Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Позже Фосдик писал книги и читал лекции. В автобиографии, опубликованной в 1956 г., он выражает уверенность, что либерализм- конечное и высшее выражение христианства, а потому благополучно переживет критику неоортодоксальных теологов. Однако в последние десять лет жизни взгляды его изменились, он стал консервативней. Фосдик подчеркивал, что всегда был лишь скромным "евангеликомлибералом" и в Библии искал те духовные истины, к-рые в ней, несомненно, есть.
Страстный проповедник и блестящий писатель, Фосдик в книгах, еженедельных радиопередачах и проповедях неустанно и резко критиковал традиционный протестантизм XIX в. с его некритическим прочтением Библии и отсутствием интереса к науке или образованию. Фосдик стремился внедрить в христианскую мысль библейскую критику, психологию религии, учение об эволюции, ценности современных социальнополитических движений, подчеркивая скорее этический, чем доктринальный аспект вероучения. Особое значение он придавал внутреннему миру человека и силе веры (см., напр., его необычайно популярную книгу "Быть подлинным" [То be a Real Person, 1943]), однако всегда заботился о том, чтобы его рекомендации не выходили за нормативные рамки христианской теологии, хотя бы и в ее либеральной форме. Благодаря тому что проповеди Фосдика всегда ориентированы на те или иные проблемы, он оказал огромное влияние на проповедническую деятельность в Америке.
Как и большинство теологовлибера-лов, Фосдик внес мало нового в реальное понимание институциональной власти, социальных структур,человеческой греховности. Пожалуй, немногие его работы смогут выдержать критику неоортодоксов и консервативных теологов или проверку временем. А вот автобиография его не потеряла значимости, поскольку дает нам возможность еще раз заглянуть в прошлое, когда в западной теологии бурно развивался либерализм.
R. D. Linder (пер. Ю. Т.) Библиография: Н.Е. Fosdick, The Modem Use of the Bible and The Living of These Days: An Autobiography; W. K. Cauthen, The Impact of American Religious Liberalism; W. R. Hutchison, The Modernist Impulse in American Protestantism; 3 .R. Scruggs, Baptist Preachers with Social Consciousness: A Comparative Study of Martin Luther King, Jr. and Harry Emerson Fosdick.
См. также: Либерализм в теологии; Фундаментализм.
Фотианская схизма
(Photian Schism). Полемика в IX в. между восточным и западным христианством. В 858 г. император Михаил III сместил тогдашнего Константинопольского патриарха и назначил на его место учителя философии Фотия. Сторонники предыдущего патриарха подвергли сомнению законность его смещения и нашли поддержку у папы Николая I, к-рый воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы заявить претензию на власть над Восточной церковью. Конфликт подогревали доктринальные разногласия, связанные с вопросами целибата, поста, миропомазания, но прежде всего- с учением о двойном исхождении Св. Духа: Рим утверждал, что Св. Дух исходит от Отца и Сына (filioque). Фотий отвергал теологические положения Рима, видя в них еретическое искажение ортодоксии.
Несомненно, одной из причин раскола были трудности общения - ни папа, ни патриарх не говорили на родном языке своего оппонента. Противостояние распространилось даже на сферу миссионерства: обе стороны боролись за души славян, и особое поле раздоров представляла Болгария. Новый император сначала низложил, а потом восстановил Фотия на престоле. А новый папа Иоанн VIII отказался от притязаний, к-рые подвергали бы опасности единство христианского мира. Но клин в отношения уже был вбит. Последующий император в 886 г. низложил Фотия (или заставил его добровольно отречься от своего поста); тем самым почва оказалась подготовленной для окончательного раскола восточного и западного христианства в 1054 г.
J.D. Douglas (пер. Ю.Т.) См. также: Филиокве.
Франке, Август Герман
(Francke, August Hermann, 1663-1727). Один из главных деятелей пиетизма. Учился в Эрфурте, Киле и Лейпциге, преподавал в Лейпциге (1685-87 и 1689-90). Учение Франке имело и своих последователей, и противников. Под влиянием Ф.Я.Шпенера в 1692 г. Франке стал профессором в недавно основанном университете Галле, где и преподавал до конца жизни. Галле стал центром пиетизма - учившиеся у Франке студенты распространяли его идеи по всей Германии, принесли их в Скандинавию и Вост. Европу. Помимо преподавания, Франке служил пастором в соседней конгрегации. В 1695 г. он основал приют для сирот - первую из образовательных и благотворительных организаций, существовавших исключительно на пожертвования. Он активно поддерживал зарубежную миссию в Индии. Наследие Франке включает в себя труды по экзегетике, религиозной практике, полемические работы, обширную переписку и несколько религиозных гимнов.
Франке воспитывался в лютеранском духе, но, увлекшись идеями пиетизма, отошел от ортодоксального лютеранства. Суть пиетизма - в подчеркивании религиозного опыта как гарантии спасения. Подобно многим пиетистам, Франке пережил внезапное религиозное обращение и стал рассматривать свой личный опыт как обязательный для всех христиан. Он придавал особое значение стыду и ужасу перед содеянным грехом, а также чувству, подсказывающему, что ты прощен Богом. Подобный опыт, по Франке, должен определять жизнь человека и проявляться в добрых делах. Он полагал, что опыт религиозного обращения особенно важен для христианского лидера.
Ортодоксальные лютеране отрицали особую роль религиозного опыта и чувств как гарантии спасения. Гарантию эту они усматривали в орудиях благодати (Евангелии, прощении грехов, крещении, Вечере Господней). С лютеранской точки зрения Франке подменял Евангелие законом; он искал гарантию спасения в человеке, а не в Слове Божьем. Кроме того, делая особый упор на религиозный опыт, а не на Слово, Франке пренебрегал требованиями чистоты учения и тем самым игнорировал доктринальные расхождения между лютеранами и реформатами. В целом же пиетизм выходил за конфессиональные границы.
J.M. DRICKAMER(nep. Ю.Т.) Библиография: С. Bergendorff, The Church of the Lutheran Reformation: The Concordia Cyclopedia; F. E. Stoeffler, The Rise of Evangelical Pietism.
См. также: Пиетизм; Шпенер, Филипп Якоб; Теология опыта.
Франциск Ассизский (Francis of Assisi, 1182-1226).
Пользующийся всеобщим признанием основатель ордена "малых братьев" (францисканцев). Настоящее имя- Джованни Франческо Бернардоне; родился в Ассизи, в семье богатого торговца сукном. Всеми любимый, пылкий юноша вдохновлялся идеалами рыцарства и поэзией трубадуров. В двадцать с небольшим лет Франциск пережил постепенное, но очень глубокое религиозное обращение, крое выражалось в трогательных поступках - он обменялся одеждой с нищим, поцеловал больную руку у прокаженного. После того как Франциск продал семейное имущество, чтобы на вырученные деньги построить церковь, взбешенный отец заставил его предстать перед епископским судом. На суде Франциск добровольно отказался от наследства и снял одежду в знак того, что всецело предает себя Богу.
Следующие несколько лет Франциск провел отшельником в окрестностях Ассизи. Он оказывал духовную поддержку нуждающимся и помогал чинить храмы. Вокруг него образовалась небольшая группа последователей, к-рых привлекало составленное им правило бедной жизни. В 1210 г. Франциск добился своего главного успеха- зарождающийся орден получил одобрение папы Иннокентия III. Вместо того чтобы подвергнуться гонениям как очередное еретическое движене, "малые братья" стали оплотом радикальных реформ в рамках официальной Церкви.
Совершив проповедническую миссию на исламский Восток (где ему удалось получить аудиенцию у египетского султана), Франциск вернулся на родину в 1219 г. и оказался в очень сложной ситуации. Количество его последователей выросло до пяти тысяч человек; от него все настойчивей требовали организационно оформить свой орден. Удрученный столь явным отходом от прежних идеалов, Франциск постепенно отдалялся от движения, чтобы реализовать предназначенную ему миссию в собственной жизни. Когда он предавался молитвенным размышлениям о страстях Христовых, у него отк-рылись стигматы - раны, в точности повторявшие раны Учителя. Хотя Франциск был скорее проповедником, чем писателем, в 1223 г. он создал Второе правило (позже отредактированное в соответствии с требованиями к официальному Уставу ордена), а в 1224 г. - свой знаменитый гимн "Песнь Солнцу", в кром прославлял Бога и Его творение. Через несколько лет больного и почти ослепшего Франциска привезли из его отшельнического жилища обратно в Ассизи, где он и умер 3 окт. 1226 г. В 1228 г. его канонизировал папа Григорий IX. Останки перенесли в специально построенную базилику.
Смысл существования для Франциска заключался в бескомпромиссном стремлении подражать евангельскому Христу, проводя жизнь в абсолютной бедности, смирении и простоте. Он любил природу, сотворенную благой волей Божьей, глубоко почитал женщин (среди них - любимая мать, а также его последовательница Клара). Искренняя верность Франциска папе и духовенству позволила принять этого радикального реформатора и святого.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.