвергались еще более сильной эксплуатации, чем фабричные работницы. Только в 1893 г. состоялось первое большое собрание служанок под руководством Адельхайд Попп, положившее начало самоорганизации этой группы.

Совершенно иным было положение женщин из высших слоев. Буржуазные дамы, и тем более дворянки, не работали, у них было достаточно прислуги (большей частью из женщин), на которую они могли взвалить домашнюю работу, посвящая свой досуг благотворительности, воспитанию детей и развлечениям. Некоторые из этих женщин уделяли внимание наукам, занимались живопи- /290/ сью, литературой или музыкой, часто держали открытым свой дом, становившийся местом встреч деятелей искусства и науки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"

Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл ВОЦЕЛКА

Карл ВОЦЕЛКА - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"

Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.