Игорь Вишневецкий - «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов"
Описание и краткое содержание "«Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов" читать бесплатно онлайн.
В центре исследования Игоря Вишневецкого (и сопровождающей его подборки редких, зачастую прежде не публиковавшихся материалов) — сплав музыки и политики, предложенный пятью композиторами — Владимиром Дукельским, Артуром Лурье, Игорем Маркевичем, Сергеем Прокофьевым, Игорем Стравинским, а также их коллегой и другом, музыкальным критиком и политическим публицистом Петром Сувчинским. Всех шестерых объединяло то, что в 1920–1930-е самое интересное для них происходило не в Москве и Ленинграде, а в Париже, а главное — резкая критика западного модернистического проекта (и советского его варианта) с позиций, предполагающих альтернативное понимание «западности».
112
ЛУРЬЕ, 1933: 220.
113
ЛУРЬЕ, 1944: 271–272.
114
ГРЭМ, 1996: 72.
115
ЛУРЬЕ, 1944: 274.
116
ЛУРЬЕ, 1926: 123.
117
Там же: 126–127.
118
Из рецензии «Книги г. Гена в русском переводе» (1872). Цит. по: СТАСОВ, 1894, III: 1401. В этой и в особенности предшествовавшей ей рецензии «Немецкая книга, написанная в Петербурге» (1871; см. там же: 1371–1391) Стасов дает восторженную оценку труду немецко-русского исследователя Виктора Гена (Victor Hehn, 1813–1890) «Культурные растения и домашние животные в их переходе из Азии в Грецию и Италию, а также в остальную Европу. Историко-лингвистические эскизы», поставившего целью наглядно доказать, что не только формы хозяйствования, но и растительно-животный мир западноевропейской цивилизации является, в значительной мере, адаптацией исконного, азиатского материала к климатической реальности Европы, колонизованной потомками выходцев из центральных областей Азии.
119
LOURIÉ, 1928: 3.
120
В знаменитой статье «„Неоготика и неоклассика“» (1928) Лурье, явно с согласия самого Стравинского, утверждает об антитетичности его в мировом контексте Шенбергу, однако описание Шенберга и шенбергианства позволяет легко прочитать за ним претензию к тому, что было для Стравинского и Лурье неприемлемо и в отечественной традиции:
«…всегда эгоцентричное, озабоченное только темпоральным и завершающееся утверждением себя и личностного принципа».
(LOURIÉ, 1928: 3)121
ЛУРЬЕ, 1928–1929, VIII: 8.
122
Там же.
123
ЛУРЬЕ, 1926: 134.
124
Там же: 130.
125
См. подробнее в поздней статье: ЛУРЬЕ, 1966.
126
Цитирую формулировку по: ГРЭМ, 1996: 67.
127
DUKELSKY, 1930.
128
НАБОКОВ, 1930.
129
ЛУРЬЕ, 1944: 274.
130
См. подробнее: ЛУРЬЕ, 1965: 159.
131
СЕЗЕМАН, 1928.
132
Впоследствии утвердил себя как французский философ-гегельянец «Александр Кожев» (Alexandre Kojève).
133
ЛОСЕВ, 1995: 19–20. Описание тетрактиды заимствовано из монографии «Диалектика художественной формы» (1927).
134
ЛУРЬЕ, 1966: 104.
135
LOURIÉ, 1944: 206.
136
«Не возводя артистов в святые, можно с уверенностью сказать, что между теми и другими есть общее: ни святой, ни подлинный артист никогда не могут быть лицемерами, т<ак> к<ак> в творческом опыте обмануть никого нельзя. Поэтому ни в подлинном искусстве, ни в подлинном духовном опыте и не существует лицемерия, абсолютно не существует, а не просто так, условно» (ЛУРЬЕ, 1996: 289).
137
Там же: 293.
138
ГРЭМ, 1996: 71.
139
ТРУБЕЦКОЙ, 1916: 16.
140
Там же: 18.
141
СУВЧИНСКИЙ, 1929а: 2.
142
ЛУРЬЕ, 1933: 225–226, 228.
143
См., например, характерную статью: ДУКЕЛЬСКИЙ, 1929.
144
Настоящий термин вводится для отграничения от практик постмодернистских.
145
TARUSKIN, 1996, II: 1134; TARUSKIN, 1997: 400–405. В качестве примеров произведений, эстетика которых обнаруживает наибольшее число параллелей с концепцией Карсавина, Тарускин называет «Свадебку» и «Симфонии духовых».
146
GOLDBECK, 1936: 48.
147
GOLDBECK, 1936: 46.
148
Например, мозаики начала IV в. по P. X. из некрополя предконстантиновского времени, расположенного под Базиликой Св. Петра в Риме. На ней изображен Христос-Гелиос, правящий небесной колесницей, в окружении зеленых лоз.
149
См. собранный на эту тему Р. Крафтом и опровергающий утверждения Стравинского материал в: STRAVINSKY, CRAFT 1978: 291. Крафт, в частности, сообщает, что Стравинский точно знал партитуры как Concerto Spirituale, так и Sinfonia Dialectica Вероятное влияние Concerto Spirituale на «Симфонию псалмов» подтверждается и датировкой в рукописи «Симфонии»: она сочинялась Стравинским с начала марта по 15 августа 1930 г. См.: СТРАВИНСКИЙ, 1998–2003, III: 862.
150
ЛУРЬЕ, 1944: 271.
151
ЛУРЬЕ, 1928б: 8.
152
DUKE, 1955: 334.
153
ЛУРЬЕ, 1966: 102.
154
КАРСАВИН, 1992: 95.
155
Там же: 138.
156
Там же: LX и далее.
157
См. обсуждение этого подхода там же: XLV и далее.
158
См. там же: XLVII.
159
КАЗАНСКАЯ, 1999: 57.
160
GOLDBECK, 1936: 47.
161
СУВЧИНСКИЙ, 1928: 1.
162
См.: СУВЧИНСКИЙ, 1929б: 2.
163
Сувчинский противопоставляет «культурное делание» — «бездейственному историзму, являвшемуся, таким образом, одной из форм выпадения из современности», иными словами: творчество нового противопоставлено чисто аналитическому «познаванью истории культуры» (Там же: 1).
164
Там же.
165
Там же.
166
ДУКЕЛЬСКИЙ, 1929. Подробный анализ позиции Дукельского, как она изложена на страницах «Евразии», см. в разделе 5а.
167
СУВЧИНСКИЙ, 1928: 1.
168
СУВЧИНСКИЙ, 1929а.
169
Там же.
170
Там же.
171
СУВЧИНСКИЙ, 1928: 2.
172
Там же.
173
СУВЧИНСКИЙ, 1999: 60.
174
Там же: 74.
175
«Сувчинский долгое время где-то пропадал. Нашел я его в несколько беспокойном состоянии духа: он по секрету собирается в СССР. В этом отношении у него уже налажены связи кое с кем в Москве, а главным образом с Горьким» (сводная запись от апреля — мая 1930 г.; ПРОКОФЬЕВ, 2002, II: 772).
176
К ИСТОРИИ «ЕВРАЗИЙСТВА», 2001: 338. Публикатор письма Джон Мальмстад сообщает также, что одна из статей Сувчинского была, по протекции Горького, опубликована под псевдонимом в советском журнале «За рубежом», № 5 за 1930 г. (Там же: 344).
177
В действительности основоположниками евразийства были Савицкий, Сувчинский и Трубецкой. Святополк-Мирский присоединился к ним позднее.
178
ГОРЬКИЙ — СТАЛИН, 1997: 171.
179
Опубликована впервые в: СУВЧИНСКИЙ, 1999: 128.
180
Кульминация приходилась на 1925-й. См.: СТРАВИНСКИЙ, 1988: 54–67.
181
Там же: 56.
182
Там же: 65. В комментарии (Там же: 66–67) В. П. Варунц обсуждает резко отрицательную реакцию Шенберга, сочинившего в ответ «Три сатиры для смешанного хора», ор. 28 (1926); в тексте второй сатиры Стравинский — в пику собственным утверждениям — поименован «маленьким Модернским».
183
СУВЧИНСКИЙ, 1928: 1.
184
СУВЧИНСКИЙ, 1999: 74.
185
Например, Дж. Мальмстаду, все еще пишущему «евразийство» в отстраненных кавычках. См.: К ИСТОРИИ «ЕВРАЗИЙСТВА», 2001: 335.
186
СТРАВИНСКИЙ, 1998–2003, III: 630. Всегда детальный в своих комментариях, В. П. Варунц обходит это место молчанием.
187
СУВЧИНСКИЙ, 1999: 27. Подробнее о несостоявшемся возвращении Сувчинского см. там же: 26–30.
188
О настроениях Дукельского и Прокофьева в 1937–1938 гг., а также о второй попытке Прокофьева устроить возвращение друга в 1945–1946 гг. см.: ВИШНЕВЕЦКИЙ, 2004. В конце концов Дукельский, по свидетельству вдовы, получил в 1946 г. официальное приглашение приехать в Москву, но его, ненавидевшего путешествия по воздуху, испугала необходимость длительного перелета через океан. Дополнительные подробности об этом эпизоде см. в конце раздела 5б.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов"
Книги похожие на "«Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Вишневецкий - «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов"
Отзывы читателей о книге "«Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов", комментарии и мнения людей о произведении.