» » » » Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций


Авторские права

Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций

Здесь можно скачать бесплатно "Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Московский большевик, год 1945. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций
Рейтинг:
Название:
Методика подготовки и чтения лекций
Автор:
Издательство:
Московский большевик
Год:
1945
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика подготовки и чтения лекций"

Описание и краткое содержание "Методика подготовки и чтения лекций" читать бесплатно онлайн.



Книга выпуска 1945 года о правилах подготовки и чтения лекций. Кому-то может оказать помощь, особенно начинающим лекторам и тем, у кого иногда возникает необходимость выступать перед людьми. Книга написана в советский период, поэтому изобилует примерами высказываний известных деятелей того времени, однако суть материала воспринимается легко.






Отбирая основной материал для лекции, лектор одновременно классифицирует его.

В зависимости от темы лекция, от объема ее конкретного содержания, отбираемый полноценный материал классифицируется в основном по узловым вопросам темы. Всё, что отобрано по данному вопросу: выписки, цитаты, ссылки на литературу, сама литература вопроса, сосредоточивается в одном месте, например в отдельной папке, в ящике под соответствующим названием.

Для лекции на тему «Сон и сновидения» вы классифицируете отбираемый материал примерно по таким рубрикам:

1. Анатомия и физиология мозга.

2. Нервная система.

3. Физиология сна.

4. Психофизиология сновидения.

5. Гипноз и сновидение и т. д.

Материал о творчестве И. А. Крылова можно распределить на следующие группы:

1. Биографические данные.

2. Эпоха.

3. Литературные традиции и среда.

4. Творческий путь.

5. Разбор и оценка произведений.

6. Национальные черты в творчестве Крылова.

7. Политические и социальные мотивы в баснях Крылова

8. Значение Крылова в классической русской литературе и пр.

Когда весь отобранный для лекции материал классифицирован, его приводят в систему. Систематизация заключается в том, что классифицированный материал располагается в строгой логической, смысловой последовательности (этих групп, а там, где это вытекает из содержания темы лекции, — в точном хронологическом порядке.

Так: в приведённых только что примерах не логично сначала изучать материалы, относящиеся к психологии сновидении, а позднее заняться физиологией сна или сперва заняться выявлением значения Крылова в русской литературе, а после этого изучать материал о его творческом пути.

Если отобранный материал сложен и его много, то целесообразно продолжать его классификацию и систематизацию внутри групп как по содержанию, так и по виду материала, например:

1. Документы.

2. Классики марксизма-ленинизма.

3. Монография.

4. Мемуары.

5. Художественная литература, и т. п.

Изучение материала

Классификация и систематизация материала лекции уже сами по себе составляют начало его изучения. Дальше следует углубленная работа над всесторонним освоением. всего отобранного, классифицированного и систематизированного материала.

Это изучение ведётся методами всякой научной работы. Вы внимательнейшим образом читаете новый для вас материал, вы перечитываете его, многократно возвращаетесь к трудным или к особенно важным местам изучаемого текста и делаете нужные записи и пометки. Штудируя материал, вы глубоко обдумываете его содержание и сопоставляете всё то новое, что вы из него извлекаете, с ранее накопленными вами знаниями по данному предмету.

Перед вами стоит ответственная задача — критически осваивать анализируемый материал, твёрдо опираясь на основы материалистического мировоззрения и на марксистский диалектический метод научного познания.

Записи

Изучение материала потребует от вас производства записей Что записывать? Надо выписывать те основные мысли, положения, факты, высказывания, формулировки, изречения имена, названия, статистические данные, хронологические даты и пр, которые потребуется использовать в подготавливаемой лекции. Рекомендуется делать каждую запись такого рода на отдельном листке бумаги: это позволит впоследствии расположить записи в необходимой логической и хронологической последовательности, что, значительно облегчит пользование ими при работе над текстом лекции. Подлинные высказывания, цитаты, а также цифры надо выписывать абсолютно точно. В верхней части каждой карточки коротко обозначают вопрос, к которому относится произведённая запись, а под записью указывают источник, откуда она заимствована.

Изучая, например, материал об Отечественной войне 1812 года, отбираем весьма ценное для лекций высказывание Энгельса о торговой блокаде. Выписав это высказывание на отдельную карточку, делаем поверх текста заголовок: «Энгельс о континентальной блокаде»; под текстом пишем: «Соч., т. XVI, ч. II, стр. 20».

При соблюдении такой системы выписок легко в них разобраться, даже если их будет большое количество.

В заключение надо сказать, что работа над материалом является основой подготовки к лекции. Она требует абсолютной научной добросовестности, большого внимания и тщательности. Это — напряжённая, но и плодотворная работа.

3. Построение лекции

Достоинство всякой лекции в немалой степени зависит от её построения. К работе над построением лекции приступают после того, как материал для неё в основном отобран и изучен.

Композиция

Под композицией лекции понимают сочетание её частей, то — есть логическую последовательность в их изложении и соразмерность составляющего их материала.

Композиционная стройность лекции обеспечивает чёткое, ясное, последовательное развёртывание её содержания. Она устанавливает нужное соотношение, правильную пропорциональность между отдельными частями лекции соответственно значимости каждой из них. Только при чёткой композиции лекции вы сможете уложить её содержание в рамки нормального времени, отводимого обычно на лекцию в массовой аудитории, то есть рассчитать материал в среднем на 45–50 минут.

Основными недостатками композиции лекции являются иногда логическая непоследовательность, разрывы в изложении материала из-за утери ведущей идеи лекции, растянутость одних частей за счёт сжатия других без достаточных для этого оснований, неумение отделить основное от деталей и загромождение ими лекции, формальная подача материала, без учёта целенаправленности всей лекции, незаконченность вводимых в лекцию образов, злоупотребление цитатами и ссылками, отсутствие или недостаточность обобщений и выводов.

Каковы основные элементы в композиции лекции?

Вводная часть лекции, или введение, служит для того, чтобы разъяснить слушателям тему лекции, показать его значимость, её интерес в условиях современности.

В основной части лекции вы излагаете материалистическое объяснение фактов, явлении или событий в их взаимосвязи. Вы даёте анализ и оценку их с позиций марксизма-ленинизма.

Чёткая формулировка обобщений подведёт слушателей к точным и глубоким выводам.

Лекция, в которой отсутствуют анализ, оценка и выводы, которая ограничивается одним перечислением, голым описанием фактов, лишена познавательной ценности и политико-воспитательной действенности.

Но можно впасть в противоположную крайность, если, пренебрегая фактами, построить лекцию преимущественно на отвлечённых рассуждениях, обобщениях и оторванных от конкретной действительности выводах. Научно-популярная лекция в особенности требует интересных фактов к ярких примеров.

В заключительной части лекции суммируют ранее сделанные частные выводы, формулируют теоретические и практические итоги всей темы, чтобы усилить полученную слушателями зарядку, мобилизующую их на претворение в жизнь почерпнутых из лекций знаний.

Посмотрите, до какого совершенства доведено мастерство композиции в произведениях В. И. Ленина и И. В. Сталина.

В качестве образца можно взять выдающийся философский труд В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Содержание этого труда составляют, как известно, разоблачение эмпириокритицизма как реакционной идеалистической философии, уничтожающая критика Авенариуса, Маха и их русских последователей, пытавшихся противопоставить марксистскому философскому материализму утончённый идеализм, и утверждение теоретических основ марксизма — диалектического и исторического материализма — на базе но- вейших достижений науки.

Продумаем композицию книги. В вводной главе содержится самая постановка вопроса об отношении Маха и махистов к материализму. В следующих главах Ленин противопоставляет гносеологии эмпириокритицизма, которую он подвергает бичующей критике, теорию познания диалектического материализма. Тем самым читатель вводится в самое существо резких принципиальных расхождений между двумя философскими учениями. За этим следует анализ истоков эмпириокритицизма и показ его пути к философскому идеализму. С безукоризненной последовательностью следующая глава посвящена раскрытию «физического» идеализма махизма и разоблачению его попыток использовать достижения физики в интересах философского идеализма. В последней главе труда Ленин противопоставляет объяснению общественных явлений с позиций эмпириокритицизма — единственное подлинно научное марксистское учение исторического материализма. В кратком заключении сформулированы с предельной чёткостью выводы о том, как марксист должен подходить к оценке эмпириокритицизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика подготовки и чтения лекций"

Книги похожие на "Методика подготовки и чтения лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Шик

Лев Шик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций"

Отзывы читателей о книге "Методика подготовки и чтения лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.