» » » Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров


Авторские права

Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров

Здесь можно купить и скачать "Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Вече, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров
Рейтинг:
Название:
«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-9533-5803-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров"

Описание и краткое содержание "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров" читать бесплатно онлайн.



Война, торговля и пиратство без крейсерских кораблей были бы невозможны. И можно с полным правом назвать крейсера одним из орудий цивилизации. Великие географические открытия и связанные с ними уничтожения целых народов и цивилизаций были бы невозможны без крейсеров. Миллионы рабов были перевезены на крейсерских кораблях. Порабощение целых континентов осуществлялось с их помощью. В то же время человечество не смогло бы познать свой мир — не будь крейсеров.

Как развивалось крейсерство и как сформировался этот класс кораблей — об этом рассказывает очередная книга серии.






Другой войной, где крейсерские корабли нашли применение и, по мере возможностей, принимали участие, стала русско-турецкая война 1877 — 1878 годов. В силу того, что на основании Парижского договора Россия не могла иметь качественного, а, фактам флота, ей пришлось с началом военных действий для охраны своих берегов вооружать наспех некоторые быстроходные торговые суда, превращая их во вспомогательные крейсера. В некоторых операциях на коммуникациях противника они действовали достаточно успешно.

6 июня около Варны вооруженный пароход «Владимир» захватил турецкий торговый бриг «Аслан-Бахри». 8 июня вооруженный пароход «Великий князь Константин» потопил у анатолийского побережья четыре турецких парусных судна. 19 — 27 июля два русских парохода у анатолийского берега потопили пять небольших торговых парусника. 11 августа вооруженная паровая яхта «Ливадия» потопила у берегов Румынии еще один турецкий парусник, после чего она была обнаружена двумя турецкими броненосными кораблями, но сумела от них оторваться и уйти в Севастополь. 13 декабря пароход «Россия» захватил военный транспорт «Мерсина», впоследствии он был введен в состав Черноморского флота под именем «Пендераклия» — по месту, где был захвачен.

Следует отметить, что торговые корабли, вдобавок слабовооруженные, не могли оказывать существенного противодействия турецким броненосным кораблям специальной постройки. При встрече с ними русским вспомогательным крейсерам приходилось отступать как можно резвее. Так поступила уже упомянутая «Ливадия», так же действовал и пароход «Аргонавт», застигнутый 11 июня у устья Дуная пятью турецкими кораблями, из которых к тому же четыре имели броневую защиту, не считая существенно более сильной артиллерии. В случае, когда отступление было невозможным, приходилось принимать бой на отходе.

11 июля пароход «Веста» был застигнут турецким броненосцем «Фехти-Буленд». Перевес был всецело на стороне турецкого корабля. Бой продолжался в течение пяти часов. «Веста» получила значительные повреждения и потери в личном составе. Были убиты 3 офицера и 9 матросов, 21 человек получили ранения. Положение становилось отчаянным, и командир «Весты» капитан-лейтенант Баранов уже собирался кончить бой абордажем, чтобы избежать расстрела своего корабля, но удачный выстрел вывел из строя носовую пушку главного калибра турецкого корабля. Турецкий броненосец вышел из боя. Слабая «Веста», вооруженная 152-мм мортирами и 107-мм пушками, устояла против тяжелых 229-мм орудий броненосца, Однако этот бой показал, что в закрытом бассейне, каким является Черное море, эффективность крейсерских кораблей, оборудованных из торговых транспортов, может быть при правильной постановке дела весьма легко пресечена более сильным флотом.

Иное дело, если операция по пресечению торговых путей противника будет проводиться в открытом океане. В этом случае даже одиночный крейсерский корабль может достичь значительных успехов. Пример тому — успешные действия на коммуникациях северян вспомогательного крейсера, вооруженного парусно-парового корабля южан «Алабама». Но об этом несколько позже, а пока следует сказать о других операциях русских крейсерских кораблей того периода. Эти операции были не столько военными, сколько дипломатическими. Остановимся на некоторых из них.

После Крымской войны с целью демонстрации в Средиземное море был направлен ряд крейсерских кораблей русского флота. Помимо дипломатической роли русские корабли эскадры адмирала И. Шестакова совместно с кораблями Франции и Англии оказали поддержку и защиту христианского населения Сирии и способствовали прекращению кровавых столкновений. Во время восстания греческого населения Крита и последующего жестокого его подавления русская эскадра адмирала И. Бутакова перевезла в 1868 году около 25 тыс. мирных жителей с острова в материковую Грецию.

Во второй половине XIX века, не считая войны с Турцией в 1877 — 1878 годах, Россия не воевала. Однако в дипломатических столкновениях с Англией русские корабли, крейсерские, в первую очередь, сумели сыграть определенную положительную роль. В январе 1863 года в Польше началось восстание, а Англия и Франция решили вмешаться в польские дела. Создалась угроза военного конфликта.

С целью воздействия на Англию и оказания давления на ее коммуникации в Атлантике и Тихом океане к берегам Америки были направлены две крейсерские эскадры. Из Балтийского моря вышли фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя» (из Средиземного моря), корветы «Варяг», «Витязь» и клипер «Алмаз». Эскадра под общим командованием контр-адмирала С. Лесовского должна была сосредоточиться в Нью-Йорке, чтобы, базируясь на американских портах, иметь возможность проводить операции против британского судоходства.

Корабли поодиночке вышли из своих портов и 29 сентября 1863 года сосредоточились в Нью-Йорке. Одновременно для операций в Тихом океане под командованием контр-адмирала А. Попова сосредоточилась в Сан-Франциско другая крейсерская эскадра. В ее состав входили корветы «Богатырь», «Калевала», «Новик» и два клипера — «Абрек» и «Гайдамак». Появление двух крейсерских эскадр у берегов Америки несколько охладили энтузиазм британского правительства в вопросе поддержки поляков. Франция, наиболее активная сторона в этом вопросе, осталась в некоторой изоляции и отказалась от выступления. В 1864 году польское восстание было подавлено, надобность нахождения эскадр в заморских водах отпала, и корабли были возвращены в Россию. Инцидент окончился бескровно. А теперь вернемся к рейду «Алабамы».

В 1861 году в САСШ разразилась гражданская война Любопытный факт, Англия — инициатор запрета каперства, оказалась его сторонником, а САСШ и президент Линкольн, не подписавшие «Декларацию», объявили каперские корабли пиратами. На стороне южан — конфедератов выступили Франция и Испания. Таким образом, каперские корабли южан получили необходимые базы для своих крейсеров или, по меньшей мере, пункты, где они могли получить необходимое топливо и производить ремонт. Боевые действия между флотами южан и северян происходили в основном на реках и прибрежных водах. В море действия северян ограничивались блокадой побережья южных штатов. В ответ на блокаду конфедераты объявили крейсерскую войну против торговых судов северян. Большое количество неохраняемых торговых судов северян представляли легкую добычу для каперов конфедератов. Только за 1861 год капер «Самтер» захватил 18 торговых судов, принадлежащих северным штатам. Поддержка европейских стран позволила ему свободно действовать на коммуникациях, даже не приближаясь к собственному, блокированному северянами, побережью.

Испытывая недостаток в крейсерских кораблях, южане заказали в Англии корабль, получивший название «Алабама». Заложенный в 1861 году в Биркенхэде, корабль вошел в строй в 1863 году. «Алабама» прошла ходовые испытания и вышла в море. Северяне знали о строительстве корабля и попытались перехватить его, для чего к берегам Англии был направлен фрегат «Тускарора». Попытка не увенчалась успехом, и, получив с английского парохода у Азорских островов пушки и уголь, «Алабама» отправилась в океан.

Этот корабль вполне подходил для крейсерских операций и был достаточно мореходным. Водоизмещение «Алабамы» несколько превышало 1000 т, а скорость 11 узлов, что позволяло долго находиться в море и догонять большинство торговых судов. Артиллерия капера включала две нарезные пушки крупного калибра — 178 мм и 203 мм и шесть гладкоствольных. Командовал кораблем Р. Симе, бывший командир уже упомянутого капера «Самтер», следовательно, уже имевший немалый опыт в каперских операциях. Большинство членов команды «Алабамы» составляли англичане, в том числе и артиллеристы, получившие хорошую подготовку в английском военном флоте.

Первой добычей капера стали 10 китобойных судов северян, захваченных в районе Азорских островов. В центре Атлантики «Алабама» оставалась больше двух месяцев, после чего в октябре перешла к побережью Северной Америки, Крейсеруя в районе Ньюфаундленда в течение буквально нескольких дней, она захватила 12 транспортных судов северян, в основном направлявшихся в Европу. Будучи обнаруженной, она ушла на юг на Мартинику, чтобы произвести небольшой ремонт и пополнить запасы угля с английского транспорта «Агрипина». Здесь ее настиг фрегат северян «Сан-Джасинто». Однако ночью она удачно оторвалась от противника и пришла к острову Бланкилья, где и встретила «Агрипину».

Приняв топливо, «Алабама» заняла позицию в районе острова Гаити. Одним из призов, захваченных капитаном Симсом в этом районе, стал пароход «Ариэль». Среди документов, находившихся на «Ариэле», оказалось сообщение о готовившейся десантной операции против порта южан — Гальвестона. Симе принял решение, довольно авантюрное, направиться к Гальвестону и помешать действиям северян. На что рассчитывал Симе, трудно сказать. Максимум, что он мог сделать, так это под покровом ночи атаковать один, два транспорта северян.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров"

Книги похожие на "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Шавыкин

Николай Шавыкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров"

Отзывы читателей о книге "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.