Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
R.V.PlERARD(nep. Ю.Т.) Библиография: P. Schwpff, History of Evangelism; RGG, V, 854-55; D.S. Schaff, SHERK, XI, 420-21; N1DCC, 970; ODCC, 1369.
См. также: Опосредующая теология.
Томизм
(Thomism). Направление в философии и теологии, идущее от Фомы Аквинского. В своем развитии оно прошло несколько этапов, многие философы его поддерживали и многие отвергали.
После смерти Фомы Аквинского у него не осталось прямых последователей, но его систему поддержали многие теологи, в особенности его собратья из Доминиканского ордена и его учитель Альберт Великий. Тем не менее церковные власти не принимали аристотелевские взгляды Фомы, и в 1277 г. в Париже и Оксфорде были осуждены нек-рые положения его системы. Усилиями Доминиканского ордена теология Фомы Аквинского была восстановлена в правах, а он сам канонизирован(1323).
С этого момента томизм стал одним из нескольких соперничающих направлений средневековой философии. В частности, он противопоставил себя классическому августинианству и, опираясь прежде всего на Аристотеля, отстаивал единую антропологию, где душа - это форма тела. Тем, чем был Фома для доминиканцев, для францисканцев стал Дуне Скот. Скотизм спорил с томизмом о свободе воли и по вопросу аналогии бытия. Наконец, томизм вместе с двумя вышеупомянутыми школами встал на сторону умеренного реализма и отверг номинализм. Вместе с тем последователи Фомы разделились на разные группы и пошли своими путями в рамках национальных движений. Эта тенденция ярче всего видна у доминиканца Мейстера Экхарта (1260-1328). Он разработал мистику, края еще более чем век спустя господствовала в немецкой теологии.
Центральная фигура томизма - генерал Доминиканского ордена Фома де Вио, кардинал Каетан (1469-1534). Его высокое положение в Церкви способствовало авторитету его комментариев к системе Фомы Аквинского. Среди отличительных черт томизма Каэтана можно назвать анализ аналогии - он утверждал, что эту концепцию лучше всего представлять как пропорциональное отношение одного атрибута к двум сущностям, а не как предикацию атрибута как первичного относительного какойто одной сущности и как выводного относительно другой. Он мыслил в терминах абстрактных сущностей в отличие от своих предшественников, к-рые сосредоточивали свое внимание на существующих субстанциях. Кроме того, он подверг сомнению доказательность существования Божьего и бессмертия души.
Томизм стал ведущей школой католической мысли XVI в. Авторитету его способствовали несколько факторов. На учение Фомы опирался Иезуитский орден (утвержден в 1540 г.); Тридентский собор (впервые созванный в 1545 г.) намеренно облек многие из своих определений в томистскую фразеологию.
Томизм победоносно вступил в XVII в., но именно тогда обнаружился недостаток его силы и оригинальности. Иоанн св. Фомы (1589-1644) - яркий представитель этой эпохи. Он преподавал и комментировал труды Фомы, был усердным и пламенным служителем испанской инквизиции и близким советником короля Филиппа1У. Т.о., в нем сконцентрировались интеллектуальные, теологические и политические тенденции томизма. Но господство томизма несло в себе семена своего краха. Изза отсутствия соперничества томизм замкнулся в себе и не мог справиться с подъемом рационализма и эмпирической науки.
Томизм не хотел приспосабливаться к требованиям эпохи, и единственно возможными альтернативами тогда были обскурантизм или нетомистская философия. Вследствие этого, хотя томизм был еще жив (прежде всего в доминиканских кругах), к XVIII в. он исчерпал себя.
Но в нач. XIX в. произошла еще одна внезапная перемена в судьбе томизма. Католические мыслители стали отыскивать в трудах Фомы жизненно важные ответы на самые насущные и нерешенные вопросы. Проблема человеческого достоинства перед лицом растущей индустриализации общества привела к возрождению томизма. Схоласты обратились к авторитету Фомы Аквинского. К началу Первого Ватиканского собора (1869-70) томистские принципы были вновь в силе. В 1879г. папа Лев XIII в энциклике/1егегш Patris призвал Церковь изучать труды Фомы. Это был настоящий триумф томизма. В результате возникло движение неотомизма, крое успешно развивалось вплоть до сер. XX в.
W. Corduan (пер. А. К.) Библиография: V. J. Bourke, ThomisticBibliography: 1920-1940: Ё. Gilson, The Christian Philosophy of St. Thomas Aquinas; H. John, Thomist Spectrum; T.L. Miethe and V.J. Bourke, Thomistic Bibliography: 1940-1978.
См. также: Kaetah, Фомаде Вио; Неотомизм; Схоластика; Фома Аквинский.
Торгауские статьи
(Torgau Articles, The). Три документа, составленных лютеранскими теологами в XVI в.
Названы по имени города на р. Эльбе в Германии.
(1)Торгаускиестатьи 1530г. написаны Мартином Лютером, Филиппом Меланхтоном и Юстусом Ионасом. Представлены курфюрсту Иоанну Твердому в преддверии Аугсбургского рейхстага. Включают введение и десять статей, содержащих гл. обр. критику римскока-толической церковной практики (в т. ч. молитв к святым, запрета на брак духовенства, причастия под одним видом) и обоснование богослужений на местном языке. Меланхтон включил эти статьи (наряду с Швабахскими статьями) в Аугсбургское исповедание.
(2)Торгауские статьи (исповедание) 1574 г. подготовлены различными лютеранскими теологами и подписаны профессорами Виттенбергского теологического факультета. Они посвящены гл.обр. Вечере Господней и содержат как критические суждения, так и позитивные предложения. Утверждают "высокий " лютеранский взгляд на евхаристию- "посредством священнодейственного единения хлеб есть тело Христово, а вино есть кровь Христова". Все прочие интерпретации, особенно швейцарские, названы "опасными заблуждениями", к-рые "должны быть отвергнуты и осуждены в наших церквях ".
(3)Торгауские статьи (Торгауская книга) 1576 г. составлены, чтобы преодолеть внутрилютеранские противоречия . Согласованы на съезде в Торгау (28 мая-8 июня 1576). В подготовке статей принимали участие Якоб Андреэ, Андреас Мускулус, Мартин Хемниц, Давид Хитреус и Николас Зельнекер. Статьи в значительной мере опирались на предыдущие документы, прежде всего на Маульброннскую формулу и ШвабскоСак-сонское согласие. Были представлены курфюрсту Августу, к-рый распространил их среди лютеранских государств. С учетом многих предложений от местных церквей, Торгауская книга подверглась тщательной редакции в 1577 г. в Бергене (Германия) и получила название Бергенской книги. Включена в Формулу согласия (документ 1577 г., зафиксировавший достигнутое согласие по вопросам вероучения, а также церковное единство лютеран).
С. G. Fry (пер. Ю т.)
Библиография: W.D. Allbeck, Studies in the Lutheran Confessions.
См. также: Формула согласия.
Торнуэлл, Джеймс Генли (Thorn-well, James Henley, 1812-1862).
Выдающийся пресвитерианский теолог и педагог. Родился в округе Мальборо (Юж. Каролина). Получил образование в колледже Юж. Каролины (теперь университет Юж. Каролины), затем учился в Андоверской семинарии, Гарвардском университете и Колумбийской семинарии. Обратился в кальвинизм, прочитав Вестминстерское исповедание веры; однажды, во время бурной религиозной полемики, Ч. Ходж из Принстона назвал Торнуэлла "гипергипер-гиперкальвинистом". Служил пастором во влиятельной Первой пресвитерианской церкви шт. Колумбия, был ректором колледжа Юж. Каролины, где боролся с деистическими и унитаристскими влияниями. Впоследствии стал профессором Колумбийской теологической семинарии.
Теология Торнуэлла - традиционный евангелистский кальвинизм - выявляет его огромную эрудицию и в области классической и современной философии, и в общей истории мысли. По мнению Т. Уэйлинга, он стремился вписать в единую стройную систему разум и веру, теологию и философию, религиозные догматы и этику. Как и Кальвин, Торнуэлл полагал, что центральная проблема религиозной мысли - отношения между Богом и человеком. Уэйлинг показывает, как Торнуэлл суммировал теологические знания на языке "нравственного божественного правления в главных его началах, определенных и заветом добрых дел, и заветом благодати". Хотя Торнуэлл рано умер и не успел создать собственную систематическую теологию, он известен как плодовитый теолог, а также как редактор "Саузн Квортерли ревю".
Однако большей известностью пользовалась, пожалуй, не теология, а экклезиология Торнуэлла. Он ратовал за чистую духовность Церкви, отстаивал абсолютное отделение Церкви от государства и, т. о., отрицательно относился к тому, чтобы Церковь поддерживала социальные реформы. В отличие от Ч. Ходжа, Торнуэлл не считал нужным вводить советы в структуры церковного управления. Кроме того, он был страстным защитником рабства, находя ему обоснование в священном и в государственном праве. Основал Южную пресвитерианскую церковь, отделившуюся в ходе Гражданской войны от Общенациональной пресвитерианской церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.