Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Описание и краткое содержание "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать бесплатно онлайн.
Данная книга — профессиональная энциклопедия для менеджера. Ее информационный банк составляет более шестидесяти теоретико-прикладных дисциплин. Из огромного количества теоретических и фактических данных отобраны, интегрированы и адаптированы те человековедческие знания и умения, которые необходимы каждому менеджеру. Они составляют менталитетную основу его деловых успехов и устойчивого рейтинга.
Итак, можно представить следующую технологию утверждения авторитета руководителя: репутация — лидерство — авторитет.
Ключ к успешному освоению данной технологии — внимание к людям.
Нравственный облик руководителя. Его можно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.
— Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. Общие нравственные качества: верность своему Отечеству, соблюдение лучших традиций своего народа, бережное природопользование; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность. Указанные нравственные качества — это те духовные опоры, которые помогают формированию нравственного облика руководителя. Их стабильность и содержательность определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.
— Конкретные нравственные качества: гражданская совесть — обостренное чувство личной ответственности; нравственная воля — умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль; честность — деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду "в глаза"; коллективизм — социальная организованность; самообладание — умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность — последовательность в соблюдении своих нравственных позиций.
Обладание названными нравственными качествами позволяет руководителю, дорожащему своим моральным обликом, предметно ориентироваться в них, понять, какие нравственные качества он должен у себя вырабатывать.
— Специфические нравственные качества: трудолюбие — увлеченность работой; скромность — разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность-единство слова и дела, "вкус" к деловому риску; бескорыстность в оказании помощи людям; великодушие — терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным.
Все названные нравственные качества взаимосвязаны, воспроизводят в целом модель нравственного облика руководителя. Ее составляющими являются:
— Общая культура и воспитанность руководителя предопределяют уровень развития его нравственных качеств. Духовность — вот тот внутренний личностный резервуар, из которого проистекают человеколюбие и душевность, совестливость и честность, мужество и великодушие и т. д.
— Развитое самообладание является надежным гарантом нравственного поведения людей. Л.М. Леонов писал, что все победы начинаются с побед над самим собой. Вот почему руководителю надо постоянно тренировать свою нравственную волю.
— Взвешенная самокритичность, которая проявляется в виде возвышенной нравственной требовательности к себе. Как правило, таким качеством обладают руководители с обостренным профессиональным честолюбием и чувством совести. Благодаря этим характеристикам они не плодят вокруг себя подхалимов, не поддаются лести, не останавливаются в духовном самосовершенствовании.
К.Д. Ушинский разработал такие правила для развития воли:
— совершенное спокойствие в любых ситуациях, по крайней мере внешнее;
— прямота в словах и поступках;
— обдуманность действий;
— решительность и уверенность в себе;
— немногословие о себе;
— свобода в действиях, но разумная;
— создание для себя приятного и необходимого, но "не по страсти";
— каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках.
Этикометрия. Данное понятие введено в научный и практический оборот автором в книге "Управленческая этика" (1989).
В трудовом коллективе целесообразно периодически (например, два раза в год) проводить этикометрию, т. е. специальный мониторинг о нравственных качествах руководителей трудовых коллективов, начиная от полевых менеджеров и завершая командным составом управления. Этикометрия является прекрасным диагностическим инструментом определения нравственного здоровья как отдельных работников, так и конкретных подразделений трудового коллектива и его в целом. Таким образом, этикометрия проводится:
— по показателям нравственного здоровья личности;
— по показателям нравственного здоровья конкретного социума;
— по показателям, представляющим деловой интерес при выявлении конкретных нравственных характеристик.
При проведении этикометрии можно параллельно использовать социально-психологические методы исследования — социометрию и референтометрию. Это позволяет одновременно выяснить состояние как нравственных, так и психологических отношений в коллективе, объективно выявить причины, которые влияют на их состояние.
Этикометрия предполагает, например, оценку в баллах (из расчета десяти баллов) общих, конкретных и специфических нравственных качеств руководителя. Это проводится в виде анкетного опроса в коллективе и как самооценка самого руководителя. Затем делается сопоставление полученных обобщенных данных.
Проведение этикометрии свидетельствует, что изучение мнений людей помогает руководителю объективно оценить свою этическую подготовку, что необходимо для укрепления его авторитета в трудовом коллективе.
Весьма полезны этикометрические тесты. Например, в тесте спрашивается: "Отказались бы вы: от своей работы, от репутации порядочного человека, от повышения зарплаты, от улучшения жилищных условий ради семьи, ради общества, ради товарища, ради трудового коллектива?"
Предлагается в определенном временном режиме выразить, исходя из десятибалльной системы, свои количественные предпочтения. По итогам такого тестирования получается интересная информация для нравственного размышления.
Деликатность общения. Нравственные взаимоотношения, как никакие другие, требуют тонкости в обращении, умения чувствовать и сочувствовать, щадить самолюбие людей. В деликатности проявляется вежливость общения, которая, по словам немецкого философа Артура Шопенгауэра, для человека то же, что тепло для воска.
Деликатность — это особая, свойственная нравственно воспитанным людям форма проявления корректности и такта в общении. Нас привлекают такие люди. Они не задумываются, кому первому поздороваться. Их элегантная манера одеваться вызывает восхищение. Им свойственно умение тонко разбираться в настроении людей.
Многие это хорошо понимают, однако не всегда уделяют должное внимание овладению техникой деликатности. У некоторых не хватает волевой собранности или мешает претензия на исключительность. Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому в частности. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Поэтому необходимо постоянно упражняться в овладении формами и приемами этикета.
В странах Европы и США происходит унификация правил делового этикета. По мнению зарубежных специалистов, можно утверждать, что сегодня сложился единый кодекс хорошего поведения, включащий четыре основных правила: вежливость — простота — достоинство — воспитанность.
Моральный конфликт. В конфликтологии моральный конфликт — вид нештатной ситуации, широко распространенный в деловой практике. Он может быть вызван рядом причин, по-разному протекать в различных социальных группах. Моральный конфликт — своеобразная драматическая ситуация, возникающая в сознании и поведении личности или какой-либо общности. Специфика морального конфликта состоит в том, что он является одной из форм обнажения нравственных противоречий в человеческом общении.
Невозможно представить трудовой коллектив без моральных конфликтов. Они наглядно фиксируют состояния нравственной несовместимости людей, преодоление которых зависит от внутренней силы их развития. Руководитель должен быть психологически и этически готов к "встрече" с моральными конфликтами, профессионально владеть технологией конфликтологии.
Моральные конфликты имеют свою классификацию:
— между руководителями;
— руководителем и подчиненным;
— руководителем и коллективом;
— руководителем и органом общественного самоуправления;
— между членами коллектива.
Как правило, эти конфликты вызваны нарушением конкретных моральных принципов и норм, нравственных устоев организации и управления. Конфликтные ситуации возникают и на безмотивной почве, без желания людей обострить взаимоотношения. В одних случаях их подводят привычки или неправильные манеры поведения, а в других — искаженные представления о морали, заложенные в их сознании нелучшим семейным и школьным воспитанием.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Книги похожие на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Отзывы читателей о книге "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров", комментарии и мнения людей о произведении.