» » » » Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1


Авторские права

Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия, издательство Водолей, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1
Рейтинг:
Название:
Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978–5–91763–087–8 978–5–91763–088–5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1"

Описание и краткое содержание "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1" читать бесплатно онлайн.



В настоящем издании представлено поэтическое наследие поэта Анатолия Гейнцельмана (Шабо, 1879 – Флоренция, 1953), прожившего большую часть жизни в Италии (главным образом, во Флоренции). Писать стихи Гейнцельман начал еще в конце XIX в. и в 1903?г. в Одессе опубликовал первую книгу, так и оставшуюся в России единственной. Находясь в стороне от литературных кругов русской эмиграции, Гейнцельман продолжал писать, по его словам, для себя и для жены, стараниями которой наследие поэта было сохранено и архив передан Флорентийскому университету.

В первый том вошли прижизненный сборник «Космические мелодии» (1951), а также изданные вдовой поэта Розой Хеллер книги «Священные огни» (1955) и «Стихотворения. 1916–1929; 1941–1953» (Рим, 1959) и небольшая «Автобиографическая заметка».

Второй том впервые представляет читателю рукописные книги А.Гейнцельмана, недавно найденные во флорентийском архиве проф. Луиджи Леончини. Они позволяют ознакомиться с творчеством поэта в переломные периоды его биографии: во время Первой мировой войны и революции, в пору скитаний на юге России, в годы Второй мировой войны, и служат существенным дополнением к изданным поэтическим сборникам.






ПАСТУХ



          Я был пастух и гнал овечье стадо
В ущельи темном средь нависших скал:
В Иерусалим пробраться было надо.
          Но отовсюду хохотал шакал
И волки щелкали на нас зубами,
И я дубиной стадо защищал.
          И две овчарки с пламенными ртами
Мне помогали вражий легион
Удерживать за черными тенями.
          Но всё ж то тут, то там, как испокон,
Заблудшая овца вдруг исчезала,
Хоть и дробил я черепа сквозь сон.
          Так шли мы долго... Звездная уж зала
Совсем поблекла, словно ведьма злая
Все звездочки на вертел нанизала.
          Собаки с пеной шли у рта, не лая,
И волки растащили всех овец.
И шел я, шел, себя не понимая,
          Пока в тумане утра, наконец,
Не узрел пред собой Иерусалим,
Где в храме будто бы живет Отец.
          Но не посмел опальный серафим
Предстать пред Ним с собаками лютыми,
И он заполз в пещеру, как филин, –
          И жизнь свою закончил в строгой схиме.


ЗАУТРЕННЯЯ


Над красными чалмами будяка
Два беленьких порхают мотылька,
Что на заре лишь вышли из кокона
И засверкали в небе, как икона.
Как мог червяк из черной хризалиды
Вдруг запорхать в лазури, как сильфиды?
Как мог в мозгу воинственных татар
Найти себе божественный нектар?
Но не такое ж чудо я, поэт,
Творящий миф, где вовсе мифа нет,
Берущий нектар прямо из могил,
Где никаких уж нет небесных сил?
И не три дня, а целый страшный век
Я претворяю мир, как древний грек.
И даже пыльца на моих крылах
От времени не претворилась в прах.
Я тот же всё опальный серафим,
Спешащий в райский Иерусалим.
Открой же Сыну Блудному, Отец,
Ворота солнечные наконец!


БАРКАРОЛА



Из­за туч, недвижимых гигантов,
Всходит солнце в пламенных акантах.
Море, как Брунгильда в медных латах,
Дремлет в жемчугах на перекатах.
Я сижу на палубе тартаны,
Волны обнимают, как гитаны.
Чайки с белоснежными крылами
Реют меж седыми парусами.
И я слышу грустный голос Бога,
Как морская он звучит эклога:
– Сын мой бедный, ты уж не печалься:
Видишь, как прекрасно всё на пяльцах!
Всё прекрасней потолка Сикстины,
Всё прекрасней, чем в «Раю» терцины.
Ты гляди в лицо мне, созерцая,
И не нужно будет Данта рая.
Ты живи, созвучья создавая
И, как цветик синий, увядая.
Я с тобой увяну хоть на миг:
Я устал от творчества вериг! –


НИЗВЕРЖЕННЫЕ АНГЕЛЫ



Киммерийский мрак. Вокруг могилы.
Лава льется, сыпятся лапиллы.
Всюду щели в мертвенной земле.
Тварь на перепончатом крыле.
Семиглавые в норах драконы.
Огнь в ноздрях. Чудовищные стоны.
Ослепительные серафимы
С молниями в белых дланях зримы.
Крылья их, как солнечный закат,
Семицветные во мгле горят.
Гонят в ад они исподний братьев,
Обескрыленных уж от проклятья.
Гонят жалких, почерневших в муках,
Прячущихся в облачных фелуках.
Смысл они искали в звездном клире,
Смысл искали в голубом аире.
И решил Отец их за мятеж
Выбросить за творчества рубеж.
Сам я был средь изгнанных сынов,
Ослепленный от мятежных слов.
Этот вот с искривленным лицом,
Это я перед Судьей­Отцом.
В землю врылся я тогда навек:
Из кокона вышел человек,
Жалкий человек – не мотылек –
Что, как звезды в небе, одинок,
Что стремится крылья приобресть:
Только в крыльях смысл какой­то есть!


КОЛИБРИ



          Без конца и без начала
Тайна вечная на всем.
Без отчала, без причала
Мы в безбрежности плывем.
          Тайна колыбель качала
Нашу над исподним дном,
Тайна с жизнию венчала,
Божий охраняя дом.
          Мы, как дети, из соломки
Выдуваем пузыри,
Гомон поднимая громкий,
          Как крыланы в час зари,
Словно мы стрижей потомки
Или райских колибри.


ЦВЕТОК ВЕЧНОСТИ



          Раскаленные кружатся сферы,
Как в самум пылающий песок.
Головокружительны размеры.
Звездный то Создателя венок.
          Ни начала, ни конца Химеры!
Лихорадочно стучит висок.
Атома не остается веры.
Броситься хотелось бы в поток...
          Над обрывом в неприметной щели
Скромный аленький растет цветок,
Род гвоздики дикой иль синели...
          Что ему круженья страшный рок?
Что ему пылание без цели?
Он – в пустыне вечности глазок!


БЕСКОНЕЧНОСТЬ



С звезды к звезде, как паутина,
Алмазные текут лучи.
Повсюду творческая глина
И Духа яркие мечи.
Покоя нет в ячейках гроба
От тягостных метаморфоз,
Всё претворяет в недрах зоба
Всемирного Отец Хаос.
И все казненные из гроба
Встают для совершенней форм.
Не может уничтожить злоба,
И миллион лучистых корм
С звезды к звезде нас переносит,
Всё ближе, ближе к божеству.
Смерть никогда нас не закосит,
Как придорожную траву.
Всё бесконечно преходяще,
Нет ни начала, ни конца,
Всё шум зеленых листьев в чаще,
Всё глина на станке Творца.
Мы были до созданья мира
Уж в хороводе естества,
Не дозвучит поэтов лира
На синем лоне божества.


УТРО СТРАШНОГО СУДА


1

Листы последних поколений,
Желтея, в сумраке боролись.
Поэзии усталый Гений,
Кровавых лилий древний Полис
Перед последнею Авророй
С недоуменьем оставляя,
Спешил с застынувшею Флорой
К садам смарагдового рая.
Вился туман в долине Арно,
Молочная вилась река,
И кипарисов меч попарно
Чернел на страже свысока.
Но медь еще не шевелила
Зарей окрашенные губы,
Хотя последняя могила
Прияла прах в последнем срубе.
Все перемышлены решенья,
Все пересказаны сказанья,
И все из мрамора виденья
И слова чистого дыханья
Рукой поэта беззаботной
До полутени полузримой,
До врат безбрежности холодной
Небесного Иерусалима,
Воплощены и перепеты.
И смысла никакого нет
Оставить плотию одетым
Души голубоокий цвет.
Усталость смертная царила
На всех явленьях естества;
И не влекла уже ветрила
Морей туманных синева,
И не влекла коней крылатых
Ковыльная без меры степь,
И жаждой истины невзятой
Судьбы нас отягчала цепь.
И за равенство люди грызли
Друг друга вяло почему­то,
И в конус устремлены мысли, –
Текла последняя минута.

2

А я? Я был всем этим вместе:
Я пиний шевелил верхушки,
Я на фронтоне был в Сегесте
В эфирном горлышке пичужки,
Я в Арно каплей был янтарной,
Я полз по мокрому грибу, –
Под фреской Джотто светозарной
Я в каменном лежал гробу.
Незримые чернели арки
С люнетами Таддео Гадди,
Христа снимали патриархи,
Несли – и Мать шаталась сзади.
Адама череп, черный аспид
Над чашею познанья замер,
Слезливая незримо надпись
Врезалась в серавеццкий мрамор.
Под ней кирпичная ячейка,
Сырая известь, запах тлена:
В веках забытая келейка,
Куда костлявое колено
Загнало Смерти оболочку...
А! Каждый атом жив во мраке,
Ни одному тут лоскуточку
Не скрыться в перегнившей раке.
Следы истлевшего скелета
Из затхлых и забитых пор
Через тебя, забвенья Лета,
Куда­то устремляют взор.
И в бархат впившиеся шляпки
Гвоздей устали зеленеть,
И гроба тигровые лапки
Когтей повыпускали сеть.
Как душно! Смертная истома –
Недолгая лишь передышка,
Душа под криптою не дома:
Дубовая сорвется крышка.
Когда же в подземельной урне
Зажжет бессмертия свечу
Судья Мистерии лазурной
Суда последнего? Но чу!

3

Меж кирпичей, как паутинка,
Серебряный ворвался звук,
Чуть слышный, скромный как былинка,
Но тысячей незримых рук
Пронзивший бренные останки,
В объятиях небытия
Агоний величавые осанки
Утративших и радость дня.
Всё гуще звуковая пряжа,
Всё величавее она
С готической аркады кряжа
В могильного вливалась дна
Неразрешимое сомненье,
Всё жутче делались гроба,
Всё громче светопреставленья
Трагичная звала труба.
Непостижимое свершалось,
Дыханье, шорох, шелест чей­то,
Пылинка где­то колыхалась,
Души невидимая флейта,
Аккорды чьей­то пыльной лиры,
И чья­то смутная псалтырь
Настраивалась, а потиры
Роняли жизненный эфир.
И пиний двигавший верхушки
Изгибами лазурных рук,
И нежным горлышком пичужки
Выликованный скорбный звук, –
И в Арно капельки янтарной
Бегущую куда­то суть, –
Всё голос труб высокопарный
Погнал, как трепетную ртуть,
К вселенной, смертью заключенной
Меж смрадных четырех досок.
И отовсюду возбужденный
На гробы мыслящий песок,
Как дождик ароматный, капал,
Задумчив, радостен и прям, –
И крышка грохнулася на пол,
И дух явился в Божий храм.

4

Какая творческая строгость
У францисканских базилик!
Мгновенно Фебова эклога
Земной преобразила лик.
Из мавзолеев Santa Сгосе
И Микель­Анжело и Дант
Миры слагающие очи
Через готический акант
В провалы неба устремили,
Что их предчувствием сполна
У жизни поворотной мили
Было исчерпано до дна.
И синий Ангел Донателло,
Благовещающий Христа,
В старинной Божьей каравелле
Раскрыл широкие врата.
Не человек, не звук, не краска,
За роем творческих предтечей
Лилейною какой­то сказкой
Заколыхался я на вече.
Но облик жалкий, человечий
Остановил меня тут вдруг:
Несказанных противоречий
Смертельный был на нем испуг,
И луч какой­то смутной веры,
И слов застывшее письмо
В улыбке уст и в пальцах серых,
Скрещенных в смертное ярмо.
И было жалкое величье
В нем отошедших королей,
Суровое души обличье
И Донателло профилей.
И вскрикнул я, припоминая
Свое с изваянным сродство.
Как Моисей, с высот Синая
Сносивший людям божество,
Возликовал я, заключенный
В огонь мучительного я, –
И вспомнил мир перекрыленный
И запах Розы Бытия.

5

И вспомнил Эроса поэму,
Дарованную мне цветком,
Когда, упрямо теорему
Перед могилы черным ртом
Неразрешимую решая,
Я человека погребал,
Персты холодные ломая
У моря голубых зеркал.
Ах, где ты, где? Скорее брызни
Благоуханною росой
В лицо воскреснувшего! В жизни
Зари багряной полосой
Была лишь ты, отроковица
Печальноокая моя!
И рядом с этою гробницей
Плита мне грезилась твоя!
А рядом с алтарей барочных
Глазел кичливый позумент
И полустертых плит цветочный,
Певуче свитый орнамент.
И, весь жегомый лихорадкой,
Глядел я в мраморные маски,
Искал за занавесей складкой,
Искал везде, где были краски.
Увы, возлюбленные Пери
Не отыскалися глаза,
И даже перед райской дверью
С ланит катилася слеза.
Но вдруг раскрашенные окна
Трансепта Ангел растворил,
И дня бессмертного волокна
Коснулись нескольких могил.
А! Вот она! Вот херувимы
Несут на мраморных цветах
Ее постель, невозмутимы,
Вот имя нежное в щитах.
В изножьи белая левретка,
В изглавьи задремавший лев,
На кудрях жемчужная сетка
И диадема королев.
Мелодия скрещенных пальцев
И груди девичий профиль,
И тайна в дремлющих зеркальцах, –
Волнует мраморная пыль!

6

И рядом тот же статуарий
Религиозного резца,
Неизъяснимо чистой чарой
Врезаясь в мускулы лица,
Миры таящие, Каррары,
Извлек святого паладина,
В доспех закованного старый.
Клинок меча его, как льдина,
Горел от боевой перчатки
До чешуей покрытых ног,
И крест сиял на рукоятке.
И был величествен и строг
В истоме облик под забралом,
И из­под Винчиевых век
В бессмертия потоке алом
Был зрим несущий человек.
И тут осознал я невольно,
Как был от красоты далек,
И стало нестерпимо больно,
И заструился ручеек
На сердце каменное Пери
Чрез стилизованный брокат,
И сожалел у райской двери
Я преждевременный закат,
В действительность не претворенный
До утра крайнего никем,
Хотя с стихией раздраженной
Боролся монсальватский шлем.
Но вдруг зашевелились пальцы,
Как ветром тронутые струны,
И звезды темные в зеркальцах
Глубоких сказочные руны
Полураскрыли с изумленьем,
И новоявленный сераф
Следил с предельным умиленьем,
Как уст зардевшихся аграф
Открылся для дыханий новых,
Как тело трепетное сразу,
Последние сложив оковы,
Предалось Эроса экстазу.

7

Меж тем последние гробницы
Раскрыли мраморные губы,
И рая радужные птицы,
В серебряные всюду трубы
Трагичной радости призывы
Рабам воскресшим протрубя,
Земные покидали нивы,
Перистым облаком клубя.
И только души запоздалые,
Влюбленные как мотыльки,
Уста сестер искали алые,
В забытые слетая уголки.
И только рыцарь идеальный
Лежал незыблемой мечтой,
Преображенный и печальный
Перед бессмертия чертой.
И с величайшим достиженьем
Несовершенной колыбели
Мы перед райским сновиденьем
Расстаться долго не хотели.
Влекли нас пыльные кулисы
Оставленной навеки сцены,
Кладбищенские кипарисы,
Жемчуг накатывавшей пены,
Влекли седые колокольни,
Музеев старых коридоры,
Красноречиво безглагольных
Статуй божественные взоры.
И тихо­тихо отлетали
Мы от мучительной темницы,
Где из живительной печали
Был облик правды многоликой
Тобою изваян, невольник.
Но трубное: пора! пора!
И ока Божий треугольник
Влекли в надзвездные края,
Как розы утром, раскрывая
Из края в край вокруг гроба.
Рабам врата раскрыла рая
Трагичной радости труба!


СЛАВА


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1"

Книги похожие на "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Гейнцельман

Анатолий Гейнцельман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Гейнцельман - Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1"

Отзывы читателей о книге "Столб словесного огня. Стихотворения и поэмы. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.