» » » » Марек Малятынский - В тени Канченджанги

Марек Малятынский - В тени Канченджанги

Здесь можно скачать бесплатно "Марек Малятынский - В тени Канченджанги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Мысль, год 1983. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В тени Канченджанги
Мысль
1983

Описание книги "В тени Канченджанги"

Описание и краткое содержание "В тени Канченджанги" читать бесплатно онлайн.

В 1974 году польские альпинисты совершили восхождение на одну из высочайших вершин Гималаев и мира ― Кангбахен.

Книга написана одним из участников восхождения о драматических событиях подъема.

— Ну и досталось мне! — сказал Войтек. — У меня на теле вскочила эта гадость, которую называют проклятием альпинистов, так что я едва шел… Мы отправились значительно позже вас. Солнце уже зашло, и туман сделался еще гуще. Слава богу, что по всему пути на перевал были установлены верёвочные перила. Я доставил Шимеку камеру, а он попотчевал нас чаем… Чертовская боль, а тут — палатка, горячая еда… Меня это окончательно размагнитило. Я заколебался: не остаться ли? Но Збышек уговорил меня спуститься. Дальше мы передвигались почти ощупью. Луна светила сквозь туман, все казалось нереальным, грозным и прекрасным. На траверсе, возле верёвочных перил, я почувствовал себя как дома. А потом мы увидели «рондо», высветленное изнутри пламенем свечи. Я облегченно вздохнул: уже конец.

29 мая

Меня разбудил свет. Снова день. Последний день, отделяющий нас от базы. Уже с самого раннего утра в безоблачном небе повис раскаленный диск солнца. Ледовые заструги Белой Волны сверкали сияющим блеском. Еще до того как мы успели покинуть лагерь, начался невыносимый зной. Словно что-то должно было произойти, будто и в самом деле это предвещало изменение погоды.

Мы вышли поздно, измученные и хмурые после изматывающих, нервозных дней. Медленно и молча продвигались шаг за шагом к темным пятнам палаток «двойки». Шаг за шагом, ступень за ступенью по подтаявшим, расползающимся следам, мы в последний раз приближались к долгожданной базе и желанным зеленым долинам.

Всего лишь несколько, может быть еще десяток, часов странствований, единоборства с безбрежной пустотой белой равнины, борьбы с вязким снегом и собственной слабостью.

Каждый шаг вниз превращает Гималаи только в воспоминания. Задыхаясь от напряжения, обливаясь потом, мы не чувствовали, что этот многокрасочный сон остается позади. Что здесь уже не повторится день усилий, мучений… и того ликования, которое охватывает в горах. В этот день в душе у нас не нашлось места для того, чтобы оценить всю прелесть пребывания в этом царстве белых снегов.

Дряблые, ослабевшие мышцы, проклятия, срывавшиеся с обожженных солнцем губ, запавшие глаза, ожесточившиеся лица и одна-единственная мысль: скорее бы все это кончи лось! Такими мы возвращались.

Вскоре после полудня мы добрались до «двойки». Зной и жажда пробудили в нас самые дурные инстинкты. Мы ринулись на поиски чего-нибудь, что способно утолить жажду, вороша и сминая груды скопившихся здесь продуктов и снаряжения. Но нам ничего не удалось обнаружить, в кастрюлях и котелках оказались засохшие, покрывшиеся коркой остатки пищи. Рядом валялись сумки, пакеты, консервные банки, ныне, пожалуй, уже никому не нужные. Среди них жирные, влажные паштеты из рыбной печени. Подавляя отвращение, мы ложками поглощали эту вязкую массу, упиваясь редкими каплями маслянистой влаги.

И вдруг озарение! В изгибе крыши, образовавшем углубление, на брезентовой поверхности снег за эти дни успел превратиться в воду. Растворив в ней фруктовый концентрат, мы получили великолепный напиток.

Потом наступило время отъедаться. Перед этим мы с неделю жили на голодном пайке. Мед, языки, шоколад, вафли. Просто чудо, что все это не завершилось для нас самым плачевным образом!

На небе появились первые тучки. Солнце скрылось где-то за ними, жара спала, но снег сделался еще хуже. Мы медленно двинулись по этой охваченной таянием пустыне. Сначала нам было по колено, потом по пояс, но чем дальше, тем это все больше напоминало голгофу. Мы утопали в пропитанной влагой белизне, проваливаясь по самую грудь и плечи, не зная даже, то ли это опора, то ли, возможно, подточенные солнцем, припорошенные снегом трещины. Раздраженные, проклиная эти сизифовы усилия, мы выкарабкивались из снежных провалов, пытаясь продвинуться дальше на коленях. Небо плотно заволокло тучами, повеяло холо дом, а мы еще никак не могли миновать террасу.

В какой-то момент Весек провалился почти по самую шею, а когда наконец нам удалось его вытянуть, обнаружилось, что свой ледоруб он потерял где-то под снегом. Напрасно мы искали его, перерыв все вокруг метр за метром.

— Панове! Нечего рисковать! Сделаем связку! — Рубинек, как всегда, оказался самым рассудительным.

— Дополнительная работа и трата сил, но ничего не поделаешь, — покорился я, не раздумывая и не протестуя.

— Плевать я хотел! Два шага осталось!.. — взбунтовался Весек.

До конца плато оставалось каких-нибудь сто метров.

Медленно, вяло раскручивали мы верёвку, глядя на этот комический бунт. Весек тащил на себе рюкзак, пытаясь на четвереньках добраться до более твердого грунта. Он проваливался, ругался от ярости, но привязываться к верёвке не пожелал.

Мы миновали плато. Начинал падать снег. Со стен Рамтанга со свистом летели камни. Дорога югославов задним числом угрожала смельчакам… Сегодня для Войтека день испытаний. Он шел неутомимо, без жалоб, хотя видно было, какие муки причиняет ему ходьба.

Сотни метров по шатким камням, молчание, нарушаемое проклятиями или стонами, спуск по осыпающейся трещине — и начался ледник. Серую, лишенную снежной белизны поверхность покрывали новью трещины, свежий щебень и каменные глыбы. По ледовым долинам вниз резво устремлялись ручейки. Шел снег с дождем. Мир сделался мрачным и хмурым. На склонах Рамтанга шумели ручьи, осыпая щебень. Совершенно мокрые, мы медленно приближались к базовому лагерю.

В палатке-кухне нас ожидали с горячим чаем Сонам и Таши.

— Sahb! Sahb! — стремительно бросились они к нам.

Ладони, сложенные для приветствия, склоненные головы и тихое «намасте» — они встречали нас, как встречают только близких и дорогих. Во взглядах шерпов можно было прочитать волнение, заботу, гордость и неподдельную радость. Появились Мацек, Большой и даже офицер связи.

— Браво, ребята! Вы молодцы!

— Mister Marek, congratulations! I enjoy very much… I just sent the message about victory to Katmandu! (Мистер Марек, поздравляю! Я восхищен… Только что отправил в Катманду депешу о вашей победе!)

Радостные голоса, поздравления, похвалы, вопросы — все это как-то не доходило до нашего сознания. Мы молча сели, очень немногое могли мы им сейчас сказать…

— Что с парнями? — прохрипел кто-то из нас, выразив то, что в этот момент больше всего тревожило.

— Они сегодня ночуют в «рондо». Сообщили по радиотелефону, что Юзек идет неплохо, только у него по-прежнему болит нога. Завтра отправляемся им навстречу.

Тревога, которая до этого сидела глубоко в подсознании у каждого из нас, стала затихать.

30 мая

Утром после долгого, каменного сна я пробудился еще слабый и разбитый, но с легкостью на душе, словно избавившись от тяжести, все эти дни давившей не только на плечи, но и на сердце.

После полудня зычный голос Войтека: «Идут!» — заставил нас выскочить из палатки.

По затуманенной дождем поверхности ледника приближались темные фигуры. Они подходили измученные, исхудалые, засыпанные мокрым снегом, молчаливые, промокшие до последней нитки. Потемневшие от влаги рюкзаки сваливали на кухне.

Наконец мы увидели Юзека. Он шел в сопровождении Вальдека. Шел медленно, обеими руками опираясь на лыжные палки, в желтой куртке, как в пелерине, низко опустив голову. Мы выбежали им навстречу с горячим чаем…

Только теперь, когда все мы собрались в базовом лагере, только теперь Кангбахен стал по-настоящему наш. Одна из высочайших вершин Гималаев, на которую еще не ступала нога человека, была теперь завоевана нашими совместными усилиями.

Я почувствовал себя счастливым, преисполненным свободы и спокойствия, которых никто не в силах меня лишить. Шел снег с дождем. Он становился все сильнее. Над ледопадом маячила расплывающаяся в тумане, грозная и неправдоподобно близкая вершина нашей горы.

Я видел ее в последний раз…

Варшава, 1975 г.

Послесловие

Книга Марека Малятынского «В тени Канченджанги» рассказывает о восхождении альпинистов Горного клуба Польши на одну из вершин массива Канченджанги в Гималаях — Кангбахен.

Кангбахен — почти восьмитысячник (7902 м). Чтобы покорить эту вершину, от альпинистов требуется не только хорошая физическая подготовка, но самое главное — хорошо продуманная тактика штурма.

Польские же альпинисты опаздывают, скоро должна начаться пора муссонов, и тогда восхождение сделается невозможным, а пребывание в горах — опасным. И восходители решаются на альпийский штурм вершины, т. е. быстрое, стремительное восхождение без промежуточных лагерей, с выходом на купол налегке. Это большой риск. Подобная тактика возможна в Альпах, но едва ли годится для Гималаев, где сами условия подъема во много раз сложнее, опаснее…

Члены Польского Горного клуба проявили достаточно мужества, настойчивости и силы духа, которые читатель по достоинству оценит. Оценит он и другое: особую, доверительную, «интимную» интонацию книги, когда автор предельно откровенен с читателем и не скрывает от него все те сбои, просчеты, неудачи, проявление отдельными членами экспедиции явного малодушия или неуравновешенности, разболтанности, самоуправства, которые никак не украшают общую картину. Но М. Малятынский сознательно фиксирует читательское внимание на этих отрицательных моментах экспедиционных будней. Ему важно показать нелегкие слагаемые их победы, представить, как и почему некоторые из участников польского гималайского коллектива не выдерживают до конца своеобразного испытания вершиной, пасуют перед каждодневной прозой напряженной альпинистской страды на высоте семи с лишним тысяч метров над уровнем моря…