Пэт Дорси - Маленькая книжка, которая принесет вам состояние

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Маленькая книжка, которая принесет вам состояние"
Описание и краткое содержание "Маленькая книжка, которая принесет вам состояние" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о том, как и где искать конкурентоспособные компании для пополнения инвестиционного портфеля и, что еще важнее, как избегать инвестиций, которые, кроме разочарований, ничего не принесут.
Рекомендуем эту книгу не только тем, кто инвестирует в акции, но и всем, кто занимается бизнесом!
Пора подвести итоги. Как свидетельствуют рассмотренные нами примеры, ценовое преимущество, основанное на низких производственных издержках, может создавать временное конкурентное преимущество, если ни традиционные компании, ни новые конкуренты по каким-то причинам не могут сразу же скопировать современные малозатратные технологии. Но заметим, что успех компаний в наших первых двух примерах — «Dell» и «Southwest» — отчасти был обусловлен бездействием (или неудачной стратегией, как это было в случае «Gateway») потенциальных конкурентов. Ров, построенный благодаря лени или ошибкам конкурентов, получается, как правило, не очень прочный. Поэтому рвы, созданные на основе низких издержек, требуют самого внимательного изучения, поскольку достигнутое конкурентное преимущество очень быстро улетучивается, если конкуренту удается либо скопировать малозатратные процессы, либо придумать свои собственные.
Преимущество местоположения
Второй тип преимущества в затратах связан с выгодным местоположением компании. Такого рода преимущество является более устойчивым и надежным, потому что конкурентам гораздо труднее его копировать. Чаще всего им пользуются компании, торгующие тяжелыми и дешевыми сырьевыми продуктами (низкое соотношение стоимости и веса), которые находят сбыт недалеко от места добычи или производства.
Для начала вернемся к весьма прозаическим, но очень прибыльным компаниям, занимающимся перевозкой мусора и добычей гравия, о которых мы уже говорили в главе 3. Кроме преимущества, связанного с наличием лицензии, получить которую непросто, потому что мало какие общины хотят иметь под боком мусорную свалку или карьер, эти предприятия могут быть защищены также мощным рвом низких издержек производства, связанных с выгодным местоположением. Чем большее расстояние приходится преодолевать мусоровозу до свалки или самосвалу с гравием от карьера до места строительства, тем больше себестоимость этих перевозок. Поэтому предприятия, чьи свалки или карьеры расположены ближе к клиентам, почти неизбежно работают с достаточно низкими издержками, что еще более затрудняет конкурентам доступ на их рынок.
Чтобы лучше разобраться в ситуации, давайте ближе познакомимся с экономическим положением компании, занимающейся добычей гравия. Щебень, гравий и песок стоят примерно 7 долларов за тонну на месте добычи плюс 0,10-0,15 доллара на каждую милю перевозки самосвалом к месту выгрузки. Значит, транспортировка даже на 7 миль увеличивает затраты на 10 процентов, которые включаются в цену продукта. На практике это означает, что добывающие компании обладают мини-монополией в отношении к заказчикам их продукции, расположенным близко к карьеру. Территорию в радиусе 50 миль от карьера добывающая компания может считать своим рынком-вотчиной с относительно небольшой конкуренцией.
В схожей ситуации оказываются цементные заводы. Они являются в определенном радиусе практически монополистом, способным диктовать цены. Вы когда-нибудь задумывались, почему старые цементные заводы так часто обнаруживаются вблизи центра города или в каком-то другом, казалось бы, совершенно неподходящем месте? Это связано с тем, что такой завод наверняка является поставщиком самого дешевого цемента для новостроек города и окрестностей и невероятно выгодным предприятием, а значит, платит большие налоги, что помогает его владельцу отбиваться от попыток местных властей «выселить» завод за черту города. Как и владельцы карьеров, цементные заводы очень часто оказываются монополистами на близлежащей территории.
Некоторые — хотя и не все — сталелитейные компании тоже пользуются выгодами местоположения. Например, компания «Posco» доминирует на корейском рынке. На ее долю приходится 75 процентов производства стали в стране. Расположение «Posco» вблизи крупнейших автомобилестроительных и судостроительных предприятий Кореи обеспечивает ее весомым конкурентным преимуществом, основанным на низкой себестоимости транспортировки, даже несмотря на то что компании приходится импортировать сырье из-за границы. Кроме того, «Posco» базируется не так уж далеко от Китая, а значит, может поставлять на китайские предприятия более дешевую сталь по сравнению с бразильскими или российскими производителями, которым приходится включать в цену высокие транспортные издержки. По мере того как китайские сталелитейные компании повышают качество своей продукции, это конкурентное преимущество корейской фирмы постепенно ослабевает, но еще в недавнем прошлом было довольно большим.
Это мое и только мое
Третий вид преимущества в затратах, как правило, наблюдаемый среди производителей сырьевой продукции, — это доступ к уникальным и значимым ресурсам и активам. Если компания владеет шахтой или скважиной, где полезные ископаемые лежат чуть ли не на поверхности и их добыча обходится дешевле, чем на других месторождениях, то она обладает явным конкурентным преимуществом.
Например, «Ultra Petroleum», средних размеров энергетическая компания, имеет возможность добывать и продавать природный газ с невероятно низкой себестоимостью. В свое время она очень дешево приобрела землю в Вайоминге, когда еще никто не знал о ее богатстве. Благодаря этому норма прибыли, получаемая «Ultra Petroleum», примерно вдвое превышает среднюю доходность добычи природного газа в Северной Америке. Например, бурение одной скважины обходится «Ultra» примерно в 7 миллионов долларов, в то время как другим североамериканским компаниям бурение аналогичных скважин стоит от 17 до 25 миллионов. Такое значительное преимущество в себестоимости производства позволяет Ultra получать едва ли не самый высокий доход с инвестированного капитала среди всех энергетических компаний, деятельность которых находится в поле зрения «Morningstar».
Еще одна фирма с похожим ценовым преимуществом, открытая нами («Morningstar») несколько лет тому назад, называется «Compass Minerals». Это очень маленькая компания, занимающаяся добычей каменной соли (не той, которой солят картофель-фри, а той, которой посыпают обледенелые дороги). Так случилось, что ей принадлежит шахта в Онтарио, где затраты на добычу соли благодаря уникальной геологии (разрабатываемая в настоящее время жила имеет более 30 метров в толщину) и размерам чрезвычайно низки. Кроме того, эта шахта находится у самого побережья озера Гурон, что позволяет «Compass» очень дешево доставлять добытую соль по рекам и каналам в штаты американского Среднего Запада. Поскольку сама соль стоит очень дешево, низкая себестоимость транспортировки вносит весомый вклад в конкурентное преимущество «Compass». Кроме того, в пользу компании говорит и тот факт, что место добычи находится недалеко от района устойчивого спроса на соль, — зимы на Среднем Западе, как правило, довольно холодные и снежные.
Присмотревшись, вы обнаружите, что такого типа конкурентное преимущество не ограничивается только предприятиями, которые ковыряются в земле. Посмотрите хотя бы на бразильскую компанию «Aracruz Cellulose». Она не только крупнейший на планете производитель бумажной пульпы, но и производит ее с наименьшими затратами. Почему? Ну это довольно просто: эвкалипты, используемые для производства пульпы, в Бразилии растут быстрее, чем где бы то ни было в мире. (Саженцы в Бразилии достигают зрелости примерно за семь лет, в соседней Чили — за 10 лет, а в странах с умеренным климатом, например в Северной Америке, им требуется для этого более 20 лет.) Нетрудно видеть, что если ресурсы «Aracruz» возобновляются через каждые 7 лет, в то время как у конкурентов этот цикл длится на 50-200 % дольше, бразильская компания имеет возможность производить больше пульпы на единицу инвестированного капитала, чем любая другая конкурирующая фирма.
Сейчас это дешево, но надолго ли?
Низкие затраты могут быть исключительно мощным источником конкурентного преимущества, но в одних случаях такое положение сохраняется надолго, а в других очень быстро растворяется. Преимущество, основанное на более дешевых технологиях и производственных процессах, обычно требует пристального анализа. Даже если оно сохраняется более-менее продолжительное время, зачастую это может быть связано с какими-то дополнительными ограничениями, вызывающими временную неспособность конкурентов имитировать эти процессы. Как только ограничения исчезают, экономический ров может очень быстро сузиться и даже сойти на нет. Преимущество, базирующееся на выгодном местоположении или доступе к уникальным ресурсам, обычно оказывается более надежным и легче подвергается анализу. Компании, обладающие преимуществом местоположения, зачастую становятся монополистами на своей территории, а богатые залежи природных ископаемых определенно встречаются не на каждом шагу.
Но главной формой конкурентного преимущества, основанного на более низких издержках, по праву считается эффект масштаба, способный создавать исключительно мощные и надежные экономические рвы. Когда больше действительно лучше? Ответ на этот вопрос вы найдете в следующей главе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Маленькая книжка, которая принесет вам состояние"
Книги похожие на "Маленькая книжка, которая принесет вам состояние" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пэт Дорси - Маленькая книжка, которая принесет вам состояние"
Отзывы читателей о книге "Маленькая книжка, которая принесет вам состояние", комментарии и мнения людей о произведении.