» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 7. Святки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.






Карпато-россы совершают накануне Р. X. Крачун, который у них есть покровитель домашних животных и птиц. Крачун происходит от крачу, выдергиваю шерсть из животных.

Домашние животные у карпато-россов начинают линять с Р. X. как в России, с поворота солнца на лето, и это г. линянье известно под именем искраканья. Если великим ростом в искраканных животных появляется новая шерсть, то это признак, что скоту занемочь, хозяину обеднеть, и думают, что всему виной Крачун, который, истребляя животных, карает вольнодумных и негостеприимных хозяев. Летом насылает он на стада медведей и волков. Для защиты от бедствий хозяева дают пир Крачуну. До вечерней звезды ^ничего не едят; целый день приготовляют постные и даже безрыбные кушанья, до двадцати блюд, и разливают по Пружкам разные напитки для вечернего стола.

Из хлебных яств занимает главное место огромной величины белый хлеб с коркою, называемый Крачунный или Крачун. Его сажают в печь около третьего часу и обставляют вокруг калачами, подкалачами, калачиками и подкалачиками. Когда начинает смеркаться, тогда приступают к принятию Крачуна. От порога сеней до главного стола, покрытого полотном, устилают дорогу чистой соломою. На стол ставят большую миску, наполненную домашними овощами и хлебным зерном; после выносят приготовленные кушанья, убирают ими стол, а в середине их ставится большой Крачун, окруженный мелкими Крачунами. С появления звезды возвещают шествие Крачуна. Если же за непогодой не видно звезды, то объявляют шествие Крачуна, когда довольно смеркнется. Двое почтительно выносят большой овсяный или ячменный сноп и ставят его в угол избы; прочие встречают его осыпкою зерновым хлебом из миски. Все присутствующие садятся во время шествия Крачуна за один стол, не исключая работников, хотя бы это происходило в доме господ; едят без чинов и оканчивают пир шумной попойкою, которая заключается пистолетными выстрелами в окошко, но честь стрелять предоставляется преимущественно домохозяину. Женский пол начинает потом гадать, а мальчики поют.

Около дячища
Было лозище.
Рочкенде,
Рочкенде, кенде,
Рочке — куренде.
Рочкекуренде,
Пременде.
На ту лозище
Взлезла козище.
Рочкенде,
Рочкенде, кенде,
Рочке — куренде.
Рочкекуренде,
Пременде.
Под ту лозище
Пришов волчище.
Рочкенде,
Рочкенде, кенде,
Рочке — куренде.
Рочкекуренде,
Пременде.
Его ушища
Як руковища.
Рочкенде,
Рочкенде, кенде,
Рочке — куренде.
Рочкекуренде,
Пременде.
Его хвостище
Як помелище.
Рочкенде,
Рочкенде, кенде,
Рочке — куренде. —
Рочкекуренде,
Пременде. Е
го зубища
Як граблища.
Рочкенде,
Рочкенде, кенде,
Рочке — куренде.
Рочкекуренде,
Пременде.

Песнь оканчивается изгнанием волка в горы, а коза спасается.

ПОЛАЖАЙНИК В ГЕРЦЕГОВИНЕ

Накануне Р. X. привозят в Герцеговине бадняк (чурбан) шестью быками; везут его в дом через особо устроенные ворота. Для избежания неприятных предзнаменований приглашают в дом гостя за несколько дней до праздника, а иные имеют постоянного своего гостя, который называется полажайником. Он посещает на Р. X. домохозяев, которые по его действиям толкуют о счастии и несчастии на целый год. Полажайник, поздравляя с Р. X., посыпает избу зерновым хлебом и говорит: «Христос се роди». Ему отвечают: «Ва истину се роди» и осыпают его взаимно зерновым хлебом. Потом он берет кочергу, разбивает головни догорающего бадняка, чтобы летели от них искры. При всяком ударе приговаривает: «Оволико говеда, оволико коня, оволико коза, оволико овца, оволико кармака, оволико кошница, оволико сретья и напредки» (столько рогатого скота, столько лошадей, столько коз, столько овец, столько кабанов, столько ульев, столько счастия и успеха). Наконец, разгребает золу и бросает туда несколько денег; из присутствующих бросают также кто сколько может. Иные вешают на своих воротах повесмо (связку льна). Полажайника сажают, накидывают ему на плеча покрывало, чтобы у коров были густые сливки и молоко, и потчуют его водкою и завтраком. Позавтракав, он уходит домой, но после обеда опять возвращается сюда. Тогда угощают его до глубокой ночи. Когда уходит домой, тогда одаривают его платком, чулками или исподним платьем и калачом [11].

БАДНИЙ ДАНЬ У ЧЕРНОГОРЦЕВ

Канун Рождества Христова у черногорцев называется бадний дань и совершается почти так же, как полажайник. После солнечного захождения привозят из леса в каждый дом чурбан, называемый бадняк, украшенный венками. Его кладут на очаг, льют на огонь масло и вино, бросают потом горсть соли и муки. Когда загорится бадняк, зажигают от него свечи и лампаду перед иконами, а главарь читает молитву о благосостоянии семейства и всех христиан. После он берет кубок, отведывает вино и передает старшему; тот другому и так далее, пока кубок не обойдет всех. Затем мужчины выходят на ближние горы и при восклицаниях: «Христос се роди!» стреляют из орудий.

Потом идут домой, садятся за стол, застланный соломою, на коем лежат три хлеба, один на другом, а вверху воткнута лавровая ветвь с апельсином или яблоком; перед каждым из мужчин лежит из хлеба лук со стрелою.

Первый посетитель в первый день Рождества Христова служит предметом особых истолкований: если приходит прежде всех любимый человек, то он приносит в дом счастие и благословение; если недобрый, то за ним неминуемое горе. Такие посетители называются полазники и полажайники. Полажайник сеет по избе зерновым хлебом и говорит: «Христос се роди». Хозяин осыпает его самого зернами и говорит: «Во истине роди». Затем следуют взаимные поздравления и желания. После полажайник подходит к очагу, в коем горит бадняк, ударяет по нему кочергою. За каждым ударом, когда сыплются искры, приговаривает: «Оволико говеда, оволико коза, оволико овца, оволико кармака, оволико кошница, оволико сретья и напредки». Далее разгребает жар и бросает туда несколько мелких денег, а кто тароватее, тот червонец. В некоторых местах полажайники вешают повесмо. Как он сядет за стол, ему вешают на плечи ковер, чтобы у коров были густые сливки. После завтрака полажайник уходит, но пополудни опять приходит и получает в подарок платки, чулки, рубашки и непременно калач. Но если к бедному приходит богатый с поздравлением, то он приносит ему пищу и подарки. Перед кушаньем все молятся, держа в руках зажженные свечи. По совершении молитвы все целуются, не исключая женщин, приговаривая: «Мир Божий! Христос се роди, во истину роди. Покланяймо се Христу и Христову рожанству». Целование у них при семь обряде означает примирение и забвение всех обид. В продолжении восьми дней не убирают со стола и не метут комнат… [12]

КОЛЯДА В ЧЕРНОЙ И ЧЕРВОННОЙ РОССИИ

На другой день Рождества Христова ходят вечером в Черной и Червонной России под окнами домов и колядуют; домашняя прислуга колядует перед дверьми своих господ. Иногда крестьяне являются на господском дворе с кукольной комедией и вертепом. Некоторые поют колядские вирши по-польски; другие на своем природном, чернорусском языке. Червонорусы поступают почти так же и колядуют на своем языке. Вот дошедшие до нас их песни:

Из-за горы, из-за каменной, святый вечер!
Да воттоль выступа велике вийско,
А по переду пан иде,
Пан иде, коника веде,
Хвалится конем перед королем,
Да нема у короля такого коня,
Як у нашего пана.
Хвалится стрилою
Перед дружиною,
Да нема у дружины
Такой стрилы,
Як у нашего пана.
Хвалится луком
Перед гайдуком:
Да нема у гайдука
Такого лука,
Як у нашего пана.
Да бувай же здоров, пане!
Да не сам собою,
С отцем, с матерью,
Со всим родом —
Живите с Богом.
Эй, заказано и зарадано, святый вечер!
Всем козаченькам у войско идти,
Пану коригив нести.
А у его ненька,
Вельми старенька,
Выпровожала
И научала:
«Ой, сыне мой, сыну!
Не попережай у перед вийска,
И не оставайся позади вийска.
Держися вийска все середняго,
И козаченька все статечного».
Молодый не послухав нени своей:
У перед вийска конем играе,
А позад вийска мечем махае.
Угляне! се сам царь на кресли.
«Ой, колиб я знав,
Чий то сын гуляв,
То я б за него свою дочку отдав,
Половину царства ему бы отдав».
Ой, рано, рано куры запили, святый вечер!
А еще раньше пан встав,
Лучком забрящав,
Братьев побужав:
Да вставайте, братья, кони сидлайте,
Кони сидлайте, хорты скликайте.
Да пойдем в чисте поле
На прогулянье,
На разгледанье.
Да найдемо, братье, куку в деревне,
Девку в терем.
От-се вам, братья, кука в деревне.
А мини, братья, девка в тереме.
Ой, ясна, красна калина у лузи
А еще краснейша у доме,
По двору ходит.
Як заря сходит,
В синочки вошла;
Як заря зышла,
В светлоньку войшла, — паны встают,
Шапки иснимают, и пытают:
«Чи ты царевна, чи королевна?»—
«Я дочка ротмистрова» [13].

Колядчики вставляют им или звание той девушки, в честь которой поют, а потому последний стих: «Я дочка ротмистрова» прибавлен здесь для полноты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 7. Святки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.