Пётр Киле - Дневник дерзаний и тревог

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник дерзаний и тревог"
Описание и краткое содержание "Дневник дерзаний и тревог" читать бесплатно онлайн.
Дневник писателя – это и записи в ходе работы, и отклики на злобу дня, и воспоминания, а в наше время и участие в блогах, словом, как сказал поэт, «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Теперь все чаще, не упоминая о классицизме, порядком надоевшем всем как основная доктрина Академии художеств, в русле романтизма рассматривают живопись Карла Брюллова, Александра Иванова, разумеется, и Ореста Кипренского, и Сильвестра Щедрина. Маятник мысли исследователей решительно склонился в сторону романтизма. Но это маятник с заданной амплитудой и с обозначениями: справа - «классицизм», слева - «романтизм».
Мысль исследователей русского искусства не вырвалась на свободу, а продолжает пребывать в плену «измов», меняют лишь знаки с плюса на минус или обратно. В отношении русских поэтов мы наблюдаем то же самое. Жуковский безусловно романтик по своему мироощущению и поэтике. О Батюшкове, как и о Кипренском в живописи, этого не скажешь. Он романтик по миросозерцанию и эпохе, но классик (не классицист) по поэтике. Таков и ранний Пушкин. А Пушкин в его полном развитии?
Как в отношении Карла Росси говорят о «высоком классицизме», думаю, теперь склоняются к определению «высокий романтизм»... Кого? Батюшкова? Лермонтова? Фета? Можно бы и согласиться. Как! И Пушкина? И Гоголя? И Достоевского? И Тургенева? И Гончарова? И Льва Толстого?
Кроме академического классицизма и классицизма в отдельных жанрах писателей XVIII века, всем надоел и «реализм», «критический реализм», понятие скорее идеологическое, чем эстетическое, а с точки зрения модернизма и постмодернизма и вовсе архаическое. Думаю, поэтому теперь исследователи подхватили более свежее понятие, ранее третируемое даже, романтизма. Но и здесь всего лишь эффект маятника, или «пленной мысли раздраженье».
Вообще романтизм куда более широкое понятие, чем реализм, поскольку выражает миросозерцание личности и эпохи, кроме поэтики писателя или художника, у романтиков всегда специфической, а реализм отнюдь не миросозерцание, а лишь поэтика писателя или художника, с установкой на правдивое воспроизведение действительности, вне канонов классицизма и фантазий романтизма. То, что в России получило название «натуральной школы».
Но всякого рода «измы» - это всего лишь обозначение тенденции, проступающей в миросозерцании личности и эпохи или поэтики писателя и художника. При этом «тенденциозность» идеологическая или эстетическая бросается в глаза прежде всего у второстепенных писателей или художников, у тех же представителей «натуральной школы», но не у Гоголя, не у Пушкина, также не у Кипренского, не у Брюллова, - что же это? «Высокий романтизм»? Нет, конечно.
Перед нами, если угодно, ренессансный реализм, перед нами ренессансная классика, которая заключает бесконечное содержание романтической эпохи в классическую форму. И это, следует заметить, наблюдается в XIX веке не в странах Западной Европы, где романтизм и реализм как художественные направления развиваются параллельно либо пересекаясь в творчестве отдельных писателей и художников. При этом романтизм в США или в Германии, отчасти в Англии и Франции, связан с творчеством первостепенных талантов, как Эдгар По, Байрон, Виктор Гюго, Шиллер и Гофман, а реализм - с творчеством , Стендаля, Бальзака, Золя...
Гете занимает особое место как романтик, который потянулся к классике, - ситуация, в высшей степени характерная для России, где романтизм, как художественное направление в Европе, не вызрел, но не в виду отсталости русской жизни и русской литературы, как думал ранний Белинский, а из-за ренессансных явлений, с непосредственным обращением к классической древности, как не было даже в эпоху Возрождения в Италии, с обретением классического стиля русскими поэтами, художниками, архитекторами, когда романтическое содержание эпохи находит свое воплощение в классической форме, как у Батюшкова, Пушкина, Гоголя, как у Кипренского, Карла Брюллова, Сильвестра Щедрина и Александра Иванова, как у Воронихина, Стасова, Захарова и Карла Росси.
Романтиками остаются лишь второстепенные писатели и художники, имена их известны, но я ими не занимаюсь, как не занимаюсь массой второстепенных художников эпохи Возрождения в Италии. И ясно, когда выносят такое определение, как «высокий романтизм», имеют в виду именно тех, кого мы назвали выше, отнюдь не романтиков и классицистов, а классиков в первоначальном смысле слова, как понятие классики зародилось и сформировалось впервые в Золотой век Афин, с возрождением в Золотой век Флоренции - и в Золотой век Санкт-Петербурга.
В России «реализм» или «критический реализм» - это и есть ренессансный реализм, или ренессансная классика, что проступает в творчестве всех вышеназванных поэтов, писателей и художников, в поэтике которых романтизм присутствует так же, как и реализм, но как всеобъемлющее содержание эпохи и мировой культуры, соответствующее действительности, воспринимаемой как эстетическая действительность, в чем суть классического миросозерцания и стиля, что демонстрирует Лев Толстой в романе «Война и мир», вершинном достижении Ренессанса в России.
На рубеже XIX - XX веков классическая проза достигает высшей точки в творчестве Чехова, чему соответствует и развитие классической русской музыки и живописи. Это что - «высокий романтизм»? Нет, конечно. Это высокая классика. Но именно в это время снова ощутимо дает о себе знать романтическая эпоха, с оформлением впервые в России художественного направления, по сути, романтического, каковы символизм, модерн и далее целый калейдоскоп «измов», вплоть до модернизма и соцреализма. Представление о классической форме искусства сохранялось, но дегуманизация искусства обернулась его распадом.
"Самосознание юных девушек"
05.01.08
Нет ясности, в каком плане вести Дневник, поэтому записи нерегулярны. Отклики на злобу дня носят слишком уж преходящий характер; обычно я делаю записи в ходе работы над тем или иным замыслом, что не всегда может представлять интерес для публики; отзывы на запросы посетителей по тематике нередко более уместны на других разделах сайта, да много тут случайного. К примеру, «какая муза была матерью Орфея» - не один раз. Впрочем, те, кто читал трагедию «Орфей и Эвридика» (это одна из самых читаемых пьес, к моему удивлению), хорошо это знают.
Был запрос «Гомосексуалист Алкивиад», что резануло мне слух. Запрос повторился, но просто - «Алкивиад». Я повременил с публикацией трагедии «Алкивиад» - о трагедии Греции и судьбе Сократа, полагая, что она трудна для восприятия, в частности, из-за речей персонажей там, где используются документы. Но убрать или сократить, или обыграть иначе - так и не решился. Впрочем, это важно для постановки, а при чтении - как раз достигается большая ясность в восприятии эпохи, столь сходной с трагедией России. Но запросы меня подвигли на публикацию «Алкивиада», в котором явится, кроме Сократа, и его молодой друг Платон, который не подвел своего учителя, как Алкивиад, а следуя по его стопам, достиг беспримерной славы.
«Самосознание юных девушек». Есть что-то хорошее в самой постановке вопроса. Но по нынешним временам это как на тему о слезах ребенка. Или то же самое, что в стихах Блока, мне вспомнилась последняя строфа:
Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
Томный голос пением нежным
Мне поет о южных ночах.
В легком сердце - страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь, летит рысак.
Снежный ветер, твое дыханье,
Опьяненные губы мои...
Валентина, звезда, мечтанье!
Как поют твои соловьи...
Страшный мир! Он для сердца тесен!
В нем - твоих поцелуев бред,
Темный морок цыганских песен,
Торопливый полет комет!
Самосознание юных девушек когда-то в России определяло развитие русской поэзии, русской культуры, да самой жизни.
"Нагота и красота девушек"
14.02.08
Поступают запросы, тематически близкие, - то «Самосознание юных девушек», то «Зачем девушки позируют обнаженными», то «Нагота и красота девушек». Приходило даже сообщение: «Напрасно я ему позировала обнаженной». Называли даже имя и фамилию девушки, не уверен, именно той ли, что так отозвалась, или снимок которой приводится в записи «Нагая девушка». Обратная связь не налажена, возможно, чисто технически, не знаю, в чем тут дело, все идет пока по поисковым фразам, весьма похожим на реплики.
Но так или иначе среди поисковых фраз об эпохе Возрождения в различных вариациях попадаются формулировки тем, побуждающие к размышлениям. Возможно, в этом направлении и вести мне дневник? Эссе на заданную тему. Итак, «Нагота и красота девушек». Если не поленюсь, можно бы достать и картинки.
Тема задана современной жизнью, сказать иначе, шоу-бизнесом, когда красота актрис, не говоря о топ-моделях, певицах и т.п., не воспринимается как самодостаточная величина, их надо непременно еще где-то и как-то раздеть; мало самодовлеющей красоты лица и всего облика актрисы, надо сделать их стриптизершами, хотя бы лишь на картинках, сделанных, разумеется, в высшей степени профессионально, что наготу скрадывает, скрашивает и даже поднимает на высоту искусства и поэзии, с тем нагота как таковая исчезает и предстает как красота.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник дерзаний и тревог"
Книги похожие на "Дневник дерзаний и тревог" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пётр Киле - Дневник дерзаний и тревог"
Отзывы читателей о книге "Дневник дерзаний и тревог", комментарии и мнения людей о произведении.