Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Английский деист, уроженец Девоншира. Получил образование в Оксфордском университете, был оставлен в колледже ОллСоулс изучать право. Отстаивал англиканство "высокой церкви", но был при этом связан с группой деистов внутри движения. Считался опытным специалистом по международному праву и выпустил полемичный труд "Утверждение прав христианской Церкви" (The Rights of the Christian Church Asserted, 1706). Позже опубликовал несколько трактатов, в к-рых все больше поддерживал партию вигов.
Однако наибольшую славу Тиндал приобрел как лидер деистов; себя он называл христианским деистом. Позиция Тиндала обоснована им в работе "Христианство, древнее как само Творение, или Евангелие как воспроизведение естественной религии " (Christianity as Old as the Creation, or the Gospel a Republication of the Religion of Nature, 1730). Особенно осуждает он союзы между Церковью и государством; по его мнению, они извращают христианство. Он доказывает, что раннее христианство отличалось чистотой, и именно государство исказило его естественные начала, понятные всякому мыслящему человеку. Подобные идеи были распространены среди деистов, и Тиндал нередко отстаивал их, хотя и безуспешно, в Оксфорде. Но он пошел еще дальше, выразив скептическое отношение к истолкованиям Библии.
Тиндал критиковал традиционное учение о богодухновенности и утверждал, что рационально мыслящему человеку не нужно особое откровение.
Труды Тиндала сыграли важную роль в развитии английского деизма с кон. XVIIb. до 1730г. Это движение с одобрением встретили критики всех современных форм христианства; оно вызвало много откликов (утверждают, что на книгу Тиндала есть 150 опубликованных откликов). Сочетание деистических убеждений Тиндала с его приверженностью идеологии вигов повлияло на религиозные воззрения Вольтера и его оценку английской жизни. Однако творчество Тиндала свидетельствует и об упадке деистического движения в Англии, поскольку он резко критиковал практически все элементы исторического христианства. В деизме сохранилось очень немного позитивных религиозных идей, хотя сами деисты уверяли, что основы христианства как "естественной религии" сохраняют для них свою ценность и любой "мыслящий здраво человек" может в них верить. Критики же деизма настаивали на сверхъестественной природе Бога, на вере в божественное откровение и на многих других учениях, вытекающих из Св. Писания.
R. J. VanderMolen (пер. Ю.Т.) Библиография: G.R.Cragg, Reason and Authority in the Eighteenth Century and The Church in the Age of Reason, 1648-1789; NB, XIX; P. Gay, The Enlightenment: An Interpretation; J. Orr, English Deism: Its Roots and Fruits; L. Stephen, History of English Thought in the Eighteenth Century; R. Strom-berg, Religious Liberalism in Eighteenth-Century England; N. L. Torrey, Voltaire and the English Deists.
См. также: Деизм; Просвещение.
Тип, Типология (Type, Typology).
Происходит от др.-греч. слова, обозначающего форму или образец, крое в библейскую эпоху означало эталон или прототип, а также его копию. Последнее понятие обозначалось в НЗ словом "антитип", случаи употребления крого можно разделить на два класса: (1) соответствие между двумя историческими ситуациями, напр. потоп и крещение (1 Пет 3:21), или двумя фигурами, как Адам и Христос (Рим 5:14); ^соответствие между небесным образцом и его земным дубликатом, напр. божественный оригинал, стоящий за его земной копией, - скиния (Деян 7:44; Евр 8:5; 9:24). Существует несколько категорий таких соответствий - люди (Адам, Мелхиседек), события (потоп, использование Моисеем медного змея), установления (праздники), определенные места (Иерусалим, Сион), объекты (алтарь для всесожжений, ладан), служения (пророк, священник, царь).
Следует отметить, что наряду с понятием типа использовалось и понятие образа, указывающее на нравственный пример, крому нужно следовать. Призыв следовать примеру - характерная черта НЗ, к-рый настаивает на подражании предуказанному Богом образцу, к-рый сначала осуществился во Христе (Ин 13:15; 1 Пет 2:21), затем - в группе апбстолов (Флп 3:17; 2 Фес 3:9), в руководителях народа (1 Тим 4:12; Тит 2:7; 1 Пет 5:3) и в самой общине верующих (1Фес 1:7). Поэтому все верующие должны видеть в себе осуществленные подобия или образцы христианского образа жизни.
Важно отличать типы от символов и аллегорий. Значение символа прямо не связано с его семантическим полем, оно выходит за его пределы и указывает на абстрактное понятие, напр.: крест = жизнь, огонь = суд. Аллегория - это серия метафор, каждая из к-рых вносит свой значимый элемент, дополняющий сложную картину или сообщение. Напр., в аллегории Доброго Пастыря (Ин 10) каждая часть обладает значением. Типология имеет дело с принципом аналогии. Символ - это абстрактное соответствие, тогда как тип - это действительное историческое событие или личность. Аллегория сравнивает две определенные сущности и подразумевает некую историю или последовательное развитие фигуральных или образных выражений, тогда как тип - это специфическая параллель между двумя историческими сущностями; аллегория имеет косвенный и имплицитный характер, типология - прямой и эксплицитный. Поэтому библейская типология включает в себя аналогическое соответствие, в кром более ранние события, личности и определенные места в истории спасения становятся образцами, посредством к-рых истолковываются более поздние события и проч.
Значение герменевтики. Все большее число исследователей соглашается с тем, что типология служит выражением определенной базисной герменевтики, а также установки или перспективы, посредством к-рых авторы ВЗ и НЗ понимали самих себя и своих предшественников. Каждая новая община в последовательном развитии истории спасения рассматривала себя по аналогии и в терминах прошлого. Это относится к ВЗ, а также к тому, как в*НЗ использовался ВЗ. Двумя основными источниками были, разумеется, тема творения и Исход. Типология творения особенно видна в одном из посланий ап. Павла (Рим 5) и в параллели между Адамом и Христом, хотя типология Исхода, или заветная типология, преобладает и в ВЗ, и в НЗ. Позитивно тема Исхода стоит за образами искупления у Исаии (Ис 51-52), как и в НЗ, в понятиях, связанных со спасением (напр., 1 Кор 10:6). Негативно же блуждания по пустыне стали моделью для будущего увещевания и вразумления (напр., Пс 94:7-8; Евр4:3-11).
Отцы Церкви сочетали типологию и аллегорию, связывая первую с общими религиозными истинами, выраженными в терминах греческих философских понятий. Так продолжалось вплоть до эпохи Реформации (хотя периодически возникали оппозиционные течения, напр. Антиохийская школа в IV в. или викторины в XII в.); деятели Реформации поддерживали систему, на основании крой ВЗ воспринимался буквально посредством христологической герменевтики, т.е. указывая на мессианство Христа. После XVII в., когда наступила эпоха критики, концепция обетованияисполнения была переосмыслена, а в ВЗ стали видеть предмет живого религиозного опыта, а не историю. В последние десятилетия тщательно выстроенная типология вновь стала для теологии действенным инструментом, - укорененная в библейском учении, она усматривает в деяниях Бога в человеческой истории постоянно повторяющийся образец, тем самым устанавливая преемственность между определенными стадиями искупительной истории.
Современные дискуссии. Внашидни споры ведутся в связи с возможностью различения между изначально присущими и последовательно выведенными типами. Первый тип эксплицитно выражен в НЗ; второй не дан эксплицитно, но его можно вывести из общего тона учений НЗ, напр. из Евр, в кром типология используется как его основная герменевтика. Многие теологи отказываются признать второй тип, опасаясь чисто субъективных фантастических истолкований, к-рые произвольно искажают текст.
Как тип, так и антитип должны основываться на подлинных исторических параллелях, а не на вневременных мифологических. Типология не должна заново определять смысл текста или внушать поверхностные, а не подлинные соответствия. Соответствующие отрывки из ВЗ и НЗ следует прежде всего истолковать, а уже потом проводить параллели.
Кроме того, следует изучить специфические соответствия, а также различия между типом и антитипом. Здесь типология сходна с исследованием притч и требует тщательно рассматривать подлежащие истолкованию детали как в соответствующих отрывках ВЗ, так и в НЗ. Так, напр., каким образом медный змей - прототип смерти Иисуса у евангелиста Иоанна (Ин 3:4-15)? Были ли второстепенные детали, связанные с медным змеем (Чис 21:4-9), частью этой типологии? Всегда имеется единственная центральная точка, а к вторичным деталям следует относиться с осторожностью, прежде чем прилагать их к проводимой аналогии. Учитывание несходных моментов позволяет избежать излишне художественного, аллегорического подхода в раск-рытии типа.
Нужно избегать догматического навязывания типов. Трудно и почти невозможно избежать крайнего субъективизма, создавая учение на основании типологии. Даже в Евр типология применяется скорее для иллюстрации, а не из догматических соображений. Следовательно, только в том случае, когда типология имеет непосредственно связанную с учением цель, мы можем утвердительно использовать ее.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.