Сергей Кургинян - Седьмой Сценарий. Часть 1. До путча

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Седьмой Сценарий. Часть 1. До путча"
Описание и краткое содержание "Седьмой Сценарий. Часть 1. До путча" читать бесплатно онлайн.
Сергей Кургинян – политолог, кандидат физико-математических наук, режиссер театра "На досках", президент корпорации "Экспериментальный творческий центр", руководитель авторского коллектива книги "Постперестройка" (М., Политиздат, 1990). В сборник включены его основные доклады, статьи, интервью, аналитические материалы, вызвавшие большой интерес и неоднозначную оценку в общественном сознании как в бывшем СССР, так и за рубежом в конце 80 – начале 90-х годов.Книга адресована всем, кто интересуется вопросами выхода общества из состояния кризиса и катастрофы.
В подобном положении оказались тысячи трудовых коллективов, где нежелание работать по-старому превратилось в неработоспособность, не послужило импульсом к выходу на новую ступень экономического и социального развития. Полагаться на "живое творчество масс" или рыночную стихию не рискуют даже страны, намного опередившие нас. Я был весьма удивлен, когда узнал, что достижению японского чуда способствовало изучение опыта разработки плана ГОЭЛРО, штабной деятельности маршала Жукова, методов решения целевых задач академиком Королевым. Но этими да еще несколькими примерами, скорее исключительными, чем типичными, исчерпывается отечественная практика постановки и достижения целей.
Главным звеном в начале перестройки был признан научно-технический прогресс, который, как оказалось, немыслим без самостоятельности трудовых коллективов, что потребовало экономических реформ, неосуществимых без реформ политических, которые в свою очередь… Так можно по звенышку перебрать всю цепь, в конечном счете оставив ее на прежнем месте.
Мы ратуем за постановку высоких целей, достижение которых, быть может, потребует десятилетий. Но это не эфемерное "светлое завтра", а вполне реальное, соответствующее колоссальному потенциалу нашей страны лидирующее место в мировом цивилизованном сообществе. И занять его предстоит достойно, цивилизованным путем.
Пресловутое "Догнать и перегнать!" тут ни при чем. Не следовало бы ориентироваться и на продолжительный период стабилизации экономического положения.
Было бы легкомыслием устраивать какие-то международные состязания по увеличению производства отдельных видов продукции, как это практиковалось в свое время. Возвратом к застою может обернуться застревание в стабилизационном периоде. Мы должны проскочить его без задержки. Иными словами, предлагается выбор цели сопрягать не с чужими хвостами и собственным прошлым, а с прогнозируемым современными средствами уровнем требований XXI века. Изменение форм собственности, становление рыночных отношений и другие фетишизируемые зачастую в качестве краеугольных камней процессы приложатся сами собой, органично войдут в хозяйственную практику и начнут работать не раньше и не позже срока, отведенного им логикой развития общества.
В состоянии общество представить, каким оно хочет быть в XXI веке, учитывая свои собственные потребности и традиции? Вокруг этого и надо консолидировать усилия, что ничуть не стесняет свободы творчества и не имеет ничего общего с прокрустовым ложем.
Целевые программы создавались и раньше. Судьба их плачевна. В чем отличие вашего документа?
Мне думается, виновато не столько, вернее, не только навязывание этих программ сверху. При этом оставим без внимания те из них, которые носили откровенно декларативный характер и уже достаточно раскритикованы. Основной просчет даже документов, несущих сугубо конкретную, выраженную в цифрах постановку целей, на мой взгляд, имеет методологический характер. Традиционно во главу угла ставится либо лидирующий продукт, либо лидирующая технология. Кстати сказать, не обеспеченную в данный момент технологией цель у нас вообще не принято ставить. Между тем на смену, я бы сказал, одномерному, т. е. выстраивающему в затылок друг другу существующие производства, методу программно-целевого планирования рвется проблемно-целевой.
Вечный двигатель невозможен, алхимики ненаучны. Но вспомним, сколько выдающихся открытий сделано попутно! С аналогичной картиной сталкиваются и сейчас создатели сложной техники, по ходу дела находящие оригинальные решения, применимые в других отраслях.
Не на новую модель автомашины надо составлять программу. Целью должно служить переустройство отрасли, позволяющее гибко переходить с одной модели на другую. Еще актуальнее эта задача для легкой промышленности, вообще производства товаров народного потребления.
Не повлияют ли затраты, требуемые для достижения высоких целей, на уровень жизни народа?
Благосостояние не ограничивается высокой зарплатой. Нужно обилие товаров. Иначе высокие цены сведут к нулю мнимый достаток. С чем мы сейчас и сталкиваемся. Разрыв между номинальной и реальной зарплатой возрастает.
Предлагается вкладывать деньги в производство, в том числе в производство товаров народного потребления, в создание техники для их выпуска, что невозможно без развития базовых отраслей промышленности. Мы слишком рано и незаслуженно почувствовали себя "обществом потребления". Собственные ресурсы и заемные средства проедаются, теряются безвозвратно. Крестьянина, сварившего кашу из семян для посева, односельчане сочли бы за умалишенного. А у нас способность перевести фонд развития производства в наличные деньги расценивается чуть ли не образцом предприимчивости.
Германия, Япония, другие страны, пережившие послевоенный ренессанс, шли к изобилию на потребительском рынке, развивая производство и во многом ограничивая сиюминутные запросы. В этом должна проявляться и наша способность выйти из кризиса и прорваться в постиндустриальное общество.
Ю.Громыко
ПРЫГАТЬ С БАЛКОНА ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Не кажется ли парадоксальным, что программный документ призывает демократизировать экономику директивным путем?
Опыт прошедших шести лет показал, что благих пожеланий и намерений недостаточно для конкретных, тем более коренных преобразований. Сейчас для многих камнем преткновения стал вопрос о собственности. В необходимости разгосударствления и приватизации вроде бы сомнений не возникает, однако сыр-бор разгорался вокруг того, что, как, когда и кому продавать или передавать? Представьте себе, если дележом вашего имущества займутся наследники, соседи и близкие, родственники, как говорится, по своему усмотрению и помимо вашей воли.
Именно государство, являющееся крупнейшим собственником и само заинтересованное избавиться от непосильной ноши управления гигантским хозяйством, должно распорядиться недвижимостью так, чтобы и волки были сыты и овцы целы.
Демократизация общества значительно опережает демократизацию хозяйственной деятельности. Надо этот разрыв устранить, разумеется, не в ущерб первому, а во благо второму. Кто, кроме государства-собственника, способен на это? То-то же.
Или возьмем для примера структурную перестройку хозяйства и модернизацию технологий, чем должен по идее сопровождаться процесс разгосударствления. Здесь также необходимо встречное движение. Акционерные общества, связанные с выпуском и сбытом продуктов конечного спроса, начнут давать верные ориентиры структурной перестройке по всей цепочке производств, скажем, через машиностроение вплоть до добывающих отраслей. Зная эти ориентиры, государство окажет ресурсную поддержку тем, кто действительно нужен стране, и поставит в стесненные обстоятельства тех, чья продукция не пользуется спросом.
Постепенно государство снимет с себя груз текущих хозяйственных забот, регулируя лишь основные пропорции производства с помощью налоговой и кредитной политики. В настоящее же время впору создать постоянные государственные органы (кстати, в ряде стран так поступали и поступают), которые осуществляли бы властные полномочия по разгосударствлению и приватизации. То же можно сказать о таких характерных для данного периода и нуждающихся в организационном начале процессах, как структурная перестройка, конверсия и т.д.
Наконец, на переходном к рынку этапе государство просто обязано взять на себя роль гаранта, способного свести к минимуму социальные издержки.
Даже в странах с развитой рыночной экономикой выход из кризисных ситуаций сопровождается – и это в порядке вещей – государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. А что говорить о нашей системе, до недавнего времени требовавшей даже для строительства дворцов культуры в областных центрах специального постановления Совмина СССР!
Кратчайший путь к рынку не обязательно – лучший. Я мог бы спрямить себе дорогу к табачному киоску, если бы прыгал с балкона пятого этажа. Но приходится идти окольным путем, дожидаться лифта. Вот пусть государство и создает лифт для подъема экономики.
На заре перестройки в Москве проходила кампания по закрытию, перепрофилированию или выводу из столицы НИИ и КБ, особенно отраслевых. Почему же сейчас вы выступаете за сохранение всех без исключения научно-исследовательских организаций?
– Потому что в командной экономике отделить успешно работающий институт от неэффективного вообще нельзя. Ведь экономические измерители в данной системе ни в коей мере не отражают полезности как материальных, так и интеллектуальных результатов деятельности.
В недавнем прошлом избежать закрытия НИИ, между прочим, было довольно просто: составить записку, в которой указать, что аналогичные исследования ведутся в США или ФРГ. Других критериев "нужности" не существовало.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Седьмой Сценарий. Часть 1. До путча"
Книги похожие на "Седьмой Сценарий. Часть 1. До путча" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кургинян - Седьмой Сценарий. Часть 1. До путча"
Отзывы читателей о книге "Седьмой Сценарий. Часть 1. До путча", комментарии и мнения людей о произведении.