Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
ЭОРЕМА (греч. ???????, от ???? - поднимаю)- подъёмная машина в т-ре Др. Греции (др. назв. - механэ - машина). При помощи Э. "боги" и "герои" могли находиться над сценой, спускаться с "неба" на "землю" или подниматься на "небо". Т. о. осуществлялся, напр., постановочный приём деус экс ма-хина - внезапное появление на сцене божества или мифологич. героя, приводившее запутанное действие к развязке. Э. применялись также в комедиях для пародирования трагедий ("Мир", "Женщины на празднике фесмофорий" Аристофана).
Лит.: ВарнекеБ. В., История античного театра, М., 1940; Bulle H., W i r s i n g O., Szenenbilder zum griechischen Theater des V Jahrhunderts, v. Chr., B., 1950. Лид. Ф.
"ЭПИДАВРОС" - театр в Эпидавре. См. Древнегреческий театр.
ЭПИЗОД (от греч. ?????? - появление) - самостоятельная, законченная сцена драм. произв., связанная с его осн. темой. Существуют пьесы, состоящие из множества сменяющих друг друга Э., объединенных общим сюжетным стержнем (мн. пьесы Б. Брехта, В. Н. Билль-Белоцерковского, Н. Ф. Погодина, В. В. Вишневского, В. В. Маяковского и др.); подобное построение характерно также для пьес-обозрений, инсценировок, повестей и романов.
Эпизодический персонаж - действующее лицо, участвующее лишь в одном или нескольких Э. пьесы (отсюда - эпизодическая роль). Среди исполнителей эпизодич. ролей Н. М. Никифорова А. П. Грузинский (Малый т-р), Г. Б. Тусузов (Моск. T-J) Сатиры) и др. А. Д.
ЭПИЛОГ (греч. ????????) - послесловие, заключит. -часть произведения. В драматургии-сцена, завершающая пьесу, следующая после развязки. Содержание, стиль и значение Э. изменялись на протяжении истории т-ра. В др.-греч. драме Э.- заключит, обращение хора к зрителям, комментирующее происшедшие события, объясняющее замысел автора. В трагедии Э. следовалнепосредственно за традиц. плачем над мёртвым героем и завершался уходом актёров и хора (эксодом). В античной комедии Э. содержал озорные маскарадные пляски и песни актёров и хора. В пьесах Шекспира, Бена Джонсона и др. драматургов Возрождения Э. чаще всего обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий, резюмирующее идею пьесы. В комедии 17- 18 вв. Э.-декламационное или песенно-танцевальное обращение к зрителям с просьбой отнестись благожелательно к актёрам и автору. В реалистич. драматургии 19 в. появление Э. связывается со стремлением полнее раскрыть закономерности, определяющие судьбы героев; поэтому в Э. часто рассказывается о жизни героев спустя много лет, о последствиях событий, изображённых в пьесе, и т. п. (напр., в "Русалке" Пушкина).
В драме нач. 20 в. Э. обычно - лирич. послесловие автора. В драматургии сер. 20 в., отвергающей каноны хронологически последовательного изображения событий, сцена, являющаяся по существу Э., часто бывает в начале действия пьесы, а в ходе действия объясняется, как герои пришли к подобному финалу (напр., в пьесе Дж. Пристли "Время и семья Конвей").
В муз. т-ре Э. в качестве самостоят, отдельной картины встречается редко (Э. в опере "Иван Сусанин", в балете "Ромео и Джульетта").
По содержанию и драматургич. функции к Э. близок апофеоз - заключит, сцена торжеств, характера (напр., в опере "Русалка", в балетах "Золушка", "Медный всадник" и др.). А. Д.
ЭПЙРРЕМА (греч. ???????? -присловие) -компо-зиц. элемент в древней аттич. комедии; входит вместе с антэпирремой в выступление предводителей двух полухорий в парабасе либо двух спорящих персонажей - в агрне. В. Я.
ЭПИСОДИИ (греч. ?????????, букв.- привходящее)- в др.-греч. драме речевая сцена, расположенная между двумя партиями хора. Термин "Э." объясняют либо как включение диалогич. частей в первоначальную хоровую трагедию, либо как появление на орхестре нового действующего лица. В ранних трагедиях Эсхила Э. занимают ок. половины трагедии и отличаются простотой построения; в "Орестее" Эсхила, а также у Софокла и Еврипида Э. разрастается в большую, драматически насыщенную сцену. В древнеаттич. комедии краткие, сменяющие друг друга Э. служат для демонстрации торжества героя и посрамления его противников. В произв. Менандра, где хор теряет своё значение, Э. равнозначны явлению в новой драме. В. Я.
ЭПИТАЛАМА (греч. ??????????)-? др.-греч. и римской поэзии и музыке свадебная песня, к-рую исполняли перед невестой или в спальне новобрачных. Популярна Э. из оперы А. Рубинштейна "Нерон". П. А. Я.
ЭПИХАРМ (?????????) (конец б-1-я пол. 5 вв. до н. э.)- древнегреч. драматург. Представитель дорийской комедии. По свидетельству Аристотеля ("Поэтика", гл. 5), Э. первый придал бытовым и пародийно-мифологич. фольклорным сценкам художеств. целостность, законченный сюжет. Сохранились назв. 35 комедий Э. и фрагменты, содержащие бур-лескно-пародийные обработки мифов, пародии на философские споры. Введённый Э. тип парасита восприняла затем новая аттическая комедия. Произв. Э. были написаны ямбом на дорийском диалекте, с использованием языковых средств (остроты, игра слов, риторич. антитезы, неологизмы).
Соч.: Comicorura graecorum fragmenta, v. 1, В., 1899;
The Oxyrrhynchus papyri, t. 25, L., 1959, № 2426-2429.
Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, M.-Л., 1946; Berk L., Epi-charmus, Groningen, 1964. В. Я,
ЭРВЕ (Herve) (настоящее имя и фам.-Флоримон Ронже; Ronger) (30.VI.1825 - 4.XI.1892)- франц. композитор, органист и дирижёр. Ученик Д. Обера. С 1851 - дирижёр парижского т-ра "Пале-Рояль". В 1854 создал т-р оперетт-буффонад "Фоли консер-тант", позже получивший название т-р "Фоли нувель". Э.- создатель жанра оперетты-буфф. Во мн. опереттах Э. высмеивались традиц. оперные формы: "Простреленный глаз" (пародия на "Вильгельма Телля" Россини, 1867), "Хильперик" (пародия на рыцарские романы и пьесы, 1868), "Маленький Фауст" (на рус. сцене - "Фауст наизнанку" - пародия на "Фауста" Гёте и Гуно, 1869), "Малабарская вдова" (1873) и др. Самое известное произв. Э. - оперетта "Мадемуазель Нитуш", написанная под влиянием позднего творчества Оффенбаха.
Лит.: Schneider L., Les maitres de l'operette francaise Herve Charles Lecock, P., 1924; Янковский M., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л. - М., 1937. M. Ян.
ЭРВИН (Ervine), Сент-Джон (р. 28.XII.1883) - ирл. драматург, и театр. критик. Начал творч. деятельность в первых нац. т-рах Ирландии Ольстерском (Белфаст), Т-ре Аббатства (Дублин). Написал пьесы "Неравный брак" (1912), "Великодушный любовник" (1912), "Критики" (1913), "Оранжист" (1914), "Джон Фергюссон" (1915). В этих пьесах в реалистич. жанре драматург пытается разрешить сложные совр. проблемы, в них получили отражение нац.-освободит. борьба, политич. разногласия между ирл. патриотами и приверженцами англ. ориентации, религиозные споры между католиками и протестантами. После 1-й мировой войны Э. поселился в Лондоне. Его пьесы показывали англ. зрителю нац. особенности и своеобразие характеров ирландцев. На сцене англ. т-ров пост. "Корабль" (1923, т-р "Плейхаус", Ливер-пул), "Хозяйка Бельмонта" (1927, т-р "Артс", Лондон), "Жена Роберта" (1937, т-р "Глобус", Лондон), "Частное предприятие" (1947, т-р "Сент-Джеймс", там же), ""Эсперанца" (1957, Ливерпул), "Люди нашего класса" (1958, т-р "Нью", Лондон) и др.
Э.-мастер диалога, его пьесы насыщены напряжёнными драматургич. ситуациями.
Соч.: The organized theatre, L., 1924; How to write a play, L., 1928; The theatre in my time, L., 1933; Oscar Wilde, L., 1951; Bernard Shaw, L., 1956.
Лит.: M a lone A. E., The Irish drama, L., 1929;
Robinson Lenox, Ireland's Abbey theatre, L., 1951.
Ел. К. ЭРДМАН, Борис Робертович [4 (16). II. 1899- 28. XII. 1960] рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1917-18 был актёром моек. Камерного т-ра. Как театр. художник впервые выступил в 1918 ("Павел 1-й" Мережковского, Смоленский т-р). Э. был реформатором сценич. площадки и сценич. костюма (мастер т. н. динамич. костюма). Э. работал вместе с балетм. К. Я. Голейзовским в Экспериментальном т-ре, режиссёром Б. А. Мордвиновым в Опытно-героическом т-ре. В 1941-45 - гл. художник госцирков, в 1950-60- Московского драматического театра им. Станиславского.
Художник-конструктивист в первый период своей деятельности, Э. впоследствии от условных декораций ("Копилка" Лабиша, "Эдип" Софокла - в Опытно-героич. т-ре) перешёл к более реалистич. манере, передавая колорит эпохи, своеобразие художеств. манеры автора. Большое внимание уделял художник планировке сценич. пространства. С успехом оформлял оперные, балетные и драм. спектакли, цирковые и мюзик-холльные представления.
Оформил спектакли: "Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского (1924), "Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва (1940, совм. с В. В. Дмитриевым) - в Т-ре им. Вахтангова; "Три толстяка" Олеши (1930), "Мария Стюарт" (1957) - в МХАТе;
"Девушка из предместья" Файя (1928), "Джонни" Кшенека (1929), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1946), "Улица дель Корно" Молчанова (1960) - в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко; "Полярные страсти" Дунаевского (1928) - в Moci;, т-ре оперетты; "Ванина Ванини" по Стендалю (1955), "Такие времена" Юрандота (1955)-в Малом т-ре; "Гостиница Астория" Штейна (1956) - в Т-ре им. Маяковского; "Чайка"; "Дни Турбиных" Булгакова (оба в 1954)- в Моск. драм. т-ре им. Станиславского; "Золушка" Прокофьева (1946) - в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова;
"На западе бой" Вишневского (1933) - в Харьковском т-ре им. Шевченко и др.
Лит.: Марков П. А., Вл. И. Немирович-Дапченко и музыкальный театр его имени. М-, 1937, с. 100-12; Л у ц-кая Е-, Художник сатирического спектакля, "Театр", 1955, .№ 1; Мерзляков И., Художник-экспериментатор театра", "Рабочий и театр", 1935, № 12. M. Лифш.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.