» » » » Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1


Авторские права

Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия, издательство Водолей, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1
Рейтинг:
Название:
Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978–5–91763–087–8 978–5–91763–088–5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1"

Описание и краткое содержание "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1" читать бесплатно онлайн.



В настоящем издании представлено поэтическое наследие поэта Анатолия Гейнцельмана (Шабо, 1879 – Флоренция, 1953), прожившего большую часть жизни в Италии (главным образом, во Флоренции). Писать стихи Гейнцельман начал еще в конце XIX в. и в 1903?г. в Одессе опубликовал первую книгу, так и оставшуюся в России единственной. Находясь в стороне от литературных кругов русской эмиграции, Гейнцельман продолжал писать, по его словам, для себя и для жены, стараниями которой наследие поэта было сохранено и архив передан Флорентийскому университету.

В первый том вошли прижизненный сборник «Космические мелодии» (1951), а также изданные вдовой поэта Розой Хеллер книги «Священные огни» (1955) и «Стихотворения. 1916–1929; 1941–1953» (Рим, 1959) и небольшая «Автобиографическая заметка».

Второй том впервые представляет читателю рукописные книги А.Гейнцельмана, недавно найденные во флорентийском архиве проф. Луиджи Леончини. Они позволяют ознакомиться с творчеством поэта в переломные периоды его биографии: во время Первой мировой войны и революции, в пору скитаний на юге России, в годы Второй мировой войны, и служат существенным дополнением к изданным поэтическим сборникам.






ВСПЯТЬ



Из чрева матери иду я крошки
Во чрево Матери моей большой:
Когда закроются души окошки,
Сольюсь я снова с Вечностью душой.

Мать­крошку потерял я на дорожке,
Когда я был еще всему чужой,
Когда искал я, как улиток рожки,
След Боженькин меж звездной порошой.

Теперь, устав, ползу как раки вспять,
Чтобы вернуться в крошечный мирок,
Где всё как будто бы я мог понять,

Где не свирепствовал холодный рок,
Где верил я еще в Природу­Мать,
Где был ее малюсенький пророк.


СТЕНА



Слева джунгла, справа райский сад.
Посредине белая стена.
На стене гледичий палисад.
Песнь змеиная из них слышна,

Скрежетанье, вопли, – сущий ад.
Ты идешь по ней совсем одна
И срубаешь тернии подряд.
Змеи сыпятся, как из рядна.

Долго так идешь ты, день и ночь.
Нет меня, но чувствую я жуть.
И хотел бы чем­нибудь помочь…

Но стене пришел конец. Как ртуть,
Звезды блещут... Дольше жить невмочь…
Ангелы тебя в Эдем несут.


СЕСТРА



Сегодня ночью вдруг вошла сестра,
В небытия исчезнувшая сад.
Стройней лебяжьего она пера,
Небесно­голубой на ней наряд.

Шифр на груди. Вечерняя заря
В глазах, что так задумчиво глядят.
– Нам лодку нашу оснастить пора,
На море тысячи поют наяд…

Я так устала попусту лежать,
И скоро кости выбросят мои…
Сними свинцовую с меня печать,

Комочки глины мокрые сними!
Я ни отца там не нашла, ни мать...
Скорее парус белый подними! –


ПОДНОЖНЫЙ МИР



Люблю я неба крышку гробовую,
Алмазною усеянную пылью,
Люблю кладбищенскую в мраке тую,
Напоминающую мне Севилью,

Люблю крылатых Ангелов статуи,
Стоящие над пролетевшей былью,
Но страшно мне в туманность золотую
Глядеть через метелочку ковылью.

И поневоле смотришь в лабиринт
Подножный, где трудятся муравьи,
Иль на вьюнка зеленый, цепкий винт,

Иль на жучка, сосущего цветы,
И вместе с ним пьешь вечности абсинт
И ювелирные прядешь мечты.


СМЕРТЬ ФАВНА



Я постарел совсем недавно:
С полгода лишь тому назад,
Когда убил седого фавна,
Испрыгавшего райский сад.

Я позабыл, что в жизни главно:
Козлиный обрести наряд,
И рожки вырастить забавно,
И прыгать через палисад.

Когда же я присел, как идол,
Скрестивши руки на груди,
Себя я с головою выдал,

И жизнь исчезла впереди.
Осталась смертная обида
И глаз сурового Судьи.


ПАРЫ



В мозгу моем космический туман,
Сияют звезды, мечутся кометы,
И я злорадствую, как Ариман,
И бесполезные даю советы

Своей душе, увидевшей обман
И жаждущей найти себе просветы.
Но всюду из воды торчит кайман,
В кромешной тьме жонглируют поэты

Давным­давно увядшими словами,
Не выражающими ничего.
И я лежу, окутанный парами,

И всё вокруг меня мертвым­мертво.
И чайки бьются в паруса крылами,
И распято на мачте божество.


ПОЛУНОЩНАЯ



Ночь. Над мертвыми лампада
Теплится, как звездный глаз.
Спящего не видно ада:
За окошком свет погас.

Вижу трепетные руки
Я на желтом одеяле.
Жизни всей умолкли звуки,
Как в операционном зале.

Мы в кладбищенской капелле
Будто бы лежим давно,
Только сердце в тощем теле
Бьется, как комар в окно.

Я молюся по­латыни,
Бог внимает мне в тени,
Все мои со мной святыни, –
И уходят в вечность дни.

Временами страх ледяный
Сердце, как клешней, сожмет,
Но я стих слагаю пряный, –
И проходит в сердце гнет.

Я вздохну, и Ангел спящий
Глянет на меня со сна,
Мир начнется настоящий,
Вечность синяя видна.

Этот сумрак полуночный,
Эти вещие глаза
Выше жизни лоскуточной,
В них бессмертия слеза.

Перед мертвыми лампада
Тихо теплится в тиши,
Ничего уж мне не надо,
Кроме бдения души!
1950


КРИК В НОЧИ



В груди моей узлы кровавых змей,
В мозгу моем классический камей,
В ногах моих чистилища шипы,
И я считаю с мукою стопы
Своих в железо кованных стихов,
Но не хватает мне уже верхов.
И чаще всё ползу я по низам
И предаюсь печали и слезам.
О, Ангел Божий, принеси Грааль
И утоли навек мою печаль.
Я думал, что спастись могу и сам,
И часто я не верил небесам:
Пугали звездные меня нули,
И спозаранку сжег я корабли.
Я инфузория, – и океан
Не слышит мой мучительный пеан!


ВИДЕНИЕ



          Блестит асфальт, а на асфальте лужи,
И мелкий дождь в них каплет, как алмаз,
Но с лужами и с дождиком я дружен.
          Ведь я не только честный богомаз:
Я мир люблю любовию Франциска
И от деталей прихожу в экстаз.
          Другие все без солнечного диска
Попрятались под черными зонтами,
А я, в дожде косом не видя риска,
          Стою над лужей с тихими мечтами,
Глядя на блеск, глядя на преломленья,
Глядя на лик свой, как глядел Гаутами.
          Как хороши на луже отраженья
Безлиственных кораллов спящих лип:
Как вены голубые привиденья,
          Как черный, притаившийся полип,
Как кружево портретов древних в Прадо.
И ни малейший не мешает скрип.
          Всё нереально, ничего не надо,
Ни слов уже, ни солнца, ни кистей!
Я – опьяненная теперь менада,
          Я – кружево задымленных ветвей
В великолепном в луже отраженьи, –
И так хотелось бы до крайних дней
          Запечатлеться в суетном мгновеньи.


НИЛЬСКАЯ ФАНТАЗИЯ



          Зыбилась рожь. Порхали мотыльки.
И жаворонки пели в небесах.
Синели меж колосьев васильки.
          И было равновесье на весах
Души: ни зла господства, ни добра,
И тайны все сокрылись в камышах.
          Но не было и нас уже: с утра
Времен мы сладко спали в пирамиде
За изваяньем истукана Ра.
          И души лишь в совсем незримом виде
Витали меж колосьев золотых,
Как мотыльки, что спали в хризалиде.
          И слышался веков печальный стих...
Но вдруг вблизи раздались чьи­то стоны,
И шелест золотых колосьев стих.
          И косарей нагих на желтом склоне
Узрели мы с цепями на ногах,
Под свист бичей работавших в полоне:
          И выжжено тавро на их плечах.
Как в пирамидное всё было время,
Исчезнувшее уж давно в веках.
          Тисками охватило будто темя
От всколыхнувшихся внезапно дум, –
И предпочли небытия мы бремя,
          Где никакой не страшен уж самум.


РАЗДВОЕНИЕ



          Я выхожу по временам из тела
И на себя гляжу со стороны,
Как в зеркало глядят, когда нет дела.
          И страшны мне потертые штаны,
И выцветшая, смятая рубаха,
И разлохмаченные седины,
          И облик весь, от скуки и от страха
Напоминающий засохший гриб.
И кажется мне, что давно уж плаха
          Приять должна б того, кто так погиб
В бездействии, как этот человек
С глазами вяленых на солнце рыб.
          И он мне всех противнее калек
И торжествующих чертей Энзора:
Ведь я классический по духу грек,
          И чужды мне Содомы и Гоморра.
Но я устал от сотни хризалид,
Устал от материального позора!
          И всё же это мне сужденный вид,
И я вернусь под шутовскую маску,
В объятия суровых Немезид,
          Чтоб досказать таинственную сказку
В железной вязи дантовских терцин.
Я заслужил лазури вечной ласку,
          Низверженный я Божий Серафим!


ПАСТУХ


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1"

Книги похожие на "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Гейнцельман

Анатолий Гейнцельман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1"

Отзывы читателей о книге "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.