» » » » Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать


Авторские права

Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать

Здесь можно скачать бесплатно "Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Питер, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать
Рейтинг:
Название:
Искусство помнить и забывать
Издательство:
Питер
Год:
1994
ISBN:
5-7190-0031-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искусство помнить и забывать"

Описание и краткое содержание "Искусство помнить и забывать" читать бесплатно онлайн.



Вы страдаете от забывчивости? Вы помните события 20-летней давности лучше, чем то, что вы съели на завтрак? Вы забываете, где и когда вам назначили встречу? Забываете адреса и номера телефонов?

Если да, то знайте, что точно так же дела обстоят у большинства из нас. Но не стоит унывать. Известный американский психолог Даниэль Лапп в рамках специальной программы Стэнфордского университета разработала курс улучшения памяти. В 1993 году в России вышла первая книга Д. Лапп «Улучшаем память в любом возрасте», которая сразу стала бестселлером. В новой работе автор продолжает разговор о возможностях нашей памяти, в остроумной и занимательной форме показывает, шаг за шагом, как запомнить то, что мы хотим запомнить (имена, слова, числа, лица, звуки, цвета, сны), и как забыть то, о чем вспоминать не хочется.






Долговременная память, согласно определению, должна оставлять более или менее долговременные следы в сознании: на минуты, дни или годы. Поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном. Существует только два вида записи следов в памяти: с высокой и низкой степенью обработки информации.

«Скользящая» память — самая короткая из всех типов долговременной памяти — характеризуется низкой степенью обработки информации. Такого рода память развита у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточивать внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывать о ней, переключая внимание на следующую.

Если информация предназначена для использования в ближайшем будущем (вы готовитесь к экзаменам, идете на презентацию, запоминаете некий адрес или напоминаете себе о необходимости зайти по дороге домой в булочную), постоянное мысленное повторение помогает удержать ее в памяти. Но подобное механическое повторение помогает лишь на краткий срок и не гарантирует длительного хранения информации в памяти: вот почему зубрежку перед экзаменами следует признать малоэффективным способом усвоения материала. Для закрепления следа в памяти на длительное время требуется более высокая степень обработки материала: необходимо, например, определить для себя значение воспринимаемой информации и дать себе время обдумать ее, обобщить и проанализировать. Долговременная память основана на наблюдении, анализе и составлении суждения. Ее деятельность обозначается термином «процесс проработки».

Любое суждение включает в себя впечатления и эмоции. Если я неожиданно попрошу вас вспомнить ваших школьных или университетских преподавателей, вы с удивлением обнаружите, что помните лишь нескольких: по пальцам одной руки пересчитать можно. Преподаватели, которых вы помните спустя много лет, — это те, которых вы любили, боялись или ненавидели.

Следы в памяти формируются по-разному: каждый элемент информации фильтруется и записывается по-своему. Сильные эмоции действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти самые неизгладимые следы. Человек может повысить качество записи материала в памяти, сосредоточиваясь на своих эмоциях, развивая наблюдательность и делая комментарии (обращенные к себе самому или к другим) по поводу данного эмоционального или интеллектуального контекста. В свете вышесказанного становится ясным, почему какие-то детали прошлого люди помнят лучше других. Например, я очень хорошо помню школьную учительницу математики — отчасти потому, что мы постоянно срывали ей уроки, отчасти из-за ее комичного внешнего вида: это была маленькая толстая женщина неопределенного возраста с большой рейсшиной в руках, в черной шляпе с обвисшими полями и в безобразно стоптанных башмаках. Я легко могу воссоздать в воображении образ этой учительницы, хотя имени ее не помню — каковое обстоятельство доказывает превосходство зрительной памяти над остальными. Человек может облегчить процесс извлечения информации, научившись помещать в памяти некие подсказки с использованием разного рода файлов и регистров. Например, когда я открываю файл «комичное», на моем мысленном экране мгновенно появляются образы других учителей и другие эпизоды моей жизни. Бывает очень интересно следовать по цепи возникающих ассоциаций как можно дальше.

3. В какой части мозга находится память!

С тех пор, как в девятнадцатом веке в процессе своих исследований Брока сформулировал теорию функциональной локализации, всеми признается, что структуры, ответственные за память, размещаются в разных участках головного мозга — в зависимости от того, на каких реакциях организма (чувственных или эмоциональных) она основана. С точки зрения анатомии, за память отвечает кора Головного мозга, разделенная на различные зоны в соответствии с различными способами чувственного восприятия и различными моторными функциями организма, лимбическая система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе, в височной доле каждого из полушарий. Если эта область повреждена на одной стороне мозга, процессы запоминания еще могут протекать, хотя и с некоторыми нарушениями. Но при двустороннем повреждении способность сознания к записи и хранению информации пропадает. Это происходит в результате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических веществ, как, например, в случае таких поражающих мозг заболеваний, как болезнь Альцгеймера.

4. Существует ли химия мозга!

Конечно! Работа памяти определяется деятельностью нервных клеток, или нейронов, связанных в мозге между собой. Сигналы от одного нейрона к другому передают особые вещества (называемые нейромедиаторами) — например, ацетилхолин, который в большом количестве содержится в гиппокампе. Нехватка ацетилхолина в мозге равнозначна нехватке бензина в машине. В этом случае пропадает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основанная на чувственных реакциях организма.

Замедление метаболических процессов головного мозга, сопутствующее старению, — это хорошо известный и важный нейрохимический феномен. Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолина в мозге. При гармонично протекающем старении количество синтезируемого ацетилхолина уменьшается, но является достаточным для нормальной мыслительной деятельности. Одним из возможных последствий недостатка ацетилхолина и других нейромедиаторов может явиться торможение мыслительных процессов, наносящее ущерб памяти: у человека наблюдается несколько замедленная реакция на внешние сигналы как во время наблюдения и записи информации в мозг, так и во время извлечения ее из памяти. Для того, чтобы по мере старения не терять способности к нормальной жизнедеятельности, представляется разумным всегда сохранять спокойствие: речь идет всего лишь о нескольких секундах задержки, а начав нервничать, вы только ухудшите свое положение.

Чтобы компенсировать снижение умственной активности, вы должны обучиться новым стратегиям мышления, облегчающим и ускоряющим извлечение информации из памяти — таким образом вы обеспечите нормальную работу последней до самой старости (при условии хорошего состояния вашего здоровья).

5. Как изменяется память с течением времени!

Поскольку память является не только функцией организма, но и своего рода талантом, она способна развиваться, что становится совершенно ясным при оценке ее деятельности с детства до старости. Как мы уже знаем, память включает в себя чувства, эмоции, интеллект, личность, все внутреннее «я» человека, для развития которого требуется целая жизнь! Маленький ребенок познает мир через органы чувств и медленно интегрирует такие познавательные функции, как речь и воображение, которые развиваются параллельно. Для лучшего запоминания ему необходимо структурировать память и установить связи воспринимаемой информации с реальной жизнью.

Узнавание — это тип памяти, появляющийся у человека в первую очередь. На этой стадии развития ребенок пассивен и просто идентифицирует идущие извне стимулы. По мере развития речевой функции возникают дескриптивные способности, но они активизируются только в процессе взаимодействия во время игры или обучения. Спонтанные стратегии для извлечения информации из памяти (то есть способность к активному вмешательству в работу памяти) появляются позднее, в возрасте 9—10 лет.

Подростковый период наиболее важен для формирования стратегий обучения. В этом возрасте способности к запоминанию и познавательные способности достигают максимума. У взрослого память лучше, поскольку, развив свои познавательные способности до максимума, они разрабатывают и совершенствуют различные методики запоминания в соответствии с требованиями, продиктованными средой существования: количество вещей, которые необходимо помнить человеку для нормальной деятельности, в повседневной жизни чрезвычайно велико. Пока в некоей информации существует потребность, мы находим способ (или метод) удержания ее в памяти. Постигая более совершенные по сравнению с обычными стратегии запоминания, мы можем повысить эффективность работы нашей памяти в любом возрасте. Фактически чем старше мы становимся, тем более нуждаемся в новых стратегиях мышления, способных скомпенсировать угасание определенных функций мозга.

Действительно, с возрастом память слегка слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у всех пожилых людей, как неодинакова она у детей. Наиболее однородными в этом отношении являются люди среднего возраста. Однако интересный опыт, проведенный с детьми-шахматистами и не играющими в шахматы взрослыми, показал, что дети запоминают позиции фигур на доске лучше взрослых, поскольку эти позиции знакомы им и исполнены для них смысла. Таким образом, принцип смысловой оценки и практического применения информации имеет решающее значение для памяти в любом возрасте и в любом контексте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искусство помнить и забывать"

Книги похожие на "Искусство помнить и забывать" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Даниэль Лапп

Даниэль Лапп - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать"

Отзывы читателей о книге "Искусство помнить и забывать", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.