Евгений Тарле - Сочинения. Том 3

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения. Том 3"
Описание и краткое содержание "Сочинения. Том 3" читать бесплатно онлайн.
Евгений Викторович Тарле. Собрание сочинений двенадцати томах томах. Том III.
Содержание тома:
1. «Континентальная блокада». Том I.
Глава XXIX
ПРИМОРСКИЕ ГОРОДА В ЭПОХУ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БЛОКАДЫ
Обозрение торгово-промышленного состояния Франции уже заставило нас там и сям говорить и о портовых городах в связи с анализом фактов, касавшихся тех или иных департаментов, где эти города находились.
Здесь мы только дополним общую картину несколькими штрихами, без которых она была бы неполна. Экономическая жизнь портовых городов может быть с известной точки зрения рассматриваема как нечто целостное: континентальная система неодинаково влияла, например, на департамент Нижней Сены, где находится город Гавр, и на департамент Жиронды, где находится Бордо, но одинаково влияла на города Гавр и Бордо.
Влияние это, конечно, было самое угнетающее. Исчезла морская торговля, прекратилось судостроение, порты опустели. Еще при Консульстве пытались жаловаться, когда после расторжения Амьенского мира на морскую торговлю посыпались всевозможные утеснения и обиды. Торговый мир очень жаловался после декрета от 1 мессидора XI года (20 июня 1803 г.) на притеснения, которым неосновательно подвергались все негоцианты, еще участвовавшие в морской торговле: то им не позволяли выгрузить товары на берег, пока они не докажут, что их корабль не заходил в Англию или ее колонии, то их груз конфискуют и месяцами держат в таможне и т. д.[1] После провозглашения блокады, особенно после миланского декрета, и жаловаться перестали.
Из коммерческих портов в первые годы правления Наполеона стал приобретать исключительное значение Антверпен.
Антверпен дал в 1803/1804 бюджетном году 6 миллионов франков таможенного дохода, в следующем году — 8 237 000 франков, тогда как все французские таможни в 1803/1804 г., дали 50 147 395 франков, а в следующем году — 55 412 242 франка. Но это процветание коммерческого порта длилось недолго: континентальная блокада прекратила кормившую Антверпен морскую торговлю[2]. И такова же была участь других портов Империи.
Префект Устьев Роны имел серьезное основание, давая отчет о марсельской навигации, говорить о положении навигации национальной: он констатирует (в июне 1806 г.), что национальная навигация сводится почти к нулю. Отдаленные рейсы не предпринимаются; каботаж идет лишь до Генуи и до ближайших испанских портов. Сырье, необходимое для индустрии, привозится нейтральными судами[3]. С сентября 1805 г. до июня 1806 г. в Марселе обанкротилось 39 торговых домов, и пассив их в общей сложности дошел до 8 миллионов франков. Промышленность находится как в Марселе, так и во всем департаменте в угнетенном состоянии. Винят в этом англичан, упорствующих в войне, и мечтают о мире[4]. Торговля с Левантом почти прекратилась, и это тоже тяжко угнетает промышленность. Шерстовязальные заведения, свечные заводы, фабрикация спиртных напитков — все это рассчитано на восточные страны и стоит теперь почти без дела. Держится лучше других мыловарение, традиционная марсельская индустрия, рассчитанная на внутренний рынок.
Без мира Марсель не может существовать сколько-нибудь сносно, морская торговля — главный нерв его жизни — замерла из-за войны с англичанами, а без торговли марсельская промышленность может только прозябать, влачить жалкое существование, не устают повторить коммерческие круги[5].
В виде некоторой компенсации марсельские судохозяева, марсельский торговый люд ждали от императора восстановления старых привилегий, точнее, монополии торговли с Левантом, которой город в ущерб всему югу Франции пользовался при старом режиме; они мечтали о возвращении ко временам Кольбера и обещали за это правительству «беспредельное доверие»[6]. Из их домогательств ничего не вышло.
В Марселе из-за войны с англичанами прекратилась торговля с Левантом в 1806 г., остановилась навигация, участились банкротства, царит безработица, но какое благоприятное обстоятельство усматривает префект, прежде всего имеющий в виду порядок, спокойствие и довольство режимом среди населения? Фактическое присоединение Неаполитанского королевства (воцарение Иосифа Бонапарта), ибо в Неаполь хлынула из Франции масса всевозможного люда в поисках счастья и добычи[7],
И нужно еще сказать, что положение Марселя среди других портовых городов было исключительное. Марсель, как было уже сказано в другом месте, при Империи мог назваться уже не только торговым (как в XVIII в.), а торгово-промышленным городом, но все же наибольшая часть его рабочего населения кормилась не промышленностью, а портом, судостроением, грузовым делом, кормилась, словом, при морской торговле, и положение этих людей было еще безнадежнее, чем положение мануфактурных рабочих. Война с Англией начисто лишала их куска хлеба[8]. Это обстоятельство, впрочем, власти хорошо сознавали. Еще до поспешного собирания точных статистических справок о числе безработных помощник мэра, только что получивший запрос (в декабре 1812 г.), еще сам почти ничего ясно себе не представляющий (он думал, например[9], что в Марселе со всеми тремя округами департамента всего 1970 рабочих), тем не менее наперед предупреждает, что наибольшая часть рабочего населения Марселя не принадлежит к фабрикам и мануфактурам, а кормится около торговли и порта[10].
Что касается г. Марселя, то для него была составлена особая сводка, давшая такие результаты: на 231 промышленное заведение приходится «в обыкновенное время» 5001 рабочий, но в зиму 1812/1813 г. было занято из них на самом деле 1699 человек, а безработных предвиделось 3302 человека. Эти цифры так и размещены в особые три рубрики[11]. И здесь точно так же подавляющая масса заведений дает работу 2–3–4–5–6 рабочим, гораздо реже 8–10. Но есть и исключения: шерстовязальная мануфактура братьев Венсан дает работу 1200 рабочим, такое же заведение Ростана и Видаля дает («обыкновенно») работу также 1200 рабочим, такое же заведение Режиса — 350 рабочим, Мюсса — 230 рабочим, бумагопрядильня Мейрена — 200 рабочим, шерствовязальная мануфактура Бонифуа — 150 рабочим, esparterie (изделия из гальфы) Рейно — 100 рабочим. Больше нет ни одного заведения, где бы было более 100 человек, или 100 рабочих. Если сложить эти цифры, то окажется что в названных семи заведениях работает 3430 человек, а на все остальные 224 заведения приходится 1571 человек. Далее, в шляпной мастерской Вио де Мурш работает 90 человек, в коралловой мастерской Межи — 61 человек, в другой шляпной мастерской Вио де Мурш — 50 человек, в шерстяной мануфактуре Мателя — 60 человек, в бумажной мануфактуре Барбо — 65 человек, в заведении, вырабатывающем соду, Видаля — 63 человека и в таком же заведении Готье — 55 человек. Итого в этих семи заведениях второго порядка обыкновенно работает 444 человека, следовательно, если исключить и эти семь предприятий (из цифры 224 заведений), окажется, что на прочие 217 предприятий приходится 1127 человек. Чтобы получить еще более наглядную картину, исключим из 217 третью группу заведений, где работает от 20 до 50 человек; таких заведений — 14[12], и работает на них 368 человек. Получится вывод, что на 203 прочих предприятия приходилось 759 человек. Но даже мануфактуры, имевшие от 10 до 20 человек, были исключением: их всего 10, и работает на них в общей сложности 124 человека[13]. Следовательно, на 193 заведения, где было меньше 10 рабочих, приходится 635 человек в общей сложности. Этот факт, что из 231 промышленного заведения на 193 работало меньше 10 человек (в громадном большинстве случаев 2–3–4 человека), показывает ясно, что Марсель и к концу царствования Наполеона оставался городом очень мелкой, раздробленной промышленности. Факт этот тем более знаменателен, что, как сказано выше, при Наполеоне, вообще говоря, Марсель уже смело может считаться не торговым, а именно торгово-промышленным городом: в этом отношении его место в экономической жизни Франции было не то, какое было при революции и до революции, когда он являлся почти исключительно торговым центром.
Другим портом, где существовала и промышленная деятельность, был Дьепп. Часть (и значительная) рабочего населения Дьеппа с давних пор занималась выделкой вещей из дорогого экзотического дерева и слоновой кости; эта отрасль предметов роскоши имела большой сбыт во второй половине XVIII столетия во Франции и за ее пределами. Война с Англией и гибель колониальной торговли убили это производство[14].
Конечно, положение портов, где, кроме торговли, иной экономической деятельности не существовало, было еще хуже.
Город Нант «никогда не был и не мог быть по существу мануфактурным городом», так как портовые заработки и вообще дела, связанные с морской торговлей, «давали многочисленному населению достаточно занятий»[15]. Когда в 1811 г. собирались материалы для общеимперском промышленной статистики, то Нантская торговая палата даже пришла в недоумение и нашла, что это «непреодолимый» труд. Индустрия оказалась разбросанной в «тысячах рук» без общего центра и больше всего служащей удовлетворению только местного потребления. А так как континентальная блокада и война с Англией вконец разорили Нантский порт, то этим самым была разорена и промышленность города и всего департамента Нижней Луары.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения. Том 3"
Книги похожие на "Сочинения. Том 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Тарле - Сочинения. Том 3"
Отзывы читателей о книге "Сочинения. Том 3", комментарии и мнения людей о произведении.