Евгений Тарле - Сочинения. Том 3

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения. Том 3"
Описание и краткое содержание "Сочинения. Том 3" читать бесплатно онлайн.
Евгений Викторович Тарле. Собрание сочинений двенадцати томах томах. Том III.
Содержание тома:
1. «Континентальная блокада». Том I.
Порты вроде Сеты в департаменте Hérault, существовавшие исключительно морской торговлей, дошли до полнейшего, безнадежного обнищания[16].
Бордо дошел тоже до полного упадка в царствование Наполеона. Вся торговля г. Бордо жесточайшим образом пострадала еще от войны 1806 г., от разорения и упадка торговой деятельности прямых его контрагентов — городов Любека, Штеттина, Магдебурга, Бремена, Гамбурга, Данцига и Кенигсберга. Именно сюда, в северную Германию, в ганзейские порты направлялся громадный сбыт бордоских вин. Северонемецкие купцы, пишут бордосцы, известны своей честностью, но они теперь поставлены в такое положение, что не могут платить, а должны они бордоским купцам «миллионы» — des millions. Между тем, жалуются бордоские негоцианты, после потери колоний единственным рынком сбыта для всего департамента служил только этот приморский германский север[17].
От подозрительного отношения к нейтральным судам страдала тяжко вся торговля винами и спиртными напитками, шедшая через Бордо, и министерство внутренних дел почтительнейше докладывало об этом Наполеону, ибо падение бордоского сбыта на севере грозило разорением юго-запада Франции, особенно департамента Шаранты; а речь шла именно об эмбарго, наложенном на суда, пришедшие из Гамбурга, из Ростока и закупавшие вина и водки для северных стран[18].
В декабре 1811 г. сам Наполеон убедился, что Бордо находится в таком положении, что требует особых мер помощи, и император указал, что там необходимо «учредить мастерские»[19]
Погибал и Гавр. В ноябре и декабре 1806 г. гаврской торговле был нанесен тяжкий удар: англичане забрали в плен много купеческих судов[20]. Эта потеря не была возмещена в Гавре до конца Империи: судостроение почти вовсе прекратилось. Местоположение Гавра прямо лицом к лицу с могущественным морским неприятелем было самое тревожное, самое тяжелое.
Весной 1808 г. Наполеон, желая: 1) «содействовать торговле морских портов с французскими и испанскими колониями», 2) добывать нужные Франции колониальные продукты и 3) сбыть в колонии французское вино и хлеб, вознамерился было образовать в Бордо, Байонне и других портах акционерные компании, субсидируемые правительством (которое взяло бы ⅓ акций и снабдило суда экипажем), для постройки торгового флота и морских экспедиций в колонии[21]. Но план этот не привел ни к каким осязательным результатам. В июле 1808 г., правда, образовалось общество с капиталом в 3 миллиона франков, которое строило в Нанте, Ла-Рошели, Бордо суда для торговых сношений с колониями: эта торговля, несмотря на страшный риск, все-таки манила возможностью колоссальных выгод от каждого счастливого рейса[22] (этого рода судостроение в официальных бумагах называлось: les armements en aventuriers). До какой степени риск был велик, явствует из того, что страховые общества брали в 1808 г. в виде премии за один рейс из Франции в известное место 50% стоимости судна, а страховать возвращение во Францию не брались ни за какие деньги[23]. Никаких следов деятельности этой акционерной кампании в рассмотренных мной документах не оказалось.
Правительство могло предаваться мечтам об образовании больших акционерных кампаний, снабженных капиталами, скупающих продукты французской промышленности и экспортирующих их за границу, в Европу, где «сжигаются английские товары»[24], но ни капиталов, ни уверенности в целесообразности подобного их помещения не являлось.
Правительство шло на всякие жертвы, чтобы оживить совсем замершее судостроение, особенно же чтобы поощрить сбыт товаров в колонии и привоз продуктов из колоний на французских судах, и однако потребности военного судостроения в связи с недостатком нужных рабочих рук заставляли его иногда прибегать к реквизициям рабочей силы, причем в приморских городах эта реквизиция, конечно, останавливала все частное судостроение и разоряла тех, кто уже начал строить[25].
О печальном положении завоеванных портов ганзейских, голландских, итальянских повторять тут не приходится. Прибавлю лишь несколько слов о Ливорно, включенном в состав Империи. О полнейшем падении всех отраслей производства как в Ливорно, так и во всем «департаменте Средиземного моря» в 1811–1812 гг. свидетельствуют все донесения властей. Уничтожение морской торговли — главная причина бедственного положения вещей[26]. Но другие итальянские департаменты Империи, более северные, более близкие к Франции и Швейцарии, несколько менее зависимые от морской торговли, например департамент Монтенотте[27], департамент Мон-Блан[28], не испытывали в 1812–1813 гг. критического состояния. Держалось относительно благополучно в 1812 г. и шелковое производство в Турине, единственная сколько-нибудь развитая отрасль промышленности департамента По[29]. Это обстоятельство особенно ярко оттеняется разорением Генуи и Ливорно.
Лиценции помогли из портовых городов главным образом Дюнкирхену, который и до лиценций, к слову сказать, благодаря контрабандной торговле не так страдал, как другие порты. Приморские города, восставая против отдельных злоупотреблений лиценциями, приписывали им в принципе очень большое значение. Когда в июле 1811 г. ощущалось падение английских ценностей (дошедшее до уменьшения ценности бумажных денег на 24%), то Дюнкирхенская торговая палата приписывала это отрадное для Наполеона явление как «общим мерам, исключающим из континента предметы великобританской торговли», так в частности лиценциям, выдаваемым французским правительством, а также развивающемуся при полном содействии правительства контрабандному сбыту французских товаров в Англию[30].
Но и лиценции не могли поднять павший дух торгового населения Бордо, Нанта, Марселя, Гавра. Только конец войны с Англией в 1814 г. открыл перед ними светлые горизонты.
Глава XXX КРИЗИС 1810–1811 гг
1. Кризисы 1806–1807 гг. 1808 г. Жалобы торгового мира в 1809 г. Начало кризиса 1810–1811 гг. Доклад торгового совета от 2 ноября 1810 г. Гнев Наполеона по поводу этого доклада. Причины кризиса 1810–1811 гг. Бедственное состояние промышленности весной 1811 г. Субсидии правительства. Положение предприятий Ришар-Ленуара. Бедствия в промышленных департаментах. Ослабление кризиса. 2. Анкета о кризисе и влиянии континентальной блокады в департаментах
1
В главах, посвященных состоянию отдельных частей промышленности, мы видели, что текстильная промышленность при Наполеоне, особенно с 1806 г., страдала ощутительнее от недостатка сырья, нежели от недостатка сбыта, за исключением шелковой промышленности, которая, как и производство всех предметов роскоши, ощущала в эту эпоху войн и всеевропейского обеднения именно недостаток сбыта.
С ноября 1810 г. до мая (приблизительно) 1811 г. вся Франция пережила, однако, длительный и очень жестокий кризис, который нужно признать прежде всего кризисом рынка, кризисом сбыта. Тут сыграло свою роль и вздорожание товара, обусловленное неслыханным вздорожанием сырья после трианонского тарифа и вовсе не сопровождавшееся соответственным повышением в оплате наемного труда; тут влияло и денежное истощение среднеевропейского рынка, обусловленное длительными и страшными войнами последних лет и, в частности, губительным действием континентальной блокады на Голландию и ганзейские города; тут подоспел и русский указ от 19 декабря 1810 г., прекративший сбыт французских шелковых материй на русском рынке; были и другие причины, о которых откровенно заявил Лаффит министру полиции герцогу Ровиго (именно в 1811 г. спросившему его о причинах кризиса): общая вечная тревога, неуверенность в завтрашнем дне, недостаток кредита, вызывавшийся этим настроением, и т. д. В эту бедственную осень и зиму 1811/1812 г. как будто внезапная судорога прошла по гигантскому телу наполеоновской Империи, и это случилось именно тогда, когда держава находилась в зените славы и политического могущества.
Кризису 1810–1811 гг. предшествовали уже с 1807 г. некоторые моменты, когда правительство должно было приходить на помощь бедствовавшим предприятиям.
27 марта 1807 г. Наполеон издал (в императорской главной квартире в Остероде) декрет о вспомоществовании мануфактурам. Этим декретом было отпущено 6 миллионов франков для выдачи займов промышленникам, находящимся «вследствие обстоятельств и недостатка сбыта» в затруднительном положении. Залогом при этих займах должны были служить товары в таком количестве, чтобы их ценность была на ⅓ больше выдаваемой суммы. Расходы по ссуде для должника не должны были превышать 2% годовых, и выдавались эти ссуды на один год. Только от префектов должно было зависеть заключение — благоприятное или неблагоприятное — о каждой отдельной просьбе ссуды, решал же вопрос окончательно министр внутренних дел[1]. Фабрикантам было поставлено при этом условие: содержать то же количество рабочих, что и до получения ссуды, в течение всего срока ее[2]. Из шести ассигнованных миллионов было в общем фактически выдано в ссуду 1 175 925 франков 25 фабрикантам для поддержания бедствующих промышленных предприятий. И какой бы из сохранившихся списков этих manufactures en souffrance мы ни взяли, в графе couses de l’état de souffrance неизбежно находим: «La guerre avec l’Angleterre», «la guerre maritime», «défaut d’exportation à l’étranger», «l’effet des circonstances politiques» и т. д.[3] По этим спискам, впрочем, нельзя составить себе сколько-нибудь точного понятия о действительных размерах переживавшегося торгово-промышленного застоя, так как правительство помогало только большим заведениям, а не «маленьким разбросанным мастерским», которые, однако, были в эту эпоху еще преобладающей формой промышленной организации[4].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения. Том 3"
Книги похожие на "Сочинения. Том 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Тарле - Сочинения. Том 3"
Отзывы читателей о книге "Сочинения. Том 3", комментарии и мнения людей о произведении.