» » » » Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы


Авторские права

Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы

Здесь можно купить и скачать "Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Центрполиграф, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы
Рейтинг:
Название:
Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-227-03673-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы"

Описание и краткое содержание "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы" читать бесплатно онлайн.



Книга с головой окунает нас в атмосферу послереволюционного Ленинграда — города, устремленного в счастливое коммунистическое будущее. Новое время требует нового мышления и нового искусства, и на смену старому, отжившему приходит бодрый и энергичный авангард. В архитектуре модерн сменяется функциональным сдержанным конструктивизмом. В городе немало зданий, построенных в этом духе. Именно они и оказываются в центре внимания автора.

На наших глазах история оживает! Страна строит новые жилые дома, общежития, школы, больницы. Возводятся дома культуры, универмаги, за воды, разбиваются сады и парки — все, без чего не сможет жить человек будущего. Все функционально! Ничего лишнего! И пусть сейчас этот стиль кажется бездушным и прямолинейным, он был воплощенной мечтой о новом обществе, и то, что мечта так и осталась утопией, — не его вина…

Иллюстрированная старыми и современными фотографиями, книга будет интересна всем, кто увлекается архитектурой, всем, кому хочется узнать живую историю Северной столицы.






Крестовский жилмассив. Фото 1930-х годов


Рядом располагалось еще несколько интересных конструктивистских домов — так называемые «тахитектоны», разработанные инженером И.В. Рянгиным. Тахитектон означает в переводе с греческого «шагающий строитель». Новая техника строительства позволяла создать здание за 40 дней внутри скользящей опалубки.

Опалубка — это коробчатая конструкция, заполняемая бетоном. Вдоль будущего дома с обеих сторон прокладывали рельсы для «П»-образного подъемного крана, к которому прикреплялась опалубка для создания типовой секции. При возведении стен в скользящей опалубке сначала бетонируют опорный ярус высотой 70–80 см. Кран, проходя всю длину дома, штампует секции первого этажа и т. д. Затем опалубку плавно поднимают гидродомкратами со скоростью 20–30 см/ч и одновременно укладывают слой бетона толщиной 20–30 см. Каждый последующий слой укладывают до схватывания ранее уложенного. Таким образом, дом быстро растет в высоту и в длину. И.В. Рянгин построил на Крестовском острове комплекс двухэтажных блокированных коттеджей, каждая квартира в которых располагалась на двух уровнях и имела отдельный вход. К сожалению, из-за несовершенства строительной техники 1930-х годов качество бетонных стен было невысоким, и они постепенно начали разрушаться. Последний дом-«тахитектон» обвалился и был снесен в 2007 году.

Жилкомбинат для работников Водопроводной станции

Утрачен.

Неподалеку от Таврического сада, на улице Шпалерной (переименованной в 1918 г. в ул. Воинова, в честь погибшего большевика Ивана Авксеньтьевича Воинова), в конце 1920-х годов снесли здания конюшен, принадлежащих Аракчееву. Освободившееся место использовали в 1930 году для постройки небольшого жилгородка по проекту архитектора К.Д. Халтурина, предназначавшегося для работников Станции городского водопровода, расположенной по адресу: ул. Воинова, 56.

Семь жилых зданий поставлены в «строчной застройке» — параллельными рядами-строчками вне зависимости от направления улиц. Четыре почти глухих торца обращены на красную линию улицы Воинова. Корпуса 2, 3, 4 образуют равные пространства открытых дворов-садов. К ним со сдвигом примыкают корпуса 5, 6, 7, соединенные с более ранними доходными домами.

До начала 2000-х годов эта территория принадлежала Строительно-экономическому колледжу городского хозяйства, здесь располагалось общежитие, именуемое в народе «гребенкой», из-за того, что дома, выходившие на улицу торцами, напоминали зубья расчески.

Городок снесли в начале 2000-х годов.

Жилмассив для работников мясокомбината им. С.М. Кирова

Современный адрес — Московское шоссе, 14, корп. 1; 16, корп. 1.

Построен перед самой войной в 1936–1941 годах по проекту архитекторов A.A. Юнгера, H.H. Лебедева и А.Н. Сибирякова. Бросается в глаза смена архитектурной моды, которая после войны приведет к смене архитектурного стиля. Дома семиэтажные, многоквартирные, с претензией на монументальность. Дугообразные, они обрамляют небольшую площадь, где был распланирован сквер с фонтаном и аллея вдоль фасадов зданий. Здания украшают высокие сквозные арки, башни. Первый этаж, где располагались магазины, отделан рустом. Дворовые фасады практически не уступают лицевым по богатству отделки. Только угловые балконы напоминают о конструктивизме.



Московское шоссе, 14. Современное фото


Переход к многоэтажным домам был отчасти обусловлен экономическими соображениями: он позволял экономить средства на прокладке коммуникаций. Вместе с тем дома отражали и дух времени. Торжественный и монументальный стиль лучше соответствовал эпохе зарождавшегося культа личности, чем скромные здания жилмассивов.

По первоначальному проекту предполагалась постройка еще нескольких корпусов в глубине квартала, там же планировали возвести детский сад и ясли. По Генеральному плану 1938–1939 годов решено перенести в этот район центр города и сделать будущую Московскую площадь местом массовых демонстраций, парадов и других торжеств. Здания жилмассива, расположенные поблизости от Московской площади, должны были служить достойным обрамлением нового центра. Однако после окончания войны по Генеральному плану 1946–1948 годов создание центра на юге города признали нецелесообразным.

Комплексная застройка в Автово

Современный адрес — ул. Зайцева, 7-11; Краснопутиловская ул., 15; ул. Маринеско, 2.

Застройка района Автово началась в 1930-е годы под руководством Андрея Андреевича Оля. В 1937–1941 годах застроили всего несколько кварталов (арх. В.Ф. Белов, В.А. Каменский, Л.Е. Асс) по четной стороне проспекта Стачек. Достройка многих домов и новое строительство продолжилось после Великой Отечественной войны, тогда же руководство перешло к В.А. Каменскому.

В планировке предусматривались парадные фасады, оформленные ризалитами, порталами и арками в стиле «сталинского ампира», и большие дворы-сады, оставшиеся «в наследство» от конструктивизма. Галина Андреевна Оль, дочь A.A. Оля, архитектор-проектировщик, написавшая несколько книг по истории живописи и архитектуры, так вспоминает об этой работе отца.

«…Впервые решалась задача комплексной функциональной и архитектурной организации крупной городской территории жилыми зданиями.



Планировка района Автово. Архитекторы М. Лохманов, А. Печатников, А. Афонченко. Проект 1937–1949 годов


Объемно-пространственная композиция всего комплекса в целом и каждого его компонента в частности, их взаимосвязь, соотношение крупных жилых домов с небольшими зданиями детских учреждений, сочетание открытых пространств с относительно замкнутыми дворами-садами, определение размеров зданий, формирующих крупную городскую магистраль — проспект Стачек, — таков круг градостроительных задач, успешно решенных А. Олем и его помощниками В. Беловым, В. Лапкиной, А. Лейман, А. Модзалевским, Д. Таракановым, Н. Шифриным и др. Стремясь сохранить архитектурную преемственность с историческим центром города, А. Оль не нарушает резко традиционную периметральную застройку улиц, соединяя арками здания, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, и включая в композицию фасадов ордер. Трехчетвертные колонны и пилястры стилизованного ионического ордера объединяют четвертый и пятый этажи».

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЩЕЖИТИЯ

Жилой городок Политехнического института

Новый жилой городок Политехнического института расположен неподалеку от современной станции метро «Лесная». Он возводился между Лесным проспектом, Флюгеровым переулком (назван по фамилии землевладельца, переименован в Кантемировскую ул., новое название дано в 1956 г. в честь боев при городе Кантемировка в 1942 г.), Антоновским переулком (назван по фамилии землевладельца, переименован в 1969 г. в ул. Харченко, в честь пулеметчика 2-й Ленинградской партизанской бригады) и Муринским переулком (ныне — ул. Капитана Воронина, название дано в 1964 г. в честь знаменитого полярника, капитана ледоколов «Седов» и «Ермак» и парохода «Челюскин»).

Со студентами технических вузов страна связывала совершенно особые надежды: во-первых, им предстояло построить страну победившего коммунизма, где умные машины избавят людей от тяжелой и монотонной работы. Во-вторых, студенты легче, чем взрослые люди, соглашались на условия коллективной жизни: зачастую у них не было времени и желания готовить и они предпочитали есть в столовых, они были нетребовательны к бытовым условиям и привыкли весело проводить время, вместе работать и отдыхать.

Политехнический институт ведет свою историю с 1899 года и к 1917-му он уже заслужил репутацию выдающегося высшего учебного заведения. «Русским Кембриджем в Лесном» называли в начале XX века Политехнический институт и расположенный неподалеку Лесной институт (ныне — Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет (СПбГЛТУ)).

В апреле 1920 года в институте по заданию Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) начала работу группа по разработке проекта электрификации Северного района. С ее участием началось возведение таких первенцев отечественной гидроэнергетики, как Волховская и Днепровская ГЭС.

Первоначальный план строительства предусматривал создание двух четырехэтажных корпусов студенческого общежития. Однако в 1920-1930-х годах этого оказалось недостаточно. Уже в 1920-е годы в соответствии с декретом Совнаркома был организован «срочный выпуск» инженеров-специалистов и рабфак, давшие возможность многим молодым рабочим и крестьянам получить высшее образование. Эти годы в институте работали два ученика академика А.Ф. Иоффе — H.H. Семенов и П.Л. Капица, ставшие Нобелевскими лауреатами в 1956 и 1978 годах соответственно. С 1923 года был введен «групповой» («бригадный») метод обучения, фактически упразднивший лекции, а также «непрерывная производственная практика» — перевод до половины учебных занятий в цеха и на строительные площадки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы"

Книги похожие на "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Первушина

Елена Первушина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы"

Отзывы читателей о книге "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.