Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Дынник Т., Крепостной театр. М.-Л., 1933;
Елизарова Н., Театры Шереметевых, М., 1944. В. Вир.
ШЁРЕР (Shearer), Мойра (р. 17.1.1926) - англ. артистка балета. В 1936-39 занималась в школе Н. Г. Легата в Лондоне, затем была принята в школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1941 - в труппе "Интернейшонал балле", в 1942 вернулась в школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1946, исполнив партию Авроры, заняла положение одной из ведущих танцовщиц труппы "Сэдлерс-Уэллс балле". В 1951 оставила балет и перешла в драматич. т-р, снималась в кино. Танец Ш. отличался музыкальностью, лёгкостью я. поэтичностью.
Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Балерина ("Симфонические вариации" на муз. Франка), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; графиня Китти ("Сирены" Бернерса), Жена ("Дон Жуан" на муз. Штрауса), Коломбина ("Карнавал") и др.
Лит.: Fisher Н., Moira Shearer, L., 1952 ("Dancers of today" series, № 2). Ham P
ШЕРИДАН (Sheridan), Маргарет (15.X.1889 - 16.IV.1958) - ирл. артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Пению училась в Лондонской Королевской муз. академии, совершенствовалась в Риме у А. Мар-тино. В 1919 дебютировала в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", с этого же года пела в Италии (гл. обр. в т-ре "Ла Скалам), где и снискала мировую славу как выдающийся интерпретатор опер Верди. Участвовала во мн. пост., осуществлявшихся А. Тосканини в т-ре "Л а Скала": "Турандот", "Джанни Скикки" Пуччини, "Вали" Каталани. Композитор Пуччини подготовил с Ш. партию Манон в опере "Манон Леско" и считал её лучшей исполнительницей партии Чио-Чио-сан. Ш. пела в США, в Лондоне. Оставила сцену в 1939. Была выдающейся представительницей итал. вок. школы. Обладала- голосом тёплого и лучистого тона, исполнение её отличалось душевной взволнованностью.
Лучшие партии: Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот"), Маддалена ("Андре Шенье" Джордано), Ирис (о. п. Маска-ньи).
Выступала с знаменитым итал. тенором А. Пертиле. Вс. Т.
ШЕРИДАН (Sheridan), Ричард Бринсли (30. X. 1751, Дублин,-7.VII.1816, Лондон) - англ. драматург, театр. деятель. Сын актёра Т. Шеридана и писательницы Ф. Шеридан. Окончил аристократич. школу Харроу, затем учился в юридич. учебном заведении Темпл. В 1773 женился на известной певице А. Линли. В 1780-1812 - чл. парламента; занимал ряд гос. постов, был видным деятелем радикального крыла партии вигов. Драматургич. деятельность начал в 1775, написав комедию "Соперники" (т-р "Ковент-Гарден", Лондон). Эта комедия провалилась на первом спектакле, но после переделки была исполнена с огромным успехом и выдвинула автора в число крупнейших английских драматургов. "Соперники" просветительская "комедия нравов", близка комедии эпохи Реставрации, направлена против сентиментальной драматургии Р. Стила и Р. Камберленда. В 1775 в "Ковент-Гар-дене" был поставлен двухактный фарс "День святого Патрика, или Предприимчивый лейтенант", затем балладная опера "Дуэнья" (1775), музыку к которой написал Т. Линли, отец жены Ш. (в СССР пост. под назв. "День чудесных обманов", 1943, Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского). В 1776 Ш. становится пайщиком т-ра "Друри-Лейн" (Лондон), приобретя пай ушедшего из т-ра Дж. Гаррика. К 1780, выкупив остальные паи, становится владельцем и руководителем этого т-ра. В 1777 пост. здесь комедию "Поездка в Скарборо" (переделка комедии Дж. Ванбру "Неисправимый, или Добродетель в опасности"). В 1777 пост. лучшая пьеса Ш. "Школа злословия", в к-рой нашли выражение идеи и художеств. практика англ. просветительской драматургии. Пьеса совмещает глубину раскрытия характеров с острым развитием действия. В ней по-новому разрабатываются привычные ситуации драматургии 18 в. "Школа злословия" - один из лучших образцов социальной сатиры в англ. драматургии. Ш. обличал лицемерие, ставшее распространённым пороком бурж.-аристократич. среды в Англии.
В 1779 Ш. пост. в "Друри-Лейн" комедию "Критик", написанную в жанре "репетиции", где под видом пародии на вымышленную трагедию изобразил события англо-испанской войны 1779-83. Комедия является также блестящим образцом литературной театр. полемики. В 1799 Ш. пост. трагедию "Пи-сарро", овеянную * предромантич. настроениями (переделка мелодрамы А. Коцебу "Испанцы в Перу"). Здесь Ш. выступил против колониализма. Перестройка т-ра "Друри-Лейн" в 1794 и пожар в 1809 разорили Ш. Умер в нищете.
Комедии Ш. сохраняются в репертуаре т-ров всего мира. Чаще всего ставится "Школа злословия". В Англии 6 19 в. наиболее известна пост. С. Фелпса и Э. Вестрис; в 20 в.-спектакль т-ра "Олд Вик" (1948, сэр Питер Л. Оливье, леди Тизл - В. Ли). В России пьеса впервые была пост. в 1793. Значительным этапом в истории советского театра стала пост. МХАТа (сэр Питер - Яншин, леди Тизл - Андровская, Чарлз Серфес - Массальский, Джозеф Серфес - Кторов).
Соч.: The works, dramas, poems, translations, speeches and unfinished sketches, L., 1874; Драматические произведения, в рус. пер., М., 1956.
Лит.: Маршова Н. М., Р. Б. Шеридан, М.-Л., 1960; Gibbs L., Sheridan, L., [1947]. Ю.К.
ШЁРИШЕВ, Василий (1902-1940) - сов. театр. художник. В 1928 окончил ВХУТЕМАС и с того же года по 1937 был гл. художником Ленинаканского т-ра им. А. Мравяна. Оформил ряд спектаклей, пост. В. Аджемяном: "Разлом"; "Марокко" Багдасаряна (1929), "Хлеб" Киршона (1930), "На дне" (1932);
"Мой друг" Погодина (1933), "Шахнаме" Джанана (1934), "Хозяйка гостиницы"; "Гош" Микаэляна (1936). Работы Ш. отмечены изобретательным решением сце-нич. пространства, эффектным использованием цвета, света и сценич. техники. Л'. Хал.
ШЁРЛИ(8Ыг1еу), Джеймс (18.IX.1596-29.Х.1666)- англ. драматург. Учился в Оксфорде и Кембридже, стал духовником англиканской церкви. Недолгое время был учителем грамматич. школы. С 1625 начал заниматься драматургич. деятельностью. В 1637 - 1640 писал пьесы для т-ра в Дублине. После Ф. Мес-синджера был драматургом "Труппы короля" (16401642). Ш. называют "последним елизаветинцем"; его драмами завершается "золотой век" англ. драмы. В отличие от ранних драматургов-гуманистов, писавших для наро да, Ш. создаёт пьесы для аристократич. публики, к-рые ставятся в т-ре "Блэкфрайерс". Он писал пьесы-маски ("Торжество мира", 1635, и др.), к-рые ставил И. Джонс, комедии, трагикомедии, трагедии. Лучшие трагедии Ш. "Изменник" (1631, "Труппа королевы Генриетты") и "Карнавал" (1641, "Труппа короля") построены на острых интригах, изображают кровавые события. Из комедий Ш. лучшие-"Халд-Парк" (1632, "Труппа королевы Генриетты") и "Легкомысленная леди" (1635, там же), в которых живо изображены нравы аристократической среды. Этими пьесами Ш. подготовил почву для появления драматургии Реставрации.
Соч.: Dramatic works and poems, ed. by W. Gifford and A. Dyce, v. 1-6, L., 1833; The best plays of the old dramatists, ed. by E. Gosse, L., 1888 (The Mermaid series);
"Хайд-Парк", в кн.: Современники Шекспира, т. 2, М., 1959, с. 403-522.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945, с. 137-38; Gosse E., J. Shirley, в кн.:
S h i г 1 е у J., The best plays..., L., 1888, p. VII-XXX;
Parrot T.M., Ball R. H.,A short view of Elizabethan drama, N. Y., 1943, N. Y., 1958, p. 268-79; Boas F. S., An introduction to Stuart drama, L., 1946, p. 352-78. A. A.
ШЕРМАЗАНЯН, Галуст Арутюнович (1815 - 1883) - арм. театр. деятель, драматург. Был владельцем театр. здания под названием "Шермазанян-дарбас" в Тифлисе, где с 1836 ставились арм. спектакли, в т. ч. пьесы самого Ш. Автор бытовых комедий и романтич. драм - "Асри-бек и Гики", "Моя невеста Араз", "Национальная свадьба", "Батоно Хампери". В истории арм. т-ра важное значение имела сатирическая комедия Ш. "Описание некоторых делишек епископа Карапета" (1842), где высмеивались духовенство и чиновничество. После первых спектаклей пьеса была запрещена царской цензурой. Б. А.
ШЁРМАН, Исай Эзрович (р. 11.VII.1908) - рус. сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1940), нар. арт. Карел. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (дирижёрский класс Н. А. Малько). С 1930 - дирижёр Ленингр. Малого оперного т-ра, где участвовал в пост. сов. опер: "Фронт и тыл" ("За красный Петроград") Гладковского (1930), "Камаринский мужик" Желобинского (1933), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1934),"Тихий Дон" Дзержинского(1935). В 1937-45 дирижёр Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова; в 1945-49 - Ленингр. Малого оперного т-ра; в 1951-55- гл. дирижёр Тат. т-ра оперы и балета (Казань); в 1956-58 - Горьковского т-ра оперы и балета им. Пушкина; в 1958-60 - Муз.-драм. т-ра в Петрозаводске; в 1961-66-Т-ра оперы и балета им. Мусы Джалиля (Казань).
Дирижировал операми; "Любовь Яровая" Энке (1947, Малый оперный т-р), "Дорога победы" Жиганова (1955, Тат. т-р оперы и балета), "Мать" Хренникова (1957, Горьков-ский т-р оперы и балета), "Кумоха" Пергамента (1959, Муз.-драм. т-р Карел. АССР); балетами: "Лауренсия" Крейна(1939), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940, оба в Т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова) и др.
Ведёт педагогич. работу с 1937 в Ленинградской, Горьковской и Казанской консерваториях (с 1944 - доцент, с 1963 - профессор). Выступает в качестве симфонич. дирижёра. Ир. Г.
ШЁРРИФФ (Sherriff), Роберт Седрик (р. 6.VI. 1896) - англ. драматург, писатель. Учился в Оксфорде. Написал несколько пьес для любительского т-ра. Первая пьес", пост. на проф. сцене,- "Конец пути" (1928, Сценич. об-во в помещении т-ра "Аполло";
1929, т-р "Савой") - принесла Ш. широкую известность, позднее была пост. во мн. т-рах др. стран (пер. на рус. яз. в 1935). Действие пьесы происходит в траншеях на участке одного из фронтов 1-й мировой войны. Герои пьес -'- средний командный состав британской армии. Ш. показывает их внутр. опустошённость, сознание бесцельности кровопролития, разоблачает мнимый героизм.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.