» » » » Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы


Авторские права

Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы

Здесь можно купить и скачать "Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Центрполиграф, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы
Рейтинг:
Название:
Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-227-03673-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы"

Описание и краткое содержание "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы" читать бесплатно онлайн.



Книга с головой окунает нас в атмосферу послереволюционного Ленинграда — города, устремленного в счастливое коммунистическое будущее. Новое время требует нового мышления и нового искусства, и на смену старому, отжившему приходит бодрый и энергичный авангард. В архитектуре модерн сменяется функциональным сдержанным конструктивизмом. В городе немало зданий, построенных в этом духе. Именно они и оказываются в центре внимания автора.

На наших глазах история оживает! Страна строит новые жилые дома, общежития, школы, больницы. Возводятся дома культуры, универмаги, за воды, разбиваются сады и парки — все, без чего не сможет жить человек будущего. Все функционально! Ничего лишнего! И пусть сейчас этот стиль кажется бездушным и прямолинейным, он был воплощенной мечтой о новом обществе, и то, что мечта так и осталась утопией, — не его вина…

Иллюстрированная старыми и современными фотографиями, книга будет интересна всем, кто увлекается архитектурой, всем, кому хочется узнать живую историю Северной столицы.






В апреле 1920 года в институте по заданию Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) начала работу группа по разработке проекта электрификации Северного района. С ее участием началось возведение таких первенцев отечественной гидроэнергетики, как Волховская и Днепровская ГЭС.

Первоначальный план строительства предусматривал создание двух четырехэтажных корпусов студенческого общежития. Однако в 1920-1930-х годах этого оказалось недостаточно. Уже в 1920-е годы в соответствии с декретом Совнаркома был организован «срочный выпуск» инженеров-специалистов и рабфак, давшие возможность многим молодым рабочим и крестьянам получить высшее образование. Эти годы в институте работали два ученика академика А.Ф. Иоффе — H.H. Семенов и П.Л. Капица, ставшие Нобелевскими лауреатами в 1956 и 1978 годах соответственно. С 1923 года был введен «групповой» («бригадный») метод обучения, фактически упразднивший лекции, а также «непрерывная производственная практика» — перевод до половины учебных занятий в цеха и на строительные площадки.

16 сентября 1928 года Совнарком СССР принимает постановление об удвоении до конца пятилетки доли инженеров в крупной промышленности. Правительственное распоряжение о бронировании мест для детей трудовой интеллигенции привлекло в институт огромное число абитуриентов. К концу 1928 года число принятых в Политех студентов достигает восьми тысяч. Особенно популярными были физико-механический и экономический факультеты, а год спустя в Политехническом институте появляются два новых факультета — водного хозяйства и авиастроительный.

Жилмассив построен в 1930–1933 годах по проекту архитекторов С.Е. Бровцева, A.B. Петрова, М.Д. Фельгера и инженера К.В. Сахновского. Включал в себя семь жилых корпусов, фабрику-кухню (ул. Капитана Воронина, 13, корп. а, б и в), клуб (Парголовская ул., 11, корп. 2, лит. А), прачечную (ул. Капитана Воронина, 11, лит. А). Жилые корпуса составлены из секций, расположенных уступом. В их оформлении использованы прямоугольные арки на высоких столбах, ленточные окна, угловые балконы и лестничные клетки, помещенные в полукруглые ризалиты, напоминающие башни. В торцах домов расположены большие комнаты, оснащенные чертежными досками, где студенты могли готовиться к занятиям.

Принятое в июне 1936 года постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) по высшей школе позволило Политехническому институту вернуться к традиционным формам обучения студентов с обязательными по всем предметам зачетами, экзаменационными сессиями, дипломным проектированием и отметками взамен групповых занятий. В институт стали приниматься только имеющие законченное среднее образование, вступительные экзамены стали конкурсными, преимущество при зачислении получили отличники.

Звание выпускника Политехнического института высоко ценилось и в России, и во всем мире. Выпускниками Политехнического института были Николай Леонидович Духов — советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия (1932 г.), Михаил Ильич Кошкин — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34 (1934 г.), Тарас Николаевич Соколов — главный конструктор ОКБ «Импульс» Министерства общего машиностроения СССР (1935 г.), писатель Даниил Гранин (1940 г.) и многие другие выдающиеся ученые и инженеры.

Общежития Транспортного института

Современный адрес — квартал между Большой и Малой Посадскими улицами и Певческим переулком.

Первая очередь комплекса создавалась в 1929–1931 годах по проекту архитектора Г.А. Симонова, вторая — в 1932–1935 годах по проекту архитектора П.В. Абросимова.

Этот единый дом огромен, занимает целый квартал, окружая не менее огромный двор, где нашлось место и для сквера, и для детской и спортивной площадок.

Композиция здания построена на сопоставлении нескольких крупных объемов, прорезанных широкими прямоугольными оконными проемами. Направление на Каменностровский проспект подчеркнуто мощным треугольным в плане объемом с острым углом, в котором располагается зал. К нему примыкает изогнутый объем с жилыми ячейками, идущий вдоль тихого и зеленого проезда внутри квартала, и корпус прямолинейных очертаний.

Здания украшены рустовкой, что сближает их с находящимися рядом домами начала XX века, и «типично конструктивистскими» балконами. В более поздних корпусах появляются колонны. Они складываются в колоннады, идущие по периметру дома, что напоминает о греческих портиках и о греческой культуре, пронизанной любовью к знаниям — очень уместное украшение для студенческого общежития. Впрочем, колонны нельзя назвать классическими — они необычной прямоугольной формы и сложены из блоков.

Некоторые исследователи архитектуры находят в плане этого здания серп и молот, но это, конечно, преувеличение. Большой, плавно изогнутый объем главного корпуса немного напоминает лезвие серпа, но на этом сходство заканчивается. Нужно сказать, что конструктивисты никогда не гнались за внешними эффектами и никогда не жертвовали ради них функциональностью помещения.

Общежития студентов Промакадемии и Текстильного института

Современный адрес — Садовая ул., 53.

Иногда архитекторам-конструктивистам приходилось вписывать свои дома в классическую застройку центра города. Дело это было нелегкое, требовавшее большого такта и изобретательности.



Садовая ул., 53. Фото 2012 года


Одним из примеров такого архитектурного решения является Общежитие студентов Промакадемии, построенное в 1932–1937 годах по проекту архитектора М.С. Кунцмана.

Ленинградский филиал Промакадемии, готовившей руководителей промышленности, с 1929 года работал в Мариинском дворце. Место для общежития нашли поблизости — на Садовой улице.

Фасад дома подчеркнуто прост. Единственным его украшением являются большие окна, перекликающиеся в окнами расположенного рядом Дома городских учреждений (Садовая ул., 55), построенного в 1904–1906 году в стиле модерн, да «типичная конструктивистская подворотня» — высокая, на опорных столбах. Таким образом, каждый получил то, что ему нужно: студенты — функциональные помещения с хорошей освещенностью, город — здание, не выбивающееся из ряда других и не нарушающее сложившийся архитектурный облик одной из главных улиц.



Садовая ул., 53. Элемент декора


Над подворотней, между окнами второго этажа, помещены небольшие рельефы с изображением серпа и молота. Возможно, появление этих украшения — знак изменений, происходивших в идеологии и искусстве. В 1932 году ВКП(б) признала конструктивизм вредным формализмом в архитектуре и призвала зодчих к «освоению классического наследия». Проект здания был подготовлен раньше, еще в «эру конструктивизма», но, вероятно, автору пришлось уже по ходу придумывать украшения в духе «социалистической эстетики».

Рядом (Садовая ул., 54) в 1938–1950 годах возвели корпус общежития Текстильного института по проекту архитекторов Е.А. Левинсона, И.И. Фомина, Я.Я. Мацкевича (строительство прервали в 1941 г. и возобновили после войны). Газета «Вечерний Ленинград» в 1950 году писала: «„Ленвузстрой“ ведет дело крайне плохо. Труд организован неудовлетворительно. На площадке бывают случаи длительных простоев рабочих из-за отсутствия материалов.

Качество работ низкое. Штукатурка внутренних помещений ведется небрежно. Часть ступеней главной лестницы придется перекладывать заново. Ряд участков сети нейтрального отопления смонтирован технически неграмотно…

До сих пор не приступили строители и к отделке лицевого фасада, хотя ее следовало завершить еще в прошлом году. Ответственность за это ложится не только на „Ленвузстрой“, но и на трест „Ленпроект“, который никак не может снабдить строителей рабочими чертежами.



Вознесенский пр., 44–46. Фото 2012 года


Архитекторы Е.А. Левинсон и И.И. Фомин составили проект здания почти 15 лет назад и до сих пор продолжают вносить в него изменения. В результате этого стены, например, придется в одних местах скалывать, а в других — утолщать на полкирпича».

В архитектурном декоре здания заметны приметы времени — его украшают колонны, фриз, барельефы над окнами — свидетельства торжества «сталинского ампира».



Вознесенский пр., 44–46. Элемент декора


Частью ансамбля является также Дом легкой промышленности (Вознесенский пр., 44–46), построенный Е.А. Левинсоном, И.И. Фоминым немного раньше — в 1931–1935 годах, и поэтому выдержанный в более строгом соответствии законам конструктивизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы"

Книги похожие на "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Первушина

Елена Первушина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Первушина - Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы"

Отзывы читателей о книге "Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.