» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 7. Святки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.






Из колядских песен, употребляемых в северной России, суть:

Виноградье красно, почему спознать,
Что Устинов дом Малофеевича?
Что у его двора вся шелкова трава,
Что у его двора все серебряный тын.
Ворота у него досчатые,
Подвороточки рыбьи зубья,
На дворе его три терема:
Во первом тереме да светел месяц,
Во втором тереме красно солнышко,
Во третьем тереме часты звезды.
Что светел месяц, то Устинов дом;
Что красно солнце, то Улита его;
Что часты звезды — малы детушки.
Да дай Боже Устану Малофеевичу
С борзых коней сыновей женить;
Да дай Боже Улите Хавроньевне
С высока терема дочерей выдавать.
Подари, государь, колядовщиков.
Наша коляда ни рубль, ни полтина,
А всего пол-алтына [17]
Прикажи, сударь хозяин, ко двору прийти,
Виноградье, красно-зеленое!
Прикажит-ко ты, хозяин, коляду просказать!
Виноградье, красно-зеленое!
Ах! мы ходим, мы ходим по кремлю городу,
Виноградье, красно-зеленое!
Уже ищем мы, ищем господинова двора,
Виноградье, красно-зеленое!
Господинов двор на седьми верстах,
Виноградье, красно-зеленое!
На седьми верстах, на осьмидесяти столбах,
Виноградье, красно-зеленое!
Что же около двора, да железный тын?
Виноградье, красно-зеленое!
Что на всякой на тычинке по маковке?
Виноградье, красно-зеленое!
Что на всякий же по крестику?
Виноградье, красно-зеленое!
Что на всяком же крестику по жемчужине?
Виноградье, красно-зеленое!
А среди того двора, что три терема стоят,
Виноградье, красно-зеленое!
Что три терема стоят златоверховаты,
Виноградье, красно-зеленое!
Что в первом терему красно солнце,
Виноградье, красно-зеленое!
Красно солнце, то хозяин в дому,
Виноградье, красно-зеленое!
В другом тереме светел месяц,
Виноградье, красно-зеленое!
Светел месяц, то хозяйка в дому,
Виноградье, красно-зеленое!
Что в третьем терему часты звезды,
Виноградье, красно-зеленое!
Часты звезды, то малы-детушки,
Виноградье, красно-зеленое!
Хозяин в дому, как Адам в раю,
Виноградье, красно-зеленое!
Хозяйка в дому, как оладья на меду,
Виноградье, красно-зеленое!
Малы детушки, как оладушки,
Виноградье, красно-зеленое!

По окончании коляды поздравляют хозяина и хозяйку с праздником.

Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Коляду Святую.
По всем дворам, по всем проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова-то двора.
Петров-то двор, железный тын,
Среди двора три терема стоят:
В первом терему светел месяц,
В другом терему красно солнце,
А в третьем терему частые звезды.
Светел месяц, Петр сударь,
Свет Иванович;
Красно солнце, Анна Кириловна;
Частые звезды, то дети их.
Здравствуй, хозяин с хозяйкой,
На многие лета, на многие лета!

В окрестностях Москвы возят в санях накануне Рождества Христова в белой рубашке девушку, которая называется колядою, и поют:

Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За рекою за быстрою
Ой, колиодка, ой, колиодка!
В тех местах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые.
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы,
Поют песни колиодушки.
В середине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит.
Хотят козла зарезати.
Ты, братец Иванушка,
Ты выди, ты выпрыгни!
Я рад бы выпрыгнуть —
Горюч камень
К котлу тянет.
Желты пески,
Сердце высосали.
Ой, колиодка, ой, колиодка!
По Дунаю, по реке,
По бережку по крутому,
Лежат гусли неналаженные.
Коляда!
Кому гусли налаживати?
Коляда!
Наладить гусли
Зензевею Андреяновичу.
Коляда!
Зензевея дома нет,
Он уехал в царь-город
Cуды судить, ряды рядить.
Коляда!
Он жене-то шлет
Кунью шубу.
Коляда!
Сыновьям-то шлет
По добру коню.
Коляда!
Дочерям-то шлет
По черну соболю.
Коляда!

Эта песня перешла, без сомнения, от южных славян, потому что в ней упоминаются река Дунай и имя Зензевей, которое только в тех местах употребительно. Все прочее приделано к русским обычаям.

Уж как шли ребята колядовщики,
Виноград, красно-зеленая моя!
Колядовщики фабрищики,
Виноград, красно-зеленая моя!
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах на осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.
В первом тереме красно солнышко,
Во втором тереме светел месяц,
В третьем тереме часты звездочки.
Сам хозяин в доме, господин в тереме;
Хозяйка в доме, госпожа в высоком;
Молодые детушки, как орешки в меду.
Виноград, красно-зеленая моя!
Благодарствуй, хозяин! на хлебе, на соли и на жалованья.
Виноград, красно-зеленая моя!
Накормил, напоил, со двора спустил.
Виноград, красно-зеленая моя [18].

В юго-западных странах России: Малороссии, Белоруссии и Литве доныне в обычае колядованье.

У литовцев отправлялось в древности особое празднество в честь бога Оккапирмоса, что приходилось в половине марта, а с переменою месяцослова бывает оно теперь, декаб<ря> 25 и известно уже под именем вечера колодок. Оккап ирмос сопровождался ворожбою, загадыванием и примирением, но с тем, чтобы не ссориться впредь. Угощения и поздравления украшали это празднество. Ныне накануне коляды таскают из селения в селение колодки, перескакивают через них и потом сжигают при пении и обрядах. |У латышей сохранилось предание о Блокковом вечере или вечере колодок, который бывал на Р. X. [19].

Между жмудью в Литве празднуют канун Р. X. кутьею, но кроме нее готовят еще изобильный стол, состоящий из рыбы, студней и сладких кушаний. За стол садятся не прежде появления первой зари; под скатерть настилают сено в память того, как Спаситель родился в яслях на сене; на другой день оно раздается всему домашнему скоту. Там думают, что ночью в тот самый час, когда Иисус Христос родился, вода превращается в одно мгновение, но не возможно уловить минуты этого чудесного превращения. На другой день Р. X. предаются увеселению, называемому важявимс ий каралучю, т. е. прогулка в Королевец (Кенигсберг). Для этого пекут большой крендель, который засушивают посреди избы на нитке. Один, принимающий на себя название купца, садится со жгутом подле кренделя; прочие подъезжают к нему на скамеечке и спрашивают: «Как поживаете, господин купец?» — «Здоров, благодаря Бога! А вы откуда, господа?» — «Из Самогиции». — «За чем сюда приехали?» — «За товаром». — «Какого вам надобно?» — «Пригожей девушки, как калина, а сладкой, как малина». — «Пожалуй, у меня есть пригожая и сладкая». — «Хорошо, нельзя ли отведать?» — «С удовольствием, — в цене сойдемся». Каждый старается отведать крендель, <до> которого никто не должен дотрагиваться руками; если же кто коснется, то купец гонит и бьет жгутом. Успевший отведать получает от купца в награду поцелуй.

Прогулка в Королевец называется в иных местах кушанье сыра (surmatkis), а в других местах skajsti mergieli и почти так же совершается, как прогулка в Королевец.

Малороссияне за несколько дней до Р. X. приготовляются к великому празднику с шумной радостью. Чистят и убирают хаты, перемывают дочиста всю домашнюю посуду, покупают новые наряды и запасаются на целую неделю всеми съестными припасами, лакомствами, настойками и наливками, которые своим отличным вкусом превосходят многие иностранные вина. Кто их не пивал на месте, тому трудно поверить. В богатый вечер пекут паляницы, пироги из мака, гороха, груш, капусты и пр.; в тот же день варят кутью из сарочинского пшена или из пшеничных круп; приготовляют медовую сыту и варят узвар. Он делается из сушеных плодов: яблок, груш, слив, вишен и изюма; жарят и варят разную рыбу, но все готовят постное. Образа украшают херувимчиками и ангелами, вырезанными из разноцветной бумаги, и обставляют высокими цветными свечами, которые зажигаются потом вечером. Иные ставят на стол церковные свечи и освещают ими ужин.

По приготовлении кутьи и узвара ставят их на сене под покутом (место под образом), где они стоят до вечерней зари. В богатый вечер или богатую кутью не обедают, но позволяется есть; напротив, в голодную кутью, которая перед Крещением, ничего не позволяется есть в течение всего дня, до вечерней зари. Стол застилают чистым полотном, кладут ложки по числу обедающих. Иные кладут подле ложек по головке чеснока для предохранения себя от нечистой силы. Девушки и женщины стараются нарядиться прежде вечера; если не успеют, то это дурное для них предзнаменование: в первом случае не выйдут за богатых женихов, а во втором не будут любимы своими мужьями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 7. Святки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.