Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
Эдгар восстанавливает Лира на троне и женится на Корделии. Эта переделка, сохранявшаяся на англ. сцене до 1832, основывалась на стремлении подчинить пьесы Ш. просветительской морали - поражение зла и победа добродетели. Так переделывались в 18 в. и др. произведения. Д. Гаррик возродил Ш. на англ. сцене (сер. 18 в.). Переделки пьес Ш. в духе классицизма появляются во Франции (Ж. Дюси, П. Летурнёр). В Германии благодаря удачным переводам Виланда и критике Г. Э. Лессинга Ш. приобретает большую популярность; писатели эпохи "бури п натиска" объявляют творчество Ш. высшим образцом драматич. поэзии. В конце 18 нач. 19 вв. на сцене англ. т-ров пост. трагедий Ш. создают Дж. Кембл и С. Сиддонс, играющие Ш. в возвышенно-героич. манере. Новый этап в сценич. истории драматургии Ш. начинается в эпоху романтизма. Э. Кин придаёт исполнению ролей Ричарда III, Шейлока и Лира огромную страстность. Начинается восстановление подлинных текстов Ш., актёры У. Макреди и др. отказываются от переделок. Ч. Кин вносит историзм во внешнее оформление пост. Ш. Но внимание к постановочной стороне спектакля опять приводит к изменению текста Ш., к-рый подвергается переработкам для создания постоянных декораций к пяти актам (на акты пьесы Ш. делятся ещё со 2-й пол. 17 в.). Это вызывает перестановку сцен, значит, сокращение текста. Эти переделки вносятся даже в спектакли т-ра "Лицеум" (Лондон), где Г. Ирвинг пост. почти все пьесы Ш. Увлечение постановочными эффектами достигает кульминации в пост. Г. Бирбома Три. В 19 в. т-ры европ. стран всё шире ставят произведения Ш., ив этих спектаклях раскрывается дарование мн. актёров и реж. В Германии - К. Иммерман, Л. Дев-риент К*. Зейдельман, Ф. Дингельштедт и Др., во Франции-Ф. Ж. Тальма Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли основали нац. школы интерпретации Ш., сохранившие элементы декламац. стиля классицистской трагедии. В Италии выдающиеся сценические воплощения трагических героев Ш. создали Т. Сальвини, Э. Рос-си, Э. Дузе. В США выдвинулись А. Олдридж, Э. Бутс, в Австрии - И. Кайнц. На рубеже 19-20 вв. в Англии в пьесах Ш. выступали Б. Салливен, Э. Фо-сит, Д. Форбс-Робертсон и др. В России наиболее прославленными исполнителями ролей в пьесах Ш. был П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, А. П. Ленский, А. И. Южин, трагики-гастролёры М. В. Дальский, М. Т. Иванов-Козелъский, П. В. Самойлов, бр. Аделъ-гейм, Н. П. Россов и др.
Нач. 20 в. отмечено изменением принципов сценич. воплощения пьес Ш., связанным прежде всего с режиссурой Мейнингенского театра, где Л. Кронек впервые отказался от спектаклей, строившихся исключительно на ведущих актёрах, и добился единства всего ансамбля. В Англии реж. У. Поэл выдвинул требование сохранения полного текста пьес Ш., отказался от перестановок сцен. В созданном им Елизаветинском сценич. об-ве осуществил пост. пьес Ш. на сцене, устройство к-рой приближалось к сцене т-ра эпохи Шекспира X. Гренвилл-Баркер выдвинул принцип освобождения сцены от излишних декораций и заменил декламационно-ораторский стиль исполнения Ш. совр. психологически углублённой игрой. Психологич. правдоподобия и историч. достоверности добивались в шекспировских спектаклях МХТ К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, напротив М. Рейн-хардт, Э. Г. Крэг выдвигали принцип условно-симво-лич. пост. пьес Ш. Многообразные искания в т-ре нач. 20 в. продолжались в спектаклях, пост. после 1-й мировой войны. В Англии, где сохраняется система актёров-"звёзд", в пост. пьес Ш. гл. внимание сосредоточено на актёрском исполнении. Широкую известность получили создатели образов Ш.-А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Торндайк и др. В 50-60-х гг. наряду с отдельными блестящими исполнителями - Л. Оливье, М. Редгрев, Р. Ричардсон, В. Ли, М. Эванс, П. Эшкрофт, П. Скофилд и др. - утверждается и принцип ансамблевого исполнения спектакля, что стало возможным благодаря организации репертуарных т-ров: "Олд Вик" (с 1963 Национальный т-р), Шекспировский мемориальный т-р (с 1961 - Королевский шекспировский т-р). Англ. режиссёры П. Брук и П. Холл пост. в Королевском шекспировском т-ре значит, спектакли. Среди лучших спектаклей 60-х гг.- "Король Лир" (1963, реж. П. Брук; Лир - П. Скофилд), "Отелло" (1964, Отелло - Л. Оливье). В США выдвинулись Дж. Барримор, О. Уэллес, К. Корнелл и др. После 2-й мировой войны ряд пост. Ш. осуществили во Франции Ж. Л. Барро, Ж. Вилар.
Новаторские тенденции в пост. пьес Ш. отчётливо проявились в спектаклях сов. т-ров, сочетавших монументальность с психологич. правдой и романтич. страстностью: спектакли "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции, реж. А. Д. Попов, худ. Шлепянов;
Джульетта - Бабанора), "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. Радлов; Отелло - Остужев), "Король Лир" (1935, Моск. еврейский т-р, реж. Радлов, худ. Тышлер;
Лир - Михоэлс, Шут - Зускин) утвердили постановочный стиль шекспировских трагедий, сохранившийся на сов. сцене и все последующие годы. Пост. комедий Ш.: "Двенадцатая ночь" (1933, MX AT 2-й, реж. Гиацинтова, Готовцев), "Много шума из ничего" (1936, Т-р им. Евг. Вахтангова, реж. Рапопорт; Бенедикт - Симонов, Беатриче - Мансурова), "Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. А. Д. Попов, худ. Шифрин;
Катарина - Добржанская), "Как вам это понравится" (1940, Т-р им. Ермоловой, реж. Хмелёв и Кне-бель; Жак - Якут), определили жизнерадостную красочность, тонкую иронию и в то же время глубокое психологич. раскрытие характеров героев. В 50- 60-х гг. были пост. спектакли: "Гамлет" (1954, Т-р им. Маяковского, реж. Охлопков, худ. Рындин; Ленингр. т-р им. Пушкина,реж. Г.Козинцев, худ. А. Тышлер). "Юлий Цезарь" (1958, Т-р им. Хамзы, реж. Гинзбург), "Гамлет" (1961, Ташкентский рус. т-р, реж. Михаилов, худ. Вальденберг, Ушаков; Гамлет Рецептор), "Ричард III" (1962, Куйбышевский т-р, реж. Монастырский, худ. Белов; Ричард III - Засухин), "Кори-олан" (1964, т-р "Ванемуйне", Тарту, реж. Ирд, худ. Сандер; Кориолан - Коппель) и др.
Соч.: The works of Shakespeare. A new variorum ed." by Н. Н. Furness, [a. o.], v. 1-18, Phil., 1870 - (каждый том-пьеса и комм. к ней), изд. продолжается под руков. Шекспировской ассоциации США; The works, ed. by W. A. Wright, v. 1-9, Cambr.- L., 1891-93 (Cambridge ed.);
The New Cambridge Shakespeare, ed. by A. Quiller-Couch and J. Dover Wilson, 1921-1960 (каждый том - пьеса и KOMM. к ней); The new Arden Shakespeare, ed. by U. Ellis-Fermore and H. F. Brooks, L., 1951 (каждый том- пьеса и комм. к ней); The works. The Globe edition, Cambr.- L., 1864 (текст старого Кембридж, изд., много-числ. перепечатки); The complete works (The Oxford .Shakespeare, ed. by G. J. Craig, L., 1904 (совр. перепечатки);
The complete works, ed. by G. L. Kittredge, Boston, 1936;
Complete works, [v. 1-4], ed. by P. Alexander, L.- Glasgow, 1954-58; ... ed. by C. J. Sisson, L., 1954; Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1-3, изд. Н. В. Гербеля, СПБ, 1899; Сочинения, т. 1-5, под ред. С. А. Венгерова, СПБ, 1902-04; Полное собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и С. С. Динамова, т. 1-8, М.-Л., 1936-50; Полное собр. соч., под ред. А. Смирнова и А. Аникста, т. 1-8, М., 1957-60; В. Шекспир, Трагедии, пер. Б. Пастернака, т, 1-2, М.- Л., 1949.
Лит.: Chambers E. К., William Shakespeare. A study of facts and problems, v. 1-2, Oxf., 1930; Reese M. M., Shakespeare, his world and his work, L., 1958; Bent-ley G. E., Shakespeare. A biographical handbook. New Haven, 1961; АН икс т А., Шекспир, М., 1964; Brad-ley А. С., Shakespearean tragedy, L., 1904; R a l i e g h W., Shakespeare, L., 1907; Schucking L. L., Die Charakterprobleme bei Shakespeare, Lpz., 1919; S t o l l E. E., Art and artifice in Shakespeare, Cambr., 1933; Knight G. W i l s o n. The wheel of fire, L., 1930; Spurgeon С. Т. E., Shakespeare's imagery..., Cambr., 1935; С lern e n W., Shakespeares Bilder, Bonn, 1936; С h а г l t o n H. B., Shakespearean comedy, L., 1938; Spencer Т., Shakespeare'and the nature of man, Cambr., 1.943; Se -well A., Character and society in Shakespeare, Oxf., 1951; Brown J. R., Shakespeare and his comedies, L., 1957; Reese М. М., The cease of majesty, L., 1961;
Ellis-Fermor U., Shakespeare the dramatist and other papers, L., 1961; Морозов М., Шекспир. 1564-1616, 2 изд., М., 1956; его же, Избр. статьи и переводы, М., 1954; Смирнов А., Шекспир, Л.-М., 1963; Козинцев Г., Наш современник В. Шекспир, Л.-М., 1962;
А н и к с т А., Творчество Шекспира, М., 1963; Шекспировский сборник, т. 1-3, М., 1947, 1958, 1963; Шекспир и русская культура, М.- Л., 1965; Granville-Bar-ker Н., Prefaces to Shakespeare, v. 1-5, L., 1927-49;
Wilson Knight G., Principles of Shakespearean production, [L.], 1949; Brown Russel J., Shakespeare's plays in performance, L., 1966; А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965; его же, Сценич. история драматургии У. Шекспира, в кн.: Шекспир, Полное собр. соч., в 8 тт., т. 8, М., 1960, с. 597-632; Иллюстрации, там же, т. ?, с. 633 и далее; Мастера театра в образах Шекспира, сост. М. Морозов, М., 1940; Н е л ьс С. М-, Шекспир на советской сцене, М., 1960; О dell, Shakespeare from Betterton to living, L., 1920; "T r e w i n J., Shakespeare on the English Stage. 1900- 1950, 1965; E b i s с h W. and Schucking L.L., A Shakespeare bibliography, Oxf. ,1931; Ebisch W.,Schucking
L. L., Supplement to the year.1930-1935, Oxf., 1937; Smith G.. R o s s., A classified Shakespeare bibliography 1936-1958, Pennsilvania, 1963; Шекспир. Библиография рус. переводов и критич. литературы на рус. языке. 1748-1962. Сост. П. М. Левидова, М., 1964. А. А.
ШЁЛЕГ, Анатолий Григорьевич (р. 25.XII.1909) - белорус. сов. актёр. Нар. арт. БССР (1951). Чл. Ком-мунистич. партии с 1943. В 1933 окончил театр. студию при 2-м Белорус. гос. т-ре (ныне Т-р им. Я. Кола-са). По окончании студии вступил в труппу этого т-ра. Ш. играет преимущественно роли социальных героев, создал ряд образов современников. Его сце-нич. образы отличаются внутр. силой, цельностью, выразительностью внешнего рисунка.
Роли: Паратов ("Бесприданница"), Нил ("Мещане"), Юрась ("Нестерка" Вольского), Огнев ("Фронт"), Перегуд ("Испытание огнём" Крапивы), Лаэрт ("Гамлет"), Шота ("Алазанская долина" Губаревича и Дорского), Рыбаков ("Кремлёвские куранты"), Кречинский ("Свадьба Кречин-ского"), Сымон Зяблик ("Разорённое гнездо" Купалы), Николай Скроботов ("Враги"), Машека (о. п. Вольского), Мясников ("Свет с Востока" Глебки), Вальган "Битва в пути" по о. п. Николаевой), Ярош ("Сердце на ладони" по о. р. Шамякина), Гушка ("Разорённое гнездо" Купалы) и др. Люд. Ш.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.