Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.
Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.
Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.
Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).
Видимо, положение Ираклия и Империи было совершенно отчаянным, если Римский самодержец обратился к Персидскому царю с таким письмом. Но и эта жертва не была принята Хосровом. Опьянённый своими успехами, он, по одним источникам, приказал бросить послов в тюрьму и сделал жестокий выговор Шахину за приостановку наступательной операции. По другим данным, он даже якобы снял с него с живого кожу. Якобы Хосров ставил своему полководцу в вину то, что тот должен был привести к его трону не послов, а самого Ираклия, закованного в цепи. И хотя последняя информация не подтверждается сравнительным анализом сообщений современников, она ярко иллюстрирует состояние духа Персидского царя и его замыслы полностью подчинить себе Римскую империю и низвергнуть Ираклия, которого он так и не признал императором, с трона. В своём ответном письме императору Хосров, между прочим, сказал следующее: «Да не обманывает Вас тщетная надежда. Если Христос не мог спасти Себя от евреев, убивших Его на кресте, то как же Он поможет Вам? Если ты сойдёшь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя!»[562].
Получив послание, Ираклий пришёл в совершенное отчаяние. Он вошёл в храм, положил ответное письмо Хосрова рядом с алтарём, пал вместе с сановниками ниц на землю, и они горько плакали, «чтобы Господь увидел презрение, которым поражали Его ненавистники Его»[563].
Если что и помешало Хосрову немедленно завершить свой победоносный поход, так это отсутствие сухопутной базы на Босфоре, чтобы поддержать морскую экспедицию на Константинополь. А также необходимость привести завоёванные римские территории под управление Персидского царя. Довлел и церковный вопрос, которым теперь был вынужден заниматься Персидский царь. По его инициативе или, как минимум, с его согласия, в Ктесифоне состоялся церковный Собор, где присутствовал пленённый Иерусалимский патриарх Захария. Следствием этого Собора стало усиление позиции монофизитов на Востоке и упрочение их влияния. На фоне недавних гонений монофизитов в царствование узурпатора Фоки мягкое отношение к ним Хосрова создавало дополнительные трудности для Ираклия во внутренней политике.
Всё же, по некоторым источникам, Хосров согласился на время отказаться от захвата Константинополя при условии выплаты следующей унизительной дани: тысяча талантов золота, тысяча талантов серебра, тысяча шелковых одежд, тысяча коней и тысяча девушек. Говорят, что Ираклий был вынужден согласиться с этим предложением — никакой альтернативы у него просто не оставалось[564].
Не имея, по-видимому, достаточных сил для немедленного овладения Константинополем, Хосров решил предпринять наступление на житницу Римской империи Египет, систематически снабжавший многие территории хлебом и являющийся едва ли не основным источником дохода государственной казны. В это время Египет, где пребывал экзархом Никита, под мудрым управлением брата царя испытывал внутренний покой и подъём. В 615 или 617 г. (по разным данным) персидский полководец Шахрбараз начал свой поход, направленный на покорение Египта. После длительной осады пала крепость Пелузий, защищавшая вход в дельту Нила, а затем персы овладели Мемфисом. Затем, не без труда захватив остальные крепости на их пути, персы, наконец, подошли к Александрии.
Видимо, у Никиты не оставалось сил защитить город, практически неприступный с суши, и он вместе с патриархом св. Иоанном Милостивым покинул город, отправившись на корабле в Константинополь. Конечно, такой поступок нельзя назвать оправданным и, тем более, благородным — сановник практически оставил город без командования и власти на волю судьбы. По дороге в столицу их корабль попал в страшную бурю. Не вынеся плавания, патриарх решил вернуться на свою родину на остров Кипр, где и скончался 12 ноября 618 г. Никита, мнение о котором царя не изменил даже этот неблаговидный поступок, также не усидел в столице и был возвращён в Африку в качестве её экзарха, где и умер в 629 г.
К чести жителей Александрии, их не смутило бегство Никиты, и они с воодушевлением взялись за оборону родного города. Как это нередко бывает, всё решил случай. Один молодой человек, родом из Аравии, долго проживавший в Александрии, обратился к Шахрбаразу с предложением использовать морской путь для взятия города. По его совету персы захватили множество рыбацких судёнышек и, посадив на них воинов, внезапно проникли в город через западные ворота, перебив караульных. Взобравшись на стены, они провозгласили победу Хосрова и открыли ворота остальной армии. Пока александрийцы приходили в себя, персы были уже в городе[565]. Началось бегство, осложняемое неблагоприятным ветром с моря, препятствующим византийцам покинуть Александрию. Поэтому потери римлян были чрезвычайно велики. Помимо обычной добычи персам достались громадные церковные сокровища, отправленные армией в дар Хосрову. Это печальное событие по разным данным случилось в 618 или 619 г. Победа персов была настолько яркой и значимой, что министр финансов Персии Йездин, желая угодить своему царю, изготовил золотые ключи от города — точную копию железных, настоящих, и преподнёс их ему в дар. После этого победоносный Шахрбараз совершил поход в области среднего Египта, дошёл до Эфиопии и овладел Пентаполем и Ливией. Для укрепления власти Хосрова персы благоразумно предоставили главенство представителю монофизитской церкви, на которого одновременно возложили обязанности по взысканию налогов и податей[566].
Катастрофически обстояли также дела на Западе и на Севере. Захват Испании вестготами, начавшийся ещё при императоре Юстине II, продолжился при Ираклии. Более того, переход вестготов из арианства в Православие только способствовал умиротворению их отношений с местным православным населением. Начиная с 610 г. и по 624 г. Римская империя последовательно теряла последние оставшиеся территории в Северной Африке и Испании. Власть Римского императора отныне распространялась только на острова Майорка и Минорка.
В Италии дела обстояли ещё хуже. При новом Равеннском экзархе Иоанне случилось солдатское восстание, жертвой которого стал сам представитель императора. Новый экзарх евнух Елевферий начал довольно успешно: он подавил солдатский бунт, отвоевал у лангобардов Равенну и разгромил очередного узурпатора Иоанна из Комиссы, овладевшего Неаполем и провозгласившего себя императором. Но затем удача изменила экзарху — он потерпел тяжёлое поражение от лангобардов и купил мир очередным увеличением суммы ежегодной дани, выплачиваемой варварам Империей. Чувствуя слабость центральной власти, Елевферий вознамерился отделить Италию от Империи и создать собственное государство. Вероятно, это условие тайно оговаривалось им с вождями лангобардов и Римским престолом. Горделиво он облёкся в царский пурпур и направился в Рим, чтобы там венчаться на царство. Но по дороге в Вечный город в 619 г. он был убит собственными солдатами, отославшими его голову в Константинополь[567].
Оставшиеся беззащитными северные провинции также подверглись жесточайшему набегу славян, с 611 г. беспрерывно переходившими Дунай и разорявшими римские земли. Особенно пострадала Истрия, и славяне, остававшиеся всё ещё данниками Аварского хана, отправляли ему пленных византийцев, которых тот расселял в Паннонии. Понемногу овладев морским делом, славяне затем распространили свою экспансию на острова Эгейского моря. Страх от нападения славян был настолько велик, что слухи об их вторжениях достигли берегов Испании и Сирии.
Жалкое состояние Римской империи довольно красочно иллюстрирует ещё один эпизод, случившийся в 619 г. Умер Аварский хан, и его преемник принял власть над варварами. Желая использовать этот случай для того, чтобы закрепить мирные отношения с аварами, император Ираклий отправил к ним посольство. Инициатива царя была благосклонно принята новым владыкой аваров, который предложил для упрочения мира встретиться с императором в городе Гераклее. Не подозревая о подвохе, Ираклий дал своё согласие и прибыл в сопровождении большой свиты, захватив попутно богатое снаряжение для проведения ристаний и зрелищных мероприятий, которые желал организовать в честь заключения мирного договора. Предвкушая праздник, в Гераклею стянулось множество простого народа. Но у Аварского хана были иные замыслы: по его приказу орда бросилась на византийцев, желая захватить Ираклия в плен. Только чудом император, вынужденный сбросить царские одежды, ускакал от погони, но множество рядовых граждан попало в плен.
Не чувствуя сопротивления, авары совершенно презрели уже заключённый новый мирный договор. Орда продолжила наступление на Константинополь и уже вскоре оказалась перед Золотыми воротами, грабя окрестности столицы. Несколько дней варвары хозяйничали в округе и, утомившись разбоем, вернулись обратно, уводя с собой множество пленных и награбленное имущество. Опасность захвата Константинополя была так велика, что в честь чудесного избавления от аваров 5 июня был установлен специальный Крёстный ход. Нечего и говорить, что и этот удар судьбы Ираклий встретил в полной беспомощности — никаких сил противостоять аварам у него не было. Единственное, что ему удалось — по новой перезаключить с ними мирный договор, проглотив оскорбление и покушение на свою жизнь и честь[568].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.