» » » Марина Жигало - Самые известные храмы Санкт-Петербурга


Авторские права

Марина Жигало - Самые известные храмы Санкт-Петербурга

Здесь можно купить и скачать "Марина Жигало - Самые известные храмы Санкт-Петербурга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Олимп, ACT, Астрель, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Жигало - Самые известные храмы Санкт-Петербурга
Рейтинг:
Название:
Самые известные храмы Санкт-Петербурга
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-04322
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Самые известные храмы Санкт-Петербурга"

Описание и краткое содержание "Самые известные храмы Санкт-Петербурга" читать бесплатно онлайн.



Храмы Петербурга – та часть души прекрасного города на Неве, где воедино слиты земное и небесное, сиюминутное и вечное. Под петербургским небом сияют золотые купола величественных соборов и церквей, сверкают майоликой стройные минареты, устремляются ввысь островерхие готические башенки костелов и отмеряет бег времени Калачакра над порталом буддийского дацана…

Это уникальное издание одновременно и книга, и путеводитель, и справочник. Оно адресовано не только тем, кто впервые знакомится со святынями Петербурга, но и людям, хорошо знающим и любящим этот город. Ведь каждое соприкосновение с его духовным наследием открывает новую грань непостижимого облика города Святого апостола Петра.






Строительство обители поручили выдающемуся зодчему середины XVIII века Франческо Бартоломео Растрелли. Еще молодым юношей он приехал в Петербург с отцом, известным итальянским скульптором Карло Растрелли, приглашенным Петром I на службу. Создатель великолепных дворцов: Воронцовского, Строгановского, Царскосельского, Большого Петергофского и знаменитого Зимнего, где в наши дни расположена коллекция Эрмитажа, Франческо Бартоломео Растрелли, граф и кавалер ордена святой Анны, отдавший городу свой необычайный талант, в конце жизни оказался не у дел. Забытый всеми, зодчий последние годы жил в бедности в родной Италии, вдали от города, который принес ему мировую славу и где до сих пор возвышаются его великолепные дворцы и храмы [56] .

Получив высочайший заказ в 1744 году, Растрелли работал над созданием проекта будущего монастыря до 1748 года, когда произошла закладка собора. Много времени и усилий потребовалось зодчему, чтобы найти идеальное архитектурное решение ансамбля, соответствующее желанию Елизаветы Петровны, которая в конечном итоге утвердила проект. Императрица повелела строить пятиглавый храм по образцу Успенского собора в Кремле, а также возвести звонницу, подобную башне Ивана Великого в Москве и превосходившую по высоте колокольню Петропавловского собора. Замечательный замысел Растрелли реализовать так и не удалось. Гигантская 140-метровая колокольня так и не была построена. В музее Академии Художеств до сих пор хранится деревянная модель композиции Воскресенского монастыря, по которой можно судить о грандиозности замысла великого зодчего.

Строительство монастыря шло с небывалым размахом, Елизавета Петровна не жалела ни казенных денег, ни сил своих подданных. Тысячи солдат, присланных по приказу царицы из гарнизонов, по 14 часов в день рыли котлованы и забивали сваи под фундамент. Сотни мастеров и подмастерьев из разных губерний России возводили Воскресенский собор, монастырские кельи, трапезную, покои настоятельницы и четыре однокупольных храма, расположенные вокруг собора. Листовое железо на Невские берега везли с Урала, знаменитый камень из Пудости, чугунную черепицу из Олонецких заводов. Но началась Семилетняя война, денег на строительство уже не хватало, а потом императрица умерла, и строительство обители прекратилось [57] .

Неоштукатуренный, без куполов и с недостроенной колокольней, почти пять лет стоял монастырь на берегу Невы. А в Петербурге стали шептаться о том, что в алтарной части Смольного монастыря кто-то из строителей наложил на себя руки, и теперь сто лет нельзя совершать в нем службу, ведь место осквернено [58] .

Екатерина Великая поручила достраивать монастырь, в котором проживало к этому времени не больше 20 монашек, не автору ансамбля, а его помощнику, Юрию Фельтену, стиль которого больше соответствовал представлениям императрицы об архитектуре. Растрелли был уволен в связи со слабостью здоровья и вынужден был покинуть Петербург. Вскоре после вступления на престол просвещенная императрица учредила в Петербурге Воспитательное общество для девочек из дворянских и мещанских семей. Для проживания «благородных девиц» стали строить Воспитательные дома, а также передали часть зданий Смольного монастыря. Воспитанниц, проживавших в обители, так и стали называть – «смолянки». В течение 10 лет, с 1765 по 1775 год, под руководством архитектора Фельтена достроили корпуса, начали создание интерьеров. Но из-за недостатка денег строительство не было закончено.

В конце XVIII века, при императоре Павле, монастырь упразднили, последние монахини были переведены в другие обители, а бывшие кельи позднее занял Вдовий дом. Вскоре петербуржцы совсем забыли, что на Екатерининской площади была женская обитель, и лишь «смолянки», пугая друг друга, рассказывали шепотом по ночам о замурованной в стене монахине [59] .

А для воспитанниц в начале XIX века рядом с бывшей обителью построили специальное учебное заведение – Смольный институт. Автор этого сооружения, итальянец Джакомо Кваренги, по преданию, каждый раз, проходя мимо великолепного Смольного собора, с уважением снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!» [60] . В наши дни в здании Смольного института заседает правительство города.

Император Николай I повелел достроить ансамбль Смольного монастыря. Был проведен конкурс, в котором победил проект Василия Стасова. В течение трех лет продолжались работы по реставрации, отделке интерьеров и обустройству монастырского двора. В 1835 году храм освятили как Собор всех учебных заведений, он предназначался для воспитанников и учащихся столицы. Была выбита бронзовая медаль с изображением собора и Иисуса Христа, благословляющего детей, а архитектор Стасов получил денежное вознаграждение – 2000 рублей серебром в год, выплачиваемое в течение 12 лет [61] . Стасову удалось сохранить изящество и причудливость фасадов собора и создать великолепное внутреннее убранство храма.

Огромный церковный зал, вмещавший до 6 тысяч человек, был украшен мрамором, алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ Богородицы в окружении «смолянок», ныне находящийся в Русском музее, написал выдающийся художник Алексей Венецианов. Среди особенно почитаемых петербуржцами икон был образ Черниговской Божьей Матери [62] . В соборе проходили богослужения, крестные ходы на Неву с водосвятием.

Но, к сожалению, все внутреннее убранство собора не сохранилось: оно было растащено, уничтожено, частично передано в музеи города после революции, когда храм закрыли. Долгие годы в прекрасном когда-то соборе находился склад, а в 70-е годы после реставрации здесь разместились экспозиции Музея истории Ленинграда. В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется как концертно-выставочный комплекс. Здесь проходят выставки, звучат классические и духовные произведения.

Собор Воскресения Христова (Смольный собор) открыт ежедневно с 10 до 19 ч., кроме среды. С 15 августа до ноября 2006 года закрылся на реставрацию.

Адрес: пл. Растрелли, д. З.

Транспорт: ст. метро: «Чернышевская»

Автобус: 74 Троллейбус: 3, 7 Трамвай: 10,12,16, 65.

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

В начале XX века на бывшей южной окраине Петербурга, вдали от аристократического Невского и от купеческой Сенной, за военными слободами Измайловского и Загородного проспектов вознеслась необычная церковь Воскресения Христова. Эту церковь у Варшавского вокзала горожане прозвали «Варшавка».

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Еще недавно жизнь одного из старейших вокзалов города напоминала бурную горную реку. Здесь всегда было многолюдно и шумно: спешили пассажиры, раздавались паровозные гудки, комфортабельные поезда устремлялись в Варшаву, Берлин, Вену – в Европу, незнакомую и манящую. А здесь, на Обводном канале, рядом с которым находился вокзал, а позднее появилась Воскресенская церковь, шла иная жизнь.

В XIX веке на окраине Петербурга был прорыт канал, своей водной полосой обводивший город с юга; его так и назвали – Обводный. Он соединил Неву и Екатерингофку и стал самым длинным каналом города. Он предназначался для отвода воды в случае наводнения, а также для перевозки грузов к многочисленным промышленным предприятиям, выросшим по его берегам. Непрерывным потоком шли суда и барки, сплавлялся лес. Со временем канал был загрязнен, замусорен промышленными отходами и постепенно превращался в дурно пахнущую сточную канаву. Рабочие предприятий, которые селились здесь, вдоль канала, называли его «Городской ров», «Канава». Нелегким и изнурительным был труд питерских рабочих, тяжелой и беспросветной была их жизнь, не случайно они грустно шутили: «Батюшка Питер бока наши вытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава совсем доконала» [63] . Часто единственно доступным развлечением рабочих были пьянство и драки. Как когда-то в своих деревнях, устраивали они кулачные бои «стенка на стенку», выходили драться до синяков и крови – улицей против улицы, барак против барака, а потом – заливали обиды и грусть вином в пивных заведениях. Нередко такое «веселье» заканчивалось поножовщиной.

Обеспокоенные происходящим, члены Всероссийского Александро-Невского общества трезвости обратились к властям с просьбой построить в районе Обводного канала церковь для рабочих, чтобы отвлечь их от пьянства.

Существуют две петербургские легенды о том, на какие деньги строилась Воскресенская церковь. По одной – возводилась она на пожертвования «трезвенников», а по другой – власти, вняв просьбам членов общества трезвости, обложили специальным налогом все питейные заведения: одна копейка с каждой тысячи дохода. Этих денег с лихвой хватило на постройку большой каменной церкви, и в народе ее стали называть «Копеечной» [64] .

Построили церковь быстро, за 4 года, и уже в 1908 году были освящены главный придел и придел Николая Чудотворца. Здание выполнено в неорусском стиле, который сочетает в себе элементы модерна и допетровского зодчества. Храм с огромным центральным куполом и четырьмя небольшими декорированными главками темно-зеленого, почти черного цвета, с облицованными глазурованным кирпичом стенами и большими арочными окнами. Проектировали его три талантливых мастера этого стиля – академик и педагог Герман Давидович Гримм, архитектор-декоратор Андрей Леонтьевич Гун и автор многих уникальных жилых домов Густав Густавович Голи [65] . Рассказывают также, что одной из колоколен по просьбе прихожан придали форму бутылочки. Так церковь получила еще одно народное название – «Церковь с бутылочкой» [66] .


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Самые известные храмы Санкт-Петербурга"

Книги похожие на "Самые известные храмы Санкт-Петербурга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Жигало

Марина Жигало - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Жигало - Самые известные храмы Санкт-Петербурга"

Отзывы читателей о книге "Самые известные храмы Санкт-Петербурга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.