Людвиг Вольтман - Политическая антропология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическая антропология"
Описание и краткое содержание "Политическая антропология" читать бесплатно онлайн.
Эта книга известного немецкого философа, антрополога и социолога (1871–1907) является одной из лучших классических работ по расовой теории. Написанная 100 лет назад живым доходчивым языком, она до сих пор актуальна, ибо поднимает важные вопросы. Из-за личной неприязни Ленина имя Вольтмана было вымарано из русской культуры, в которой немецкие интеллектуалы находили свою реализацию подчас раньше, чем у себя на родине. Настоящее издание в условиях новой подлинно демократической России исправляет этот досадный пробел. Книга предназначена для антропологов, историков, политологов, психологов, ученых других направлений, студентов, молодежи, а также для семейного чтения.
Климат оказывает важное влияние на физическую и духовную продуктивность расы. Солнечный свет производит настроение, более исполненное надежд, более бодрое и более радостное. Сильная жара и сильный холод производят парализующее действие, что обусловливает вялый характер собственно тропических обитателей и неспособность крайнего севера к созданию более высокой культуры. В тропических странах только горные страны составляют исключение. Только умеренный климат представил доказательства способности к произведению более высокой и все более развивающейся культуры, ибо он понуждает человека к неутомимой деятельности, между тем как жаркий с одной стороны усыпляет его деятельность, а с другой — доставляет ему все без труда; холодный же климат понижает всякую деятельность и приводит ее к самым примитивным формам.[282]
Как мало, однако, можно считать всеобще действующим законом такое прямое отношение между расой и ее характером, указывает приводимый Кирхгофом пример ацтеков, предостерегающий от слишком поспешного вывода, что настроение духа народов является непосредственным отражением окружающей их среды. Ибо потомки ацтеков «под лазуревым сияющим небом Мексики, среди ландшафта, который, вплоть до величественных исполинских вулканов с их снежными вершинами, выглядит несравненно прекраснее, нежели местность у подножия Везувия или Этны, поражали меланхолией, которая у них, как у большинства индейских племен, запечатлена на лице как расовое наследие». С другой стороны, эскимосы, в бедных светом, холодных северных областях, обнаруживают сердечно-веселое расположение духа, которое надо отнести к последствиям естественного отбора. «Только исключительно одаренные ясностью духа люди оставались в живых при своем случайном появлении в тех северных широтах; на основании известной наследственности темперамента они передавали эту, ничем не подавляемую, веселость дальнейшим поколениям, у которых этот драгоценный дар охраняется, хотя лишь в немногих тысячах сердец, тем, что каждому случайно подверженному к унынию неминуемо произносится смертный приговор самой природой».[283]
Плодородные долины больших рек, удобный для мореплавания морской берег, богатство почвы минералами, именно бронзой, железом и каменным углем, — вот необходимые средства к развитию более высокой культуры. Но чтобы эти средства были найдены и целесообразно использованы, для этого нужны энергия и интеллект, которыми расы обладают от природы в неодинаковой степени. Энергичная интеллигентная и стремящаяся вперед раса сама ищет для себя эти средства и завоевывает страны, которые необходимы для ее развития. Одного взгляда на историю населений достаточно, чтобы убедиться в том, что лучшие расы достигали необходимых для развития своих врожденных побуждений и выполнения своих задач внешних естественных условия посредством странствований и завоеваний, если эти условия не существовали в первоначальных их местожительствах. Аделунг замечает, например, что готы на берегах Черного и Каспийского морей, со своею дикою храбростью, были в течение многих веков в тягость всем своим соседям и при этом всегда пытались проникать в лучшие земли. Вся история странствований человеческих рас, в которой так называемое «переселение народов» представляет все же только один, хотя и важный, эпизод, показывает, что отыскивание и завоевывание подходящих местожительств являются результатом антропологических свойств и качеств.
Уже раньше было обстоятельно указано, что физическая организация человека, в противоположность животному, обладает своеобразными и целесообразными свойствами и качествами, благодаря которым человек становится творцом и носителем экономических и интеллектуальных функций и может на этом основании создать организацию семей и государства. Кроме этого физического видового характера, имеются еще специальные антропологические свойства отдельных рас, физиологическая расовая энергия, которая дифференцирует экономические и интеллектуальные продукты. Таким образом мы неизбежно приходим к убеждению, что политические и духовные деяния рас составляют продукт их физической организации, инстинктов и способностей, согласно тому общему естественному закону, который Р. Лейкарт формулирует так: «продуктивность какого-либо существа неразлучно связана со строением его тела, с его величиной, формой и его свойствами».[284]
Физическая организация рас представляет не что иное, как видимый покров их душевного дарования. Связь между телом и духом очень сложная и соединена с функциями целого организма. Если с одной стороны мы имеем размеры тела и форму и пропорциональность членов, то с другой — преобладание головы над остальным телом, черепа — над лицевою частью указывает на более высокую интеллектуальную даровитость человека. Череп, однако, считается только драгоценным сосудом, заключающим в себе еще более драгоценный орган, от которого зависит на первом плане продуктивность рас, семей и индивидуумов, вместе с их потомством, — человеческий мозг, который Риль называет «высочайшим расцветом творения» и «местом рождения истории».
Независимо от морфологического строения организма, не маловажную роль играют и чисто физиологические свойства, как плодовитость, долговечность, половая зрелость и способность к акклиматизации.
Трудно сказать, насколько различна плодовитость отдельных рас. Весьма вероятно, что она у всего человеческого вида весьма равномерна, и различия вызываются только социальными и психологическими факторами. Без сомнения, многое указывает на то, что у первобытных народов рождается меньше детей, нежели у цивилизованных. Расовые скрещивания, алкоголизм, болезни могут патологически понижать плодовитость. В других же случаях большею частью умышленные и искусственные причины задерживают увеличение населения.
Как бы то ни было, но фактическое умножение имеет значительное влияние на политическую и культурную силу расы. Все возвышающиеся расы отличаются сильным размножением. Последнее создает не только больше людей, но и более многочисленные новые вариации, и вместе с этим одновременно порождает и новые потребности и побуждения к развитию, ибо и для человеческих рас имеет силу то, что Дарвин выставил как общий естественный закон органического мира, «что те виды, которые всего богаче индивидуумами, имеют больше шансов произвести выгодные для себя изменения в пределах данного периода».
Продолжительность жизни, независимо от индивидуальных различий, неодинакова у отдельных рас. Согласно обширным статистическим исследованиям, средняя продолжительность жизни в умеренном поясе длиннее, нежели в тропическом и подтропическом климате. Так, из 1000 лиц доживают до 60 лет в среднем 77 лиц в Германии, Англии, Голландии, 84 в Дании, 88 — в Швеции, свыше 80 — в Норвегии. Известно также, что у цветных рас средняя продолжительность жизни много меньше, чем у белых. Как ни высоко можно ценить вредное или благоприятное влияние климата на продолжительность жизни, однако надо при этом принимать в расчет и расовую энергию. Народное мнение гласит, что среди стариков в Германии гораздо чаще можно встретить голубоглазых людей, нежели среди молодых. Объяснение этому явлению можно найти в Италии, где мне постоянно приходилось замечать, что очень старые люди имеют голубые глаза, т. е., другими словами, у них обнаруживаются несомненные признаки германской расы, унаследованные ими от своих предков, готов, лангобардов и норманнов.
С врожденной расовой энергией может находиться в причинной связи и другое свойство, а именно: боле позднее или более раннее развитие половой зрелости. Тот общеизвестный факт, что брюнеты стареют раньше, нежели блондины, объясняется тем, что первые созревают раньше вторых в половом отношении. Половая зрелость наступает в еще более раннем возрасте у цветных рас. Если принять в соображение, что половая зрелость теснейшим образом связана с развитием духовных способностей, что существует физиологическое соотношение между мозгом и зародышевыми железами, то становится понятным, что рост интеллекта органически задерживается раннею половою зрелостью, на что уже настойчиво указывал Герберт Спенсер. По словам Джанстона, негры в юности часто бывают гораздо живее, нежели взрослые индивидуумы их расы. По мнению этого автора, быть может, слишком сильное сосредоточивание энергии на половой жизни служит основанием для приостановки духовных функций после наступления половой зрелости.[285] То, что в Северной Америке негритянские дети достигают таких же успехов, как и дети белых, и часто даже перегоняют этих последних, не имеет все-таки никакой доказательной силы в пользу одинаково высокого происхождения негритянской расы. То же самое различие обнаруживается и у обоих полов белой расы. Мальчики гораздо дольше остаются «тупыми», нежели их однолетки-девочки, которые вследствие более ранней половой зрелости гораздо живее и интеллигентнее, между тем как впоследствии они отстают в интеллекте и обгоняются мальчиками, — различие, которое замечается и в области телесного роста и развития.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическая антропология"
Книги похожие на "Политическая антропология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людвиг Вольтман - Политическая антропология"
Отзывы читателей о книге "Политическая антропология", комментарии и мнения людей о произведении.