» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 7. Святки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.






По приготовлении кутьи и узвара ставят их на сене под покутом (место под образом), где они стоят до вечерней зари. В богатый вечер или богатую кутью не обедают, но позволяется есть; напротив, в голодную кутью, которая перед Крещением, ничего не позволяется есть в течение всего дня, до вечерней зари. Стол застилают чистым полотном, кладут ложки по числу обедающих. Иные кладут подле ложек по головке чеснока для предохранения себя от нечистой силы. Девушки и женщины стараются нарядиться прежде вечера; если не успеют, то это дурное для них предзнаменование: в первом случае не выйдут за богатых женихов, а во втором не будут любимы своими мужьями.

По наступлении вечера освещают избу и ставят на стол приготовленное для ужина. Хозяин садится на покуте, с правой руки его жена, а дети кругом. Прежде, нежели сядут за стол, молятся Богу и благодарят Его, что дождались святого вечера. Ужин начинают водкою, который продолжается довольно долго; взваром и кутьею пресыщаются до крайней возможности, так, что от них болят долгое время животы.

По окончании ужина мужчины выносят на двор опороженные горшки и разбивают их о землю или, поставив на землю, бьют издали палками, чтобы изгнать из дому всякий недостаток. Другие стреляют из пистолетов в знак провожания богатой кутьи или богатого святого вечера. Такою потехою занимались прежде помещики.

Иные после ужина ходят к родственникам с поздравлением. Поднося старшему в семействе хлеб-соль, с поклоном в пояс говорят: «Прислав батько и маты хлиб с силью; на тоби вечерю (ужин)». Приняв от них, ставят на стол и благодарят: «Спасибо батькови и матери за хлиб, за силь и за вечерю». Принесших сажают за стол и потчуют пивом, медом и водкою. Мальчиков же одаривают пряниками и деньгами.

В первый день Р. X. ходят мальчики со звездою — поздравлять с праздником. Пришедши в чужой дом, они становятся у дверей, кланяются хозяину или пану в пояс и спрашивают позволения на славление Христа, говоря: «Благословите Христа славить». Если отвечают им: «Добре», то они начинают. Это славление сопровождается часто произнесением виршей, сочиненных искусными грамотами, или вместо виршей произносят церковные стихи: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и т. д. Вот некоторые вирши.

Я, маленький хлопчик,
Злиз на стовпчик;
В дудучку играю,
Христа забавляю.
А я, маленький Пахомик,
Родився ви вторник;
В среду рано
Мене в школу отдали:
Книги читать, Христа величать,
А вас з праздником поздравляти.
Будьте здоровы, з праздником,
С Рождеством Христовым.
Горобчик летит,
Хвостиком вертит;
А я его не пиймаю,
Вас з праздником поздравляю.
Будьте здоровы, з праздником,
С Рождеством Христовым.
Ой на речци,
На Иордани
Там Пречиста
Рызы прала,
Свого сынка
Сповывала,
На яныни
Колыхала.
Прилетало
Два Аниолы,
Взяли Христа,
На небеса.
Вси небеса
Растворилися,
Уси святыи Поклонилыся.
Христос родывся —
Тварь, веселися!
Спасение открылось нам.
Бог з чоловиком помырывся,
Прощен наш праотец Адам.
Торжествуйте, лыковствуйте!
Чого вы задумались?
Хиба вы не знаете,
Що Христос родывся?
Дармо що я малый,
Аи в Церкви бував
И обо всим чував.
Оце и вам звищаю
И з праздником Христовым поздравлю.
Як Христос народывся,
Ирод смутився,
Став дуже бояця,
Що не будут иого поважаты.
И маленьких диток
Жыдивским бабам
Велив убываты.
От лютого Ирода
Начали утикаты.
Я вам желаю
Спасения в раю —
И з праздником
Поздравляю.
А пана у Ивана, да на его двори,
Стояло дерево, тонке, высоке,
Тонке, высоке, листом широке.

Из того дерева Церковка рублена,
А в той Церковцы стоит три престола.
На первым престоли Святее Рыздво;
На другим престоли Святаго Василя;
На третьим престоли Иван Креститель.
Святее Рыздво нам радость принесло;
Святыи Василь новый год принись;
Иван Креститель воду перекрестив.
Нова радость стала,
Кая не бувала:
Над вертепом звизда ясна
Сонцю возсияла.
Шли трие Цари
Ко Христу со дары.
Ирод их пригласи.
«Куда идете?» — изпросы.
Отвещаху ему:
«Идем к Рожденному».—
«К Рожденному идите,
И мыни возвистите».
Звизда ж иде чудно,
3 востока на полудень.
Над вертепом сияе,
Царя-Христа являе;
Ангел им вищае,
На путь наставляв.
Иным путем грядите,
Ко Ироду нейдите.
Нова радость стала,
И на небе слава!
Над вертепом звизда ясна
Весь свит осияла.
Де Христос родывся,
От Дивы воплотывся.
Пришли туда от вистока
Цари поклонытця.
И пастушки з ягнятком
Перед тым дытятком
На колинцях упадалы,
Бога восхвалялы.
Христос народывся,
Весь мир возвеселывся,
Писля Адамова гриха.
Родывся ж в Вифлиеми,
В стоили, а не в доми,
От дыковына яка!
Ы янгелы святии
Крылата, чудынии,
Так же то лепьско спивалы,
Що мы родылысь и похрестылысь,
А далеби що так не чувалы!
Пастухи з степу Прыйшли аж до вертепу
Ы по ягняты принесли;
На дудки грали Якои зналы —
Тай знову до стада пошлы.
А трие Цари
Прынеслы дары Хрысту, аж вид вистока.
Тут их поклалы и поздоровляли
По письменьски — з высока.
Будь ласков, Царю, Благословы нас так:
Щоб жыто родыло,
Ы вийны не було, Ы щоб мы пожылы в смаке.
Исько старенький [20]
Був ним раденький;
Гостынцы по прыймав.
Сидайте же у нас,
Мы почастуем вас,
Чым Бог нам дав.
Та як пиднис им
По каганьцо сывухи
Ы по кухлю варенухы;
Як хлестнулы,
Так и поснулы —
Ы Исько свитло погасыв.
Янгол Божий,
Ясный, гожый,
Царям во сни шепнув:
«Мерший вставайте,
До дому чухрайте,
Щоб Ырод сиого не чув».
Цари схватылысь,
Перехрыстылысь,
Тай до дому почухралы.
У ливо повернулы,
Як вид Янголя чулы.
Од-так Ырода ошпувалы.
Ирод дожыдавься,
В викно приглядавься:
Що ось, ось, ось,
Прыйдут до иого Цари;
А дали схаменувся,
Мов вид сна прочнувся,
Що воны кебзуют з иого.

В течение Рождественских праздников ходят еще мальчики со звездою и вертепом. Звезда также делается как в России, а вертеп — это деревянный о двух верхах ящик, освещенный небольшими восковыми свечами. Помещенные в них деревянные изображения на проволоке представляют знамения Рождества Христова: появление звезды на востоке, Рождение Спасителя в яслях, явление ангелов, поклонение мудрецов, бегство Иосифа с Божией Матерью в Египет [21].

Появляется пир и музыка во дворце Ирода, царя иудейского. Бал открывают деревяшки, как водится; они скачут, вертятся, кружатся и падают в обморок. Ирод, очарованный красотою танцевавшей с ним Иродиадой, приказывает отсечь голову Иоанну Крестителю и принести ее на блюде; затем выскакивает смерть. Выпрыгнув из-за угла, тонкая и высокая, на одних костях, с предлинной косою, она рубит голову Ироду, который, упав на землю, дрыгает ногами и кричит: «Оце ж, лихо мыни! Як бы я знав, що всему причиной дивчата, то бы не танцовав и не жартовов б ни з однею. Карае за них Царь небесный!» — Часто вертеп не оканчивается этой забавою, которая сопровождается музыкою и пением духовного содержания: иногда представляют разные действия из частной жизни.

КОЛЯДОВАНИЕ МАЛОРОССИЙСКОЕ

В первый вечер Рождества Христова мужчины, женщины, девушки и дети ходят колядовать под окна, а накануне нового года щедровать (щедровать — значит желать во всем изобилия и богатства). Домохозяев и господ восхваляют или поздравляют со святым и щедрым вечером. Есть колядчики, которые при пении бьют в бубны, звонят в колокольчики и именуют в своих песнях хозяев, их детей, или величают их особыми прозваниями. Колядуют до полночи. Девушки, ходя под окна, стараются подойти тихо и прислушиваются, что говорят, и из этих слов выводят разные для себя предзнаменования. Колядские песни поют протяжно, и за каждым стихом произносят «Святый вечир и добрый вечир», а иногда отдельно. По кончании песни поздравляют с праздником и святым вечером или Рождеством Христовым.

Иные из колядчиков, подходя под окно, говорят: «Чи колядовать?» или «Благословите вечир славить». Им отвечают: «Добре». Иногда один из колядчиков произносит громко и скоро:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 7. Святки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.