» » » » Алексей Шустов - Похищение Римской империи


Авторские права

Алексей Шустов - Похищение Римской империи

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Шустов - Похищение Римской империи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Шустов - Похищение Римской империи
Рейтинг:
Название:
Похищение Римской империи
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Похищение Римской империи"

Описание и краткое содержание "Похищение Римской империи" читать бесплатно онлайн.



В первой книге трилогии «Серая история» рассматривается имперская тема в европейской истории в период с IV века н. э. по сегодняшний день, в том числе понятия «Западная Римская империя», «Восточная Римская империя», «Византийская империя», «Империя Карла Великого», «Священная Римская империя».

Расследование осуществляется с помощью нехитрой операции: от известных фактов европейской истории последних двух тысячелетий отделяются традиционные интерпретации, а затем производится новая интерпретация этих фактов без влияния привычных оценок и выводов. В результате автор обнаруживает основания для того, чтобы отказаться от общепринятого взгляда на то, какие страны представляют собой цивилизацию, а какие — варварскую культуру, и заменить его другим пониманием, которое соответствует фактам, признаваемым специалистами.






Почему произошёл закат античной культуры, мы с вами примерно представляем себе. Пришли грубые малообразованные варвары: вандалы, готы и прочие гунны и разорили разнежившихся в благополучии римлян. Хотя это ответ слишком примитивный, многих он удовлетворяет. Не будем пока трогать эту тему, требующую отдельного расследования.

Поговорим о другом. Есть ли у вас ответ на вопрос, почему в XIII–XIV веках вдруг начинается оживление интеллектуального творчества в Западной Европе? Почему в Италии развивается классический гуманизм, а позже расцветает многогранная культура Ренессанса? Откуда взялись Данте, Петрарка, Леонардо, Микеланджело, Коперник, Галилей? Почему люди, предки которых больше восьми столетий жили в бедности и примитивной культуре, вдруг обратились к наследию Рима и Древней Греции? В учебниках советского периода на этот вопрос, как и на многие другие, даётся один универсальный ответ: «созрели условия». Нам предлагается поверить на слово, что 800 лет они зрели, и вот, наконец, созрели. Период цветения у них, видимо, такой долгий. Вас такой ответ устраивает?

Если нет, попробуем в нашем расследовании разобраться и с этим вопросом.

§ 4. Наследие Константинополя, Людовик XIV и сарказм философов Просвещения

Пока что мы разбирали происходившее ближе к Атлантике. Однако Древняя Русь в X–XI веках приобщилась к культуре, процветавшей в другой части Европы. На востоке Средиземноморья в течение всех Средних веков (до XV века) существовало государство, которое сейчас принято называть Византийской империей. Что мы знаем о нём?

Читатели, которые смогут что-нибудь вспомнить, скажут о православии как государственной религии империи, а также о знаменитом византийском коварстве. Отдельные граждане упомянут о симфонии духовной и светской властей и об огромном храме Святой Софии. Пожалуй, это всё, что подавляющее большинство наших современников может сказать о Византии. Причём общий тон оценок будет скорее снисходительно-пренебрежительным и отчасти осуждающим. Соответствует ли такое отношение реалиям истории, и как оно сформировалось в современной культуре? Это очень интересный вопрос! Осуждать принципы существования Византийской империи и негативно оценивать её историю принято уже более двух веков. Много? По правде говоря, мало, в сравнении с длительностью существования этой империи.

Действительно, классики французского Просвещения однозначно высказывались по теме. Вольтер называл историю Византии «позором человеческого ума». Монтескьё считал тысячелетнюю историю Восточной империи «непрерывной цепью возмущений, мятежей и предательств». В течение XVIII и первой половины XIX века во Франции и Англии вышло немало исторических трудов, которые формировали у просвещённой европейской общественности негативное отношение к империи, столица которой лежала на берегах Босфора. Русские историки и светское общество в тот же период, будучи увлечены всем западным, в основном, воспроизводили оценки французов и англичан. Правда, Константинополь был центром мирового православия, и потому русское дворянство было в несколько двусмысленном положении. Стремление восстановить православное Византийское царство выражалось в постоянной тяге к освобождению Константинополя от турок, но сочеталось с традицией Просвещения, осуждающей политическую «византийщину».

Однако в Западной Европе до XVIII века отношение к истории Восточной империи было другим. Настоящий бум интереса к наследию Константинополя случился в XVII веке при Людовике XIII, которого поддержал его наследник. Король-Солнце Людовик XIV и его приближённые сделали очень много для изучения истории и пропаганды культуры главного христианского государства восточного Средиземноморья. По всей Европе скупались греческие рукописи того периода, королевская типография печатала собрания трудов византийских историков в десятках томов. Король Франции восхищался блестящим наследием христианской Империи, которая больше тысячи лет не позволяла себя разрушить ни варварам, ни славянам, ни арабам, ни другим воинственным народам окружавшего её мира. Не правда ли, удивительно?

Но, узнав это, нам легче понять, почему философы-просветители, несколько десятилетий готовившие французское общество к революционной резне конца XVIII века, так однозначно оценивали Восточную империю. Жесточайшая критика монархии, абсолютизма требовала одновременно осуждать всё то, чем восхищались короли. Если Константинополь, столица Империи, была примером для подражания при французском дворе, то осуждение всего имперского должно было стать частью идеологии нового, свободного общества, которое надеялись создать социальные инженеры. (Конечно, им не удалось убить традицию, и вся наполеоновская имперская символика — прямое заимствование у Восточной, Римской империи через последних французских монархов.)

Рождение европейской демократии было долгим и мучительным. Жестокая Английская революция середины XVII века. Кровавая Французская революция конца XVIII века. Буйные революции 1848 года, прокатившиеся по многим странам Европы. Все их жертвы легли на алтарь строительства современной благополучной жизни. А параллельно формировалось отношение к Средним векам как периоду якобы ещё более жестоких нравов. Жертвы Нового времени было удобно сравнить с жертвами феодализма и инквизиции, бандитизма на больших дорогах и прочих средневековых ужасов, чтобы происходившее вокруг не казалось современникам слишком нечеловечным. Заодно по хронологическому принципу Восточная империя V–XV веков была записана в тот же ряд жестоких средневековых государств. Насколько это справедливо и кому было выгодно? Разберёмся.

А может быть, кому-то такая оценка выгодна и сейчас?

§ 5. Немного правды об Империи

Для формирования более объективных представлений стоит обратиться к тому, что сегодня известно специалистам, изучающим историю так называемой Византийской империи. Этому, конечно, следовало бы посвятить гораздо больше внимания, чем традиционно отводится в курсе истории Средних веков. Перечислим основные выводы историков, специализирующихся на Восточной христианской империи.

В V–XI веках Империя со столицей в Константинополе отличалась от государств Западной Европы следующими особенностями:

— писаное право, продолжавшее раннюю римскую правовую традицию, что, в частности, позволяло простолюдинам оспаривать действия аристократии и добиваться решений в свою пользу (в Западной Европе право представлено ордалиями и обычаями варварских племён, частично записанными, но близко не напоминавшими римского права),

— законы, ограничивавшие концентрацию собственности в руках крупных землевладельцев, благодаря чему рядовые крестьяне не теряли землю; закрепощения крестьян очень долгое время не происходило: они были собственниками или арендаторами,

— централизованная государственная система социальной поддержки и «социального страхования» на случай неурожаев, стихийных бедствий, других катаклизмов,

— передовая для того времени медицина, развивавшаяся под покровительством государства, несмотря на негативное отношение к ней церкви,

— не менее 1000 городов уже в V–VI веках; Константинополь был крупнейшим мегаполисом Средних веков, в котором жили сотни тысяч человек, в то время как на Западе самые большие «города» были населены максимум 10–30 тысячами жителей,

— товарное производство, как в городах, так и в сельской местности, активная торговля результатами труда на дальних расстояниях (в Западной Европе в это время — преимущественно производство для собственных нужд и очень малая доля межрегиональной торговли в валовом продукте),

— средний уровень жизни городского и сельского «среднего класса» (крестьян, ремесленников, обладавших средствами производства) на уровне аристократии Западной Европы,

— широкое распространение светского образования (в Константинополе до 80 % населения владело грамотой),

— единое руководство армией; сочетание профессионального и резервистского принципов её формирования; возможность быстро перебрасывать воинские части на проблемные направления в случае нападения соседей; высочайший уровень военных технологий для того времени, как наступательных, так и оборонительных.

Это лишь некоторые особенности устройства и обыденной жизни христианской Римской империи Константинопольского периода, которые остаются за рамками общеобразовательного курса истории. Истинный портрет Империи требует отдельного более подробного описания.

Конечно, у Империи были свои проблемы. Но её тысячелетняя история самой своей длительностью говорит о том, что достоинства перевешивали недостатки. Многие слабости при ближайшем рассмотрении оказываются сильными сторонами. Так, постоянные низвержения императоров говорят не о рыхлости власти, как это кажется наблюдателям, привыкшим к государственной властной монополии. Ведь Империя де-факто не была монархией. В ней, как и в классической Римской республике, власть была рассредоточена по многим общественным институтам, и потому частая смена императоров не приводила с неизбежностью к ослаблению имперской власти, опиравшейся на христианскую веру, церковь, имперские сословия, имперскую бюрократию, имперскую армию, традиции многочисленных народов Империи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Похищение Римской империи"

Книги похожие на "Похищение Римской империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Шустов

Алексей Шустов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Шустов - Похищение Римской империи"

Отзывы читателей о книге "Похищение Римской империи", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Кирилл01.04.2019, 18:24
    Спасибо большущее за этот наглядный разбор! Ничего подобного не слышал и потрясен очевидностью выводов. Самой важной для себя принял мысль о сакральности Империи, построенной на идее Спасения! Империи ментальной, делить которую или того больше - разрушать которую - абсурд. Потрясающе ясная мысль, возможно, трудно принимаемая умом, не согретым верой в Бога.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.