Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Понятие "фундаменталист", по всей вероятности, впервые ввел в оборот в 1920 г. К. JI. JIoc в баптистском издании "УотчманЭкземайнер", а распространилось оно в нач. 20-х гг. "Фундаменталистами" называли тех, кто признавал основы веры и активно их отстаивал. В тех же 20-х гг. баптист Дж. Р. Стрэйтон дал название "Фундаменталист" своей газете. Ученомупресвитерианину Дж. Г. Мейчену слово не понравилось: он полагал, что оно вызывает ассоциации с новой религией, а не с тем историческим христианством, в крое всегда верила Церковь. Лишь после долгих колебаний Мейчен согласился причислить себя к "фундаменталистам".
На протяжении 20-х гг. фундаменталисты считали борьбу, развернувшуюся в крупных церковных деноминациях Севера, борьбой за истинное христианство против новой нехристианской религии, проникшей в протестантские церкви. В своей книге "Христианство и либерализм" (1923) Мейчен назвал новую натуралистическую религию "либерализмом", но позже стал использовать более популярное определение "модернизм".
Христианами называли себя даже деятели, подобные Г.Э. Фосдику, с чем никак не могли смириться фундаменталисты, поскольку те отрицали традиционные формулировки христианского вероучения и предлагали взамен модернистские, натуралистические положения. Предметом ожесточенных споров стали и воззрения на природу христианства, и методы теологических исследований, и исторические подходы. Фундаменталисты полагали, что истина заключена в тех вероучительных положениях, к-рые сформулированы в раннюю эпоху, а современные попытки переформулировать их заведомо порочны. Другими словами, фундаменталисты ратовали за неизменность церковного учения.
Такие споры шли в Методистской епископальной церкви, Протестантской епископальной церкви и даже в Южной пресвитерианской церкви, но сильнее всего они разгорелись в пресвитерианской и баптистской деноминациях Севера. Бесспорным лидером пресвитериан был Мейчен, крого поддержал К.Э. Макартни. Стремясь возглавить борьбу за ортодоксию, баптисты основали Национальную федерацию фундаменталистов северных баптистов (1921), Фундаменталистское братство (1921) и Баптистский библейский союз (1923). Спорили о семинариях, миссионерских советах, рукоположении священства. Во многих случаях, наряду с церквями восточных и западных штатов, подлинный оплот фундаментализма составили южные баптисты и многочисленные новые независимые церкви Юга и Среднего Запада.
В сфере государственной политики фундаменталисты сопротивлялись тому, чтобы в общественных школах ввели курс дарвинизма. В самой острой форме конфликт проявился в 1925 г. в знаменитом процессе по делу Скоупса (Дейтон, шт. Теннесси). Общепризнанным лидером борьбы против эволюционной теории стал У. Дж. Брайан, мирянинпресвитерианин и трижды кандидат в президенты США.
Конец 20-хначало 40-х гг. К 1926 г. попытки воинствующих сторонников фундаментализма изгнать модернистов закончились ничем. Более того, была проиграна битва против эволюционизма. Начались споры между самими ортодоксальными протестантами, попрежнему численно преобладавшими во всех деноминациях. В годы Великой депрессии изменилось само понятие "фундаментализм"- его стали применять только к определенной части верующих, к-рые разделяли традиционное христианское вероучение. Тем временем в Америке стала находить своих последователей неоортодоксия,связанная с именем К. Барта и его критикой либерализма.
Время от времени фундаменталисты на Севере создавали новые деноминации на базе прежних, за к-рыми они не признавали чистоты веры. Так были основаны Генеральная ассоциация постоянных баптистских церквей (1932); Пресвитерианская церковь Америки (1936), позднее переименованная в Ортодоксальную пресвитерианскую церковь; Библейская пресвитерианская церковь (1938); Консервативная баптистская ассоциация Америки (1947); Независимые фундаменталистские церкви Америки (1930) и мн. др. На Юге фундаменталисты доминировали в крупнейшей Южной баптистской конвенции, Южной пресвитерианской церкви, ширившихся движениях Библейской церкви и Баптистской церкви,в т.ч. Американской баптистской ассоциации. По всей территории Соединенных Штатов фундаменталисты основывали новые ривайвелистские движения, миссии, семинарии, библейские школы, библейские конференции и газеты.
В этот период деятельность фундаменталистов в первую очередь определяло теологическое положение, согласно крому истинное христианство, представляемое ими,опирается на буквальное прочтение Библии. Истина эта должна была получить организационное оформление, крое исключало бы всякую общность с либералами и модернистами; тем самым верность основам веры стала сочетаться у фундаменталистов с сепаратистскими тенденциями. Кроме того, они отождествляли себя с теми традициями, к-рые, по их мнению, воплощали чистоту в личной нравственности и американской культуре. Т.о., понятие "фундаментализм" в основном стало относиться к ортодоксальному протестантизму вне рамок крупных северных деноминаций, а именно - к новым деноминациям, южным церквям и ко многим независимым церквям по всей территории Америки.
Начало 40-х-70-егг. С нач. 40-х гг. фундаменталисты сменили ориентиры и со временем раскололись на два лагеря. Одни продолжали сознательно называть себя "фундаменталистами" и отождествлять свои убеждения с подлинным библейским христианством. Другие сочли неудобным причислять себя к " фундаментализму ", поскольку это понятие уже ассоциировалось с оторванностью от социальной проблематики, сепаратизмом, антиинтеллектуализмом, нетерпимостью, даже глупостью. Фундаменталисты из второй группы искали единства с ортодоксальными протестантами, попрежнему представлявшими подавляющее большинство духовенства и мирян в крупных северных деноминациях,- пресвитерианами, баптистами, методистами, епископалами. В 40-х гг. они стали называть себя "евангельскимихристианами" ("евангеликами") и связывать именно это понятие с подлинным христианством, а часть из них с 1948 г. называетсебя "неоевангеликами".
Организационно раскол среди северных фундаменталистов был закреплен созданием, с одной стороны, Американского совета христианских церквей (1941), к-рый в принципе носил сепаратистский характер, а с другой - Национальной ассоциации евангеликов (1942), объединявшей ортодоксальных протестантов из разных деноминаций. В 50-х гг. понятие "фундаментализм" прочно связывалось как сАССС, так и с огромным числом южных церквей, не принадлежавших ни к одной из вышеуказанных структур. Название "фундаменталистских" гордо носили такие теологические учебные заведения, как Университет Боба Джонса, Библейский институт Мооди, Далласская теологическая семинария, сотни евангелизаторов и радиопроповедников. Международный совет христианских церквей (1948) стремился утвердить понятие "фундаментализм" в мировом масштабе, противопоставляя себя Всемирному совету церквей.
Определение "фундаменталистский" приобрело особое содержание, скорее противопоставленное понятиям "евангелистский" и "неоевангелистский", чем либерализму, модернизму и неоортодоксии . В 50-х-60-х гг. у фундаменталистов и евангеликов было много общего: и те и другие были привержены традиционным вероучительным положениям о Св. Писании и Христе, поощряли евангелизм, ривайвелизм, миссионерскую деятельность, ратовали за высокую личную нравственность и призывали отказываться от алкоголя, курения, кино и театра, карточных игр. Американские ценности они отождествляли с христианскими ценностями. И фундаменталисты, и евангелики облегчали решение поставленных перед собой задач, создавая структуры, отделяющие их от остального общества. Однако фундаменталисты полагали, что они отличаются от евангеликов и неоевангеликов тем, что в большей мере сохраняют верность библейскому христианству, более враждебны церковному отступничеству, коммунизму, личному злу, меньше подстраиваются под принятые социальные и интеллектуальные нормы. Они не принимали Билли Грэма, не читали "Христианствосегодня", неподдерживали Уитонколледж и Теологическую семинарию Фуллера, предпочитая собственных проповедников, радиопроповедников, газеты и школы. Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между самими фундаменталистами; им так и не удалось достичь единства.
Многие североамериканцы и британцы, к-рые не принадлежали к фундаменталистам и евангеликам, видя различия между ними, именовали тем не менее тех и других "фундаменталистами".
Конец 70-х-80-е гг. В кон. 70-х и особенно в 1980 г., в ходе президентской кампании Рональда Рейгана, фундаментализм вступил в новую фазу. Голос фундаменталистов обрел общенациональное звучание, поскольку они предложили возможный путь выхода из ситуации, крую многие оценивали как крупнейший социальный, экономический, нравственный и религиозный кризис в Америке. Фундаменталисты объявили, что новый, еще более опасный враг - это секулярный гуманизм, к-рый несет ответственность за упадок церквей, школ, университетов, государства и, самое главное, семьи. Они боролись против положений, к-рые считали порождением секулярного гуманизма, - эволюционной теории,политического и теологического либерализма, размытой морали, половой распущенности, социализма, коммунизма, любого умаления абсолютного и непререкаемого авторитета Библии, призывая американцев вернуться к основам веры и американским нравственным ценностям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.