» » » » Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать


Авторские права

Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать

Здесь можно скачать бесплатно "Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Питер, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать
Рейтинг:
Название:
Искусство помнить и забывать
Издательство:
Питер
Год:
1994
ISBN:
5-7190-0031-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искусство помнить и забывать"

Описание и краткое содержание "Искусство помнить и забывать" читать бесплатно онлайн.



Вы страдаете от забывчивости? Вы помните события 20-летней давности лучше, чем то, что вы съели на завтрак? Вы забываете, где и когда вам назначили встречу? Забываете адреса и номера телефонов?

Если да, то знайте, что точно так же дела обстоят у большинства из нас. Но не стоит унывать. Известный американский психолог Даниэль Лапп в рамках специальной программы Стэнфордского университета разработала курс улучшения памяти. В 1993 году в России вышла первая книга Д. Лапп «Улучшаем память в любом возрасте», которая сразу стала бестселлером. В новой работе автор продолжает разговор о возможностях нашей памяти, в остроумной и занимательной форме показывает, шаг за шагом, как запомнить то, что мы хотим запомнить (имена, слова, числа, лица, звуки, цвета, сны), и как забыть то, о чем вспоминать не хочется.






Действительно, с возрастом память слегка слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у всех пожилых людей, как неодинакова она у детей. Наиболее однородными в этом отношении являются люди среднего возраста. Однако интересный опыт, проведенный с детьми-шахматистами и не играющими в шахматы взрослыми, показал, что дети запоминают позиции фигур на доске лучше взрослых, поскольку эти позиции знакомы им и исполнены для них смысла. Таким образом, принцип смысловой оценки и практического применения информации имеет решающее значение для памяти в любом возрасте и в любом контексте.

Дети и пожилые люди испытывают много одинаковых трудностей, которые объясняют причины недостаточно эффективной деятельности памяти:

— более короткий, по сравнению с обычным, период концентрации внимания;

— неспособность к анализу информации;

— неспособность к спонтанной организации мыслительного процесса;

— пассивность — неспособность помогать памяти мнемоническими приемами;

— затруднения при формировании мысленных образов;

— затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить;

— неумение точно оценить для себя значение воспринимаемой информации.


Главное различие между детьми и стариками заключается в том, что дети лучше помнят недавние события, а старики — события, более удаленные по времени (поскольку новые впечатления они обрабатывают недостаточно эффективно). Но, если подумать, между теми и другими все же существует определенное сходство: по разным причинам — недоразвитость познавательных способностей или их деградация — они плохо фиксируют информацию в памяти.

Таким образом, от начала жизни до конца память совершает законченный круг развития. Давайте же использовать ее с максимальной пользой в любом возрасте, научившись применять на практике разнообразные стратегии мышления.

6. Как развивается память у детей!

Несмотря на то, что мы не всегда записываем информацию сознательно, процессы мышления — спонтанные или нет — происходят всякий раз, когда мы запоминаем что-либо. Вначале маленький ребенок пассивен и познает мир через органы чувств, реагируя на внешние сигналы, которые он начинает идентифицировать с объектами и людьми примерно в возрасте трех месяцев. Новорожденный младенец улыбается всем без исключения. Только в возрасте шести месяцев он начинает отличать своих родителей от посторонних людей и плакать при виде незнакомых лиц. Приблизительно к году ребенок произносит первое слово и в последующие месяцы демонстрирует медленное развитие речевой функции. К двум годам его словарный запас состоит минимум из тридцати семи слов. (Впрочем, в зависимости от индивидуальных различий количество слов в словаре может колебаться от 6 до 126). Интересно, что способность к созданию мысленных образов начинает развиваться только по мере овладения языком. Совершенно ясно, что умение формировать зрительные образы связано со знанием окружающего мира. Маленький ребенок должен вначале познать реальную действительность, чтобы впоследствии получить возможность восстанавливать ее в виде мысленных картин.

Память узнавания — пассивный вид памяти — предшествует процессу активного восприятия, который предполагает сознательное участие человека. Дошкольник, как и младенец, не использует спонтанные стратегии для извлечения информации, а просто устанавливает прочные связи между прошлым, настоящим и будущим. Мало кто из шестилетних детей производит специфические мыслительные операции для запоминания, в то время как девятилетние делают это без труда. К этому возрасту ребенок уже понимает, что определенными действиями можно стимулировать работу памяти (например, положив коньки рядом с портфелем). Но систематически использовать подобные стратегии мышления ребенок начинает только в подростковом возрасте: его познавательные способности уже вполне развились к этому времени и он может задействовать их все. Обладают ли дети ограниченными способностями к обработке воспринимаемого материала или просто не умеют применять их на практике — это вопрос теоретический. Фактически же только старшие дети начинают использовать различные подсказки в качестве отправной точки для работы памяти. Таким образом они начинают активно включаться в процесс записи и извлечения информации и овладевают различными приемами стимуляции памяти, недоступными детям младшего возраста.

Все эти опыты получены в результате продолжительных исследований. Эмпирически доказано, что дети могут эффективно организовывать и использовать стратегии мышления и в более раннем возрасте — но только при выполнении специфических операций, необходимых для их взаимодействия с окружающей средой. Это обстоятельство указывает на возможность обучать детей стратегиям мышления в любых условиях. Родители и учителя могут стимулировать работу памяти у ребенка любого возраста. Это можно делать и в школе, и дома, обучая ребенка различным стратегиям мышления и побуждая его регулярно применять их на практике. Исследования показали, что школьные занятия помогают усвоению новых способов запоминания, поскольку постоянно требуют от детей усилий памяти.

Большинство научных изысканий доказывает, что тренировка памяти обуславливает рост всех остальных способностей ребенка. Действительно, маленький человек проходит через определенные стадии развития, но оно может совершаться быстрей или медленней в зависимости от индивидуальных качеств субъекта и условий его существования. По мере взросления ребенок использует постепенно накапливаемые знания для установления сложных и многозначных связей воспринимаемой информации с реальной действительностью и, как следствие, лучше запоминает ее.

7. Каковы основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте!

В основном проблемы с памятью объясняются причинами психологического характера (за исключением патологических случаев, о которых мы поговорим позже). У молодых — и не очень молодых — людей провалы в памяти случаются в крайне специфических ситуациях, когда сильное волнение мешает концентрации внимания (боязнь сцены, экзамены, публичное выступление, нервное истощение, сильный стресс, личные проблемы). Дети из неблагополучных семей часто испытывают трудности в школе из-за неспособности сосредоточиться. Люди, страдающие от стресса или переутомления, жалуются, что забывают многие вещи. То же самое относится и к людям, ушедшим на пенсию, которые, замечая нарушения памяти, впадают в отчаяние, поскольку не понимают, что с этим можно бороться.

Беспокойство и депрессия — это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком завладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных состояниях человек перестает замечать внешний мир: вместо этого он замыкается в мире собственных переживаний и таким образом теряет способность записывать информацию с той эффективностью, с какой мог это делать, когда его сознание было открыто для восприятия впечатлений. В этом случае ум человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места для других мыслей, которые стимулировали бы работу памяти. Для того, чтобы помнить, вы не должны терять способности к мыслительной деятельности или, во всяком случае, к чувственному постижению, которое приводит в действие механизм спонтанной памяти. Однако люди, находящиеся в подавленном состоянии, замечают и вспоминают только неприятные вещи, созвучные их настроению. Это естественно, поскольку память работает на ассоциациях. В сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах. Подобное болезненное состояние усугубляется навязчивыми мыслями, вроде: «Я непременно должен вспомнить название этого цветка на окне!» Нервное напряжение окончательно блокирует память, и человек начинает заниматься самобичеванием.

Этот порочный круг можно разорвать, только переключив внимание на какой-нибудь другой предмет или расслабившись. Если вы разволновались не на шутку, скажите себе: «Я хочу вспомнить это. Значит, мне следует успокоиться и сосредоточиться еще раз как следует». Люди перестают испытывать чувство вины, когда знают, что волнение тормозит функцию памяти. Лучше же всего воспользоваться предложенными ниже простыми дыхательными упражнениями: они помогут вам вернуть самообладание в течение нескольких секунд:

— представьте себе, что вы лежите на берегу моря теплым летним утром и наблюдаете за движением волн. Вообразите себе запах морской воды и свежее дуновение бриза. Реконструкция чувственных впечатлений поможет вам расслабиться;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искусство помнить и забывать"

Книги похожие на "Искусство помнить и забывать" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Даниэль Лапп

Даниэль Лапп - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Даниэль Лапп - Искусство помнить и забывать"

Отзывы читателей о книге "Искусство помнить и забывать", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.