» » » » Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций


Авторские права

Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций

Здесь можно скачать бесплатно "Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Московский большевик, год 1945. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций
Рейтинг:
Название:
Методика подготовки и чтения лекций
Автор:
Издательство:
Московский большевик
Год:
1945
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методика подготовки и чтения лекций"

Описание и краткое содержание "Методика подготовки и чтения лекций" читать бесплатно онлайн.



Книга выпуска 1945 года о правилах подготовки и чтения лекций. Кому-то может оказать помощь, особенно начинающим лекторам и тем, у кого иногда возникает необходимость выступать перед людьми. Книга написана в советский период, поэтому изобилует примерами высказываний известных деятелей того времени, однако суть материала воспринимается легко.






ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Чтение лекции

1. Искусство и техника устной речи

Качество речи

Лекция может быть усвоена слушателями, особенно в массовой аудитории, только при том условии, если она хорошо произнесена. Действительно, нельзя не учитывать того, что воспринимать длинную речь на слух вообще нелегко. Тем более трудна эта задача для людей, слушающих лекции эпизодически и не обладающих, следовательно, прочными навыками слушания.

Хорошая по содержанию и по словесной форме лекция останется без должного воздействия на слушателей, если лектор плохо владеет искусством и техникой устной речи. Один и тот же текст по — разному слушается и воспринимается в прямой зависимости от того, как он произносится. Достаточно сравнить в этом отношении выступление на сцене или на эстраде хорошего и плохого актера или чтеца.

Вот почему лектор должен уделять очень большое внимание качеству своей речи.

Как бы тщательно лектор ни составил свою лекцию и как бы старательно ни подготовился к ней, всё же не подлежит сомнению, что живая речь неизбежно потребует от него известной доли творческой импровизации. Недаром Ем. Ярославский говорил: «Хороший агитатор творит своё слово во время речи».

Творческая работа лектора не оканчивается составлением лекции и подготовкой к её прочтению. Само выступление перед аудиторией представляет собой творческий акт с присущими ему отличительными чертами. Незабываемая вдохновенная речь С. М. Кирова на XVII съезде партии служит примером творческого отношения к устному выступлению. Образцами творческого подхода к своим выступлениям являются замечательные речи перед массовой аудиторией М. И. Калинина.

Живое слово

Лекцию надо произносить, конечно, не по заученному заранее тексту, а обращаясь непосредственно к слушателям с живым словом. Нельзя в массовой аудитории читать лекцию по тому тексту, который был вами написан в ходе подготовки к ней. По этому поводу Ем. Ярославский писал: «… надо стараться обращаться к слушателю с живым словом, а не читать подряд написанное. Нет ничего утомительнее для слушателя, если оратор, не глядя на слушателей, читает, как пономарь, по написанному».

Конспект лекции или тезисы и вспомогательные записи надо держать перед собой для цитат, ссылок, а также для правильного соблюдения композиции лекции, в особенности в тех случаях, когда лектор выступает с данной лекцией впервые.

От лектора требуется связная, плавная речь. Необычайно трудно и томительно слушать речь прерывающуюся, когда говорящий делает ненужные паузы между предложениями или посреди произносимой фразы ищет слова, растягивает их сочетания.

Вместе с тем речь лектора должна быть свободной, гибкой и живой. Это значит, что в ней не следует употреблять заученных, трафаретных выражений, а нужно творчески вводить новые слова, выражения, предложения и более пространные оригинальные монологи, применяясь к составу слушателей, к текущему моменту и т. п.

Выступая перед аудиторией, никогда не подбирайте «изысканных» выражений, не подыскивайте «красивых» слов. Очень хорошо говорит об этом знаменитый французский романист Флобер, подобно нашему Тургеневу, один из лучших мастеров литературного языка: «Чем прекраснее мысль, — тем звучнее фраза, будьте уверены. Определённость мысли вызывает, — и есть сама по себе, — определённость слова. Если вы точно знаете, что вы хотите сказать, вы это скажете хорошо».

Для оживления речи можно применять временами вопросительную форму: поставленный лектором вопрос невольно усиливает внимание и интерес слушателей, ждущих от лектора ответа на него. То же следует сказать о противопоставлениях, о метких сравнениях, о риторических повторениях.

В отдельных случаях можно прибегать к драматизации речи путём введения в неё коротких диалогов тех лиц, о которых лектор рассказывает Этот метод при уметом пользовании им даёт очень хорошие результаты в лекциях на литературные, исторические и биографические темы.

Мастерски применяются эти приёмы товарищем Сталиным. Вот несколько примеров:

«Что требуется для того, чтобы перегнать экономически главные капиталистические страны?».

«Каковы итоги пятилетки в четыре года в области промышленности?

Добились ли мы победы в этой области?

Да, добились».

«Что выиграла и что проиграла фашистская Германия, вероломно разорвав пакт и совершив нападение на СССР?»

«Вопрос стоял так: либо мы эту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, либо мы её не разрешим и тогда наша страна — слабая технически и тёмная в культурном отношении — растеряет свою независимость и обратится в объект игры империалистических держав».

«Стало быть, есть только два пути: либо вперёд, на гору — к новому, колхозному строю, либо назад, под гору старому, кулацко — капиталистическому строю.

Третьего пути нет».

«У нас не было чёрной металлургии, основы индустриализации страны. У нас она есть теперь.

У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь.

У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь».

«Вот она, эта беседа.

Я: Как у вас обстоит дело с севом?

Он: С севом, товарищ Сталин? Мы мобилизовались (Смех.)

Я: Ну, и что же?

Он: Мы поставили вопрос ребром. (Смех.)

Я: Ну, а дальше как?

Он: У нас есть перелом, товарищ Сталин, скоро будет перелом. (Смех.)

Я: А все-таки?

Он: У нас намечаются сдвиги. (Смех).

Я: Ну, а все-таки, как у вас с севом?

Он: С севом у нас пока ничего не выходит, товарищ Сталин. (Общий хохот.)

Вот вам физиономия болтуна».

Дикция

Дикция лектора должна быть ясной и чёткой; слова следует произносить внятно, не проглатывая их окончания.

Интонации голоса нужны разнообразные, соответствующие смыслу и настроению произносимых слов, естественные и искренние. Лектор должен избегать неискреннего пафоса, искусственной взволнованности, чрезмерно подчёркнутых интонаций; все это снижает подлинную культуру устного выступления и быстро приедается слушателям. С другой стороны, надо преодолевать монотонность, вялость, мертвенное однообразие своей речи.

B особенности ярко должны звучать декламируемые лектором стихи и прозаические тексты, а также цитаты, диалоги.

Говорить перед массовой аудиторией следует неторопливо, но и не замедляя чрезмерно темпа своей речи. Её темп вы должны соразмерять с возможностью для данного состава слушателей без напряжения воспринимать и усваивать её содержание. В противном случае создаётся положение, о котором не без сарказма говорил Ем. Ярославский: «Иной оратор, как горох, сыплет слова, не уследишь за его речью».

Если время, отведённое на лекцию, истекает и лектор вынужден ускорить свою речь, то делать это нужно не резким рывком, а плавным переходом к более быстрому произнесению нужных слов.

Силу своего голоса лектор должен соразмерять с теми акустическими и прочими внешними условиями, при которых ему приходится выступать; нельзя говорить одинаковым голосом в небольшой комнате перед двадцатью слушателями и на открытом воздухе перед многочисленной аудиторией. Независимо от этого, чередование повышений и понижений голоса стоит в естественной зависимости от смысла и характера произносимых слов и от желания оратора выделить, особо подчеркнуть, сильнее запечатлеть отдельные места си речи.

Существенное значение имеет умение оратора управлять своим дыханием. Неправильное, чрезмерно быстрое расходование дыхания быстро исчерпывает силы говорящего. В особенности важно, но, конечно, и трудно сохранять ровное и спокойное дыхание в тех местах вашей речи, где вы, в соответствии с её содержанием, говорите с искренним подъёмом, взволнованно.

Как и в других вопросах техники речи, и в отношении владения дыханием значительные успехи достигаются тренировкой.

Мимика и жесты

Согласитесь, что если на протяжении всей лекции лектор ни азу не изменит выражения своего лица, не переменит своей позы, не повернёт головы, не сделает ни одного жеста руками, то он произведёт на своих слушателей мертвящее, тягостное впечатление.

Во время чтения лекции следует попеременно обращаться к разным частям аудитории, соответственно меняя своё положение на трибуне, кафедре или эстраде по отношению к разным группам слушателей. Не надо непрерывно ходить взад и вперёд перед слушателями, так как это мешает им сосредоточиться.

Нужно добиваться того, чтобы ваши жесты и мимика были разнообразными, выразительными, естественными, чтобы они соответствовали смыслу и характеру излагаемого материала. И мимика, и жесты должны быть особенно выразительными во время декламирования художественных отрывков. Наряду с этим, надо избегать преувеличенной мимики, подчёркнутой жестикуляции: это отвлекает внимание слушателей от содержания речи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методика подготовки и чтения лекций"

Книги похожие на "Методика подготовки и чтения лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Шик

Лев Шик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Шик - Методика подготовки и чтения лекций"

Отзывы читателей о книге "Методика подготовки и чтения лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.