» » » » К. Керам - Боги, гробницы и ученые


Авторские права

К. Керам - Боги, гробницы и ученые

Здесь можно скачать бесплатно "К. Керам - Боги, гробницы и ученые" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Республика, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
К. Керам - Боги, гробницы и ученые
Рейтинг:
Название:
Боги, гробницы и ученые
Автор:
Издательство:
Республика
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Боги, гробницы и ученые"

Описание и краткое содержание "Боги, гробницы и ученые" читать бесплатно онлайн.



Книга немецкого писателя К.В. Керама (1915-1973) «Боги, гробницы, ученые» завоевала мировую известность, переведена на 26 языков. Основанная исключительно на фактах, она читается как захватывающий роман. Книга рассказывает о тайнах давно прошедших веков, об удивительных приключениях, роковых неудачах и заслуженных победах людей, совершивших в XIX-XX веках величайшие археологические открытия. Это путешествие сквозь тысячелетия знакомит и с существованием иных, более древних, чем египетская и греческая, цивилизаций. Книга адресована широкому кругу читателей — и взрослым, и подросткам.






103

Точка зрения наших ученых на этот период истории майя изложена во вступительной статье Ю. В. Кнорозова к русскому изданию книги Диэго де Ланды.

104

Гипотеза С. Г. Морли о наличии у майя Древнего и Нового «царств» и о переселении этого народа с юга на север — на полуостров Юкатан — в настоящее время большинством исследователей не разделяется.

105

Высказывание К. Керама о том, что в 610 г. н. э. в один день и час все майя внезапно покинули свои города и ушли на север, где основали «Новое царство», не соответствует действительности. В 1 тыс. н. э. города-государства майя развивались и на юге, и на севере более или менее параллельно. Они пришли в упадок и погибли в VIII-X вв. н. э., а не все одновременно.

106

Автор не прав, отвергая «за отсутствием доказательств» гипотезу об иноземном вторжении для объяснения причин гибели городов майя классического периода.

107

Менче — устаревшее название города Йашчиляна в Мексике.

108

Рассуждения автора о том, что государство майя (скорее следует говорить о нескольких городах-государствах майя, типа древних шумерских городов-государств) «развивалось в… противоречащем логике и всему опыту истории направлении», не основываются на каких-либо достоверных фактах. Древнейшая история майя известна нам еще очень плохо, но те данные, которые имеются в распоряжении исследователей, не подтверждают выводы Керама, а наоборот, противоречат им.

109

Противоречия в древнем обществе майя были те же, что и в любом раннеклассовом обществе (раннединастический Египет, Шумер и т. д.). Никаких данных, позволяющих говорить, что «общественный строй майя знал большие противоречия, чем любой другой из известных нам общественных строев», не имеется.

110

Конечно, в обществе майя, как и в любом другом раннеклассовом обществе, буржуазии не было и быть не могло.

111

В действительности у нас нет сведений о том, каким образом делился урожай у древних майя. Приводимые нормы являются домыслом автора.

112

Отсутствие плута у майя можно объяснить: во-первых, особенностями их земледельческой техники, которые обусловливаются в значительной степени климатом страны (вплоть до настоящего времени на Юкатане и в Гватемале землю не пашут, так как разрыхленная таким образом почва очень сильно размывалась бы тропическими ливнями), и во-вторых, тем. что у древних майя не было крупных домашних животных, а следовательно, и тягловой силы.

113

В последние несколько лет взгляды исследователей на общий характер земледелия древних майя претерпел значительные изменения. Подробнее см. об этом: В. И. Гуляев «Земледелие древних майя». «Природа», № 9, 1982.

114

«Сенотом» (испанизированная форма слова dzonot на языке майя) называется естественное подземное водохранилище карстового происхождения и с провалившимся верхним сводом. В результате этого провала образуется большой глубокий колодец.

115

К. Керам ошибочно приписывает Ланде слова о том, что в сенот Чичен-Ицы бросали красивых девушек. Испанский епископ писал в своей книге лишь о том, что в годы засухи майя бросали в колодец различные ценные вещи и живых людей. Легенда о девицах-невестах бога воды и дождя — Чака — появилась позднее, в XVII-XIX веках.

116

Анализ костей 42 человеческих скелетов, извлеченных из «колодца жертв» Э. Томпсоном, был произведен в 1940 г. антропологом Э. Хутоном (США). Выяснилось, что 13 черепов принадлежало взрослым мужчинам, 8 — женщинам в возрасте 18-54 лет и 21 — детям.

117

Ипгглилшочитл был не ацтекским вождем, а акольхуа, правителем царства Тескоко на северо-востоке долины Мехико.

118

Автор ошибочно помещает пирамиды Солнца и Луны в Тулу-Толлан (которая находится, как известно, в штате Идальго, Мексика), тогда как они расположены в Теотихуакане (долина Мехико).

119

По последним данным, Теотихуакан в пору своего расцвета занимал площадь до 22 кв. км.

120

Сооружение больших пирамид началось в Мексике не в IV в. н. э. и строителями их были не тольтеки. Пирамиды Солнца и Луны в Теотихуакане были возведены предками индейцев нахуа около рубежа н. э. Древнейшая каменная пирамида Мексики — это круглая каменная в плане пирамида в Куикуилько (ныне находится в черте г. Мехико), относящаяся к 1 тыс. до н. э.

121

Никаких убедительных доказательств того, что древние цивилизации Америки развивались в связи с какой-либо цивилизацией Старого Света, пока нет. С другой стороны, имеющиеся археологические данные убедительно свидетельствуют о непрерывном автохтонном развитии индейских культур от верхнего палеолита до сложения раннеклассовых государств. См.: P. S. MacNeish «Еl origen de la civilizacion mesoamericana visto desde Tehuacan». Mexico, 1964.

Что касается легенды о возвращении «белого бога» — Кецалькоатля, то вокруг нее накопилось сейчас столько всевозможных домыслов, догадок и гипотез, что разобраться во всем этом отнюдь не легко. В настоящее время можно считать твердо установленным, что в доколумбовой Мексике у индейцев нахуа существовало представление по меньшей мере о двух Кецалькоатлях. Один из них — Се Акатль Топильцин-Кецалькоатль, — видимо, лицо историческое: так звали одного из тольтекских правителей Толлана, жившего в X в. н. э. согласно преданию, после ожесточенной борьбы за власть из противоборствующей группировки знати и жрецов Топильцин потерпел поражение и вынужден был бежать со своими приверженцами на юго-восток, к побережью Мексиканского залива. С именем Топильцина-Кецалькоатля связывают начало тольтекского вторжения в области майя (Юкатан, горная Гватемала) в X в. н. э.

Второй Кецалькоатль — сложное синкретическое божество индейцев кахуа — бог воздуха и ветра, изобретатель письменности, покровитель знаний, т. е. божество, наделенное чертами культурного героя. Именно этому божеству многие средневековые и современные авторы приписывают пророчество о возвращении и европоидный облик. Однако ни в одном из древних индейских документов, ни в одном рисуночном кодексе доколумбовых времен нет упоминания о том, что Кецалькоатль вернулся в Мексику с востока и вновь получил свою власть. Нигде, кроме позднейших (XVI-XVII вв.) писаний испанских хронистов и монахов, нет данных о том, что этот бог имел светлые волосы, белую кожу и необычайно высокий рост.

«Монахи, — писал известный американский археолог Дж. К. Вайян, — решили использовать этот миф (миф о Кецалькоатле. — В. Г.) как доказательство того, что апостол Фома посетил в свое время Мексику и обратил в христианство жителей, затем вновь вернувшихся к язычеству. Стремясь оправдать завоевание, монахи придавали огромное значение мифу о белокуром боге, обещавшем при прощапии со своим народом вернуться к нему с востока по морю. Однако Кецалькоатль долины Мехико никогда не был белокурым. Его обычно изображали с черной бородой и раскрашеппым лицом, если только он не был представлен в обличье бога ветров — в маске в виде утиного клюва».

Таким образом, не подлежит сомнению, что в первые же годы после конкисты испанские монахи взяли на вооружение некоторые индейские мифы и предания о Кецалькоатле и, искусно «подправив» их, использовали в корыстных целях для оправдания испанского завоевания и для облегчения христианизации индейцев ссылками на их же религию.

122

Подробнее об этом см.: сборник «Забытые системы письма». М.: Наука. 1982.

123

* Стеатит — минерал, разновидность талька.

124

* При составлении комментариев использованы материалы К. С. Горбуновой (Книга статуй), Р. И. Рубинштейн (Книга пирамид), Г. X. Саркисян (Книга башен), Р. В. Кинжаловой (Книга ступеней).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Боги, гробницы и ученые"

Книги похожие на "Боги, гробницы и ученые" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Керам

К. Керам - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Керам - Боги, гробницы и ученые"

Отзывы читателей о книге "Боги, гробницы и ученые", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.