» » » » Джампа Тинлей - Буддийская логика


Авторские права

Джампа Тинлей - Буддийская логика

Здесь можно скачать бесплатно "Джампа Тинлей - Буддийская логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «Дже Цонкапа», год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джампа Тинлей - Буддийская логика
Рейтинг:
Название:
Буддийская логика
Издательство:
«Дже Цонкапа»
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-904974-04-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Буддийская логика"

Описание и краткое содержание "Буддийская логика" читать бесплатно онлайн.



Геше Джампа Тинлей.


Буддийская логика: Комментарий к трактату Дхармакирти «Праманаварттика»


В новой книге известного тибетского наставника досточтимого Геше Джампа Тинлея дается современный комментарий к основному содержанию логического трактата древнего индийского ученого Дхармакирти «Праманаварттика» (Толкование праманы). Этот классический текст по теории достоверного познания, написанный в качестве комментария к «Праманасамуччая» основоположника буддийской логики Дигнаги, лег в основу классического буддийского философского образования. Досточтимый Геше Тинлей освещает содержание трех из четырех глав «Праманаварттики». Наряду с мастерски простой презентацией основных положений буддийской логики в книге приведены вопросы и ответы, а также логические диспуты, в которых упражнялись слушатели под непосредственным руководством наставника.

Книга предназначается всем, кто стремится к систематическому изучению буддийской философии и практики, но будет также интересна широкому кругу читателей, прежде незнакомых с буддизмом и его научным потенциалом.






Великий ачарья жил примерно в то же время, что и тибетский король Сонгцен Гампо, основавший единое тибетское государство. Это был VII век нашей эры.

В наши дни вряд ли кто—нибудь сможет овладеть буддийской логикой в совершенстве. Ибо нет людей, равных Дигнаге и Дхармакирти. Исключением является Его Святейшество Далай—лама. Но я могу утверждать, что в основном учение, которое оставили Дигнага и Дхармакирти, все еще существует. Те, кому удается понять хотя бы часть учения цемы, считаются выдающимися знатоками логики. Если вы такой человек, значит, у вас необыкновенно острый, проницательный ум. Достаточно кому—то в вашем присутствии сказать одно предложение — и вы уже знаете все о его намерениях и о том, с какой целью он это говорит.

3. Структура ‘Праманаварттики’

Текст ‘Праманаварттики’ Дхармакирти состоит из четырех глав и изучается в монастырских университетах на первом курсе, который длится четыре с половиной года. По теоретическому содержанию материал ‘Праманаварттики’ относится к двум дисциплинам — науке о логическом обосновании, называемом по—тибетски тагриг (rtags—rig), и предмету лориг (blo—rig), буквально означающему «ум и знание». Иными словами, это логика и теория познания. Предмет собственно логики излагается в первой главе, предмет теории познания — во второй и третьей. Главными считаются первые две главы, а третья и четвертая главы служат дополнением к ним. Вторая глава содержит обоснование того, что Будда является «достоверным существом»: это комментарий Дхармакирти на первые четыре строчки начального фрагмента ‘Праманаса—муччаи’ Дигнаги:

Ставший достоверным существом,

Приносящий благо живым существам,

Великий Учитель, Ушедший к Блаженству,

Защитник, Тебе поклоняюсь!


"Праманаварттика" преследует две основные практические цели:

• Первая цель — развитие собственной убежденности в существовании освобождения, или нирваны*, и в методе вступления на путь, ведущий к освобождению.

• Вторая цель — убеждение других людей посредством логики в том, что освобождение есть, и обоснование того, как можно вступить на этот путь.


В соответствии с двумя названными целями основное содержание текста посвящено объяснению понятий умозаключения «для себя» и умозаключения «для других»*13.


[13] Впервые разделение умозаключений на умозаключение «для себя» и умозаключение «для других» было сделано Дигнагой.


Буддийская теория умозаключения «для себя» и есть основа для развития собственной веры в Будду и убежденности в Дхарме. В тибетской философской литературе оно называется дже—па (rjes dpag) и излагается в трех первых главах ‘Праманаварт—тики’. Первая глава посвящена разъяснению общей теории достоверного познания, связанного с умозаключением «для себя», то есть общих принципов логического мышления (тагриг).

Логика предваряет объяснение теории познания. А теория познания в буддизме служит обретению прочного фундамента собственной веры в Будду и Его Учение. Если человек вначале не усвоит принципы логического мышления — понятие о трехчленном силлогизме и так далее, ему будет очень трудно обосновать для себя достоверность Будды, а это — основная тема второй главы ‘Праманаварттики’. Чтобы доказать себе существование освобождения, люди должны обладать логическим мышлением. По этой причине в первой главе разъясняется система логики, даются ее основы: излагаются базовые понятия и основы сравнительного анализа феноменов, объясняются условия достоверности умозаключений, что такое правильное и неправильное логическое основание.

Вторая глава посвящена доказательству того, что Будда есть достоверное существо. Логика нужна, чтобы убедиться в достоверности состояния освобождения и просветления и доказать себе, что оно действительно достижимо. Если вы не знаете точно, существует ли состояние, к которому стремитесь, то буддийские практики не будут для вас эффективными. Действительно, что вы можете сейчас ответить тому, кто спросит: «Зачем ты стремишься к нирване, и где она находится?» Если вы скажете: «Нирвана здесь», вам возразят, что вам нечего искать. Если она здесь, значит, она у вас уже есть.

На самом деле в настоящее время у вас нет нирваны. Но если у вас нет нирваны здесь и сейчас, то где же вам ее найти? Будда сказал: «Вы не можете найти нирвану вне себя». Но если в вас нирваны нет, вне себя вы ее найти не можете, то зачем же вы ее вообще ищете?

Если бы я с небуддийских позиций вызвал вас на диспут, задав такой вопрос, что бы вы ответили мне? У вас нет логической аргументации. Если бы вам довелось столкнуться в логическом поединке с представителем небуддийских учений, то вы, наверное, за отсутствием логических доводов просто схватились бы за дубинку и с ее помощью стали бы «аргументировать» свою позицию. На самом деле в любой дискуссии следует отвечать с помощью логики. Итак, в первую очередь необходимо ясно понять общую теорию логических умозаключений, поэтому в первом разделе своего текста Дхармакирти выстраивает полную, целостную систему буддийской логики. Затем он дает логическое обоснование фундаментального буддийского положения о том, что состояние освобождения достоверно существует, и излагает метод вступления на путь к освобождению. Это объясняется во второй главе.

Третья глава посвящена прямому достоверному познанию. Дхармакирти подробно анализирует прямое познание и его формы: зрительное прямое познание, прямое познание слуха, прямое познание осязания, прямое познание обоняния, прямое познание вкуса, а также ментальное прямое познание, то есть дает подробнейший анализ видов прямого познания. Еще он говорит о так называемом непосредственном йогическом восприятии и объясняет, что это такое.

Все наше познание делится на два вида:

1. достоверное;

2. недостоверное.


Достоверное познание, в свою очередь, делится в буддийской философии на два вида:

1. непосредственное, или прямое, достоверное познание, имеющее своим объектом явные феномены;

2. опосредованное, или косвенное достоверное познание (дже—па), имеющее своим объектом скрытые феномены.


В третьей главе ‘Праманаварттики” Дхармакирти объясняет механизмы прямого познания. Различаются три вида прямого достоверного познания14:

1. непосредственное чувственное восприятие,

2. непосредственное ментальное познание15;

3. непосредственное йогическое восприятие.


14 Данная классификация приводится в традиционной для школы Гелуг интерпретации системы Дхармакирти. Поскольку собственно система Дхармакирти основана на воззрениях саутрантиков и йогачаров, то в ней выделяются четыре вида прямого достоверного познания: (1) прямое восприятие органов чувств; (2) ментальное прямое познание; (3) прямое восприятие самосознания; (4) йогическое прямое восприятие.

15 Синонимом «непосредственного метального познания» является термин «прямое постижение».


Буддийские методы познания Дхармы и практики тренировки ума направлены на развитие йогического прямого познания, основанного на единстве безмятежного спокойствия ума (gzhi—gnas; ииаматха) и высшего видения (lhag—mthong; випашьяна) *.

Итак, в третьей главе дается анализ прямого познания, в частности, такой формы прямого познания, как ясновидение.

Наконец, четвертая глава посвящена объяснению «умозаключения для других». Обоснования, приводимые для доказательств тех или иных положений другим людям и используемые на этапе «блага других», называются умозаключениями «для других»16. Первая и вторая главы посвящены умозаключениям «для себя», а четвертая содержит объяснение логических способов убеждения других людей в существовании состояния освобождения и в том, как можно вступить на путь освобождения. Здесь приводится цепочка логических рассуждений, чтобы доказать это другим. Это та логика, которую вы должны применять в диспутах со своими оппонентами.

Из четырех глав ‘Праманаварттики’ наиболее важными являются первые две. Их принято в монастырях изучать более подробно, чем остальные, потому что именно они служат «оком буддизма». Если вы получите комментарии к первой и второй главам, то третью и четвертую главу сможете понять самостоятельно.


[16] Досточтимый Геше Тинлей оставил без объяснения умозаключения «для других» потому, что, во—первых, зная учение об умозаключении «для себя», без труда можно самостоятельно изучить правила построения достоверных умозаключений «для других», во—вторых, он всегда дает ученикам именно то учение, в котором они нуждаются, и для практики которого их ум созрел. Для использования умозаключений «для других», то есть знаний, которые относятся к этапу «блага других», ученики, конечно же, еще не готовы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Буддийская логика"

Книги похожие на "Буддийская логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джампа Тинлей

Джампа Тинлей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джампа Тинлей - Буддийская логика"

Отзывы читателей о книге "Буддийская логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.