» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 7. Святки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.






Славление — означающее хваление, начиналось в то время пополудни. Если царь ездил славить, то поезд его совершался следующим образом: двое из чиновников шли впереди с барабанами в руках и обернутыми в сукно палочками; за ними ехал царь на санях, окруженный придворными, боярами и князьями. При входе в дом кого-либо из вельмож пели: «Тебе Бога хвалим»; потом поздравляли хозяина. Хозяин подносил царю денежный подарок и угощал его с прибывшими. После они отправлялись к другому, пока не обойдут знатных особ. Английский путешественник Брюн рассказывает, что наши государи перед праздником Богоявления ездили славить заслуженнейших из своих бояр и чужестранцев, которые угощали их со всем поездом. Петр I, сопровождаемый толпою царедворцев, начал первое свое славленье с иностранца Брама в 9 часов утра (1702 г., января 3). С царем приехало на санях и верхом около 500 челов<ек>; столы были покрыты разными лакомствами, сначала подавали холодные, а потом другие кушанья. Веселость была непринужденная, а напитки лились рекою. Около трех часов государь поехал со всем своим поездом к другому иностранцу, где такое же было угощение; потом в другие дома и, наконец, весь поезд отправился отдыхать в нарочно построенные дома.

Уклонявшиеся от славления подвергались наказанию кнутом и батогами. Некто Григорий Камынин был высечен плетьми за то, что <будучи> внесенный в список славления, не ходил славить [16].

В царствование императрицы Елисаветы давалась певчим об Рождестве Христовом дача под именем славленой дачи.

Долго господствовал обычай между воспитанниками духовных заведений, что они ходили по домам по несколько вместе славить Рождество Христово. При этом отличались они своими высокопарнобезмысленными диалогами, рацеями и виршами, которые произносили иногда на греческом и латинском языках, не понимая их сами.

Славление Христа совершают ныне мальчики в первый день Р. X. Ходя поутру со звездою или вертепом, они восхваляют Рождение Спасителя пением из священных песней или нарочно сочиненными для этого празднества стихами.

В иных местах ходят еще целую неделю с первого дня праздника Рождества Христова со звездою, которая делается из разноцветной бумаги различной величины и освещена свечами. Обращая кругом звезду, поют: «Христос рождается» и проч.

Общее обыкновение во всей России, что в день Р. X. ходят священники после обедни, поздравлять с праздником или, как говорится в простонародии, славить Христа, и это продолжается иногда в течение всех святок. Рассказывают, что в старые годы, по прославлении Христа, священники по просьбе женщин сажались на порог или на разосланную шубу перед порогом для того, чтобы водились куры.

МЕСТНОЕ СЛАВЛЕНИЕ И КОЛЯДКИ

По разным местам не одинаково отправляют славление. В Петербургской губернии и в самой столице ходят мальчики со звездою только накануне Р. X. и в первые три дня Р. X. Звезду делают из бичайки, оклеенной желтой и пропитанной маслом бумагою: на одной стороне ее изображено лицо, а на другой поклонение пастырей; весь круг окаймлен бахромою из желтой бумаги и обведен шестью рогами наподобие лучей, вырезанных из бумаги и украшенных бумажной цветной бахромою. Между изображениями посредством устроенного в бичайке отверстия ставят зажженную свечу, от коей рисунок и лучи делаются прозрачными. Звезду вносят в комнату или останавливаются с нею под окном и поют:

Нова радость стала,
Як небу хвала.
Над вертепом звезда ясна
Светом воссияла.
Пастушки с ягнятком
Пред малым дитятком
На колена выпадали,
Христа прославляли.
И мы просим, Христе, Царю,
Небесный Государю:
Даруй лето счастливое
Сего дома господину,
Сего дома господину.

После этого говорят иногда стишки:

Маленькие детки
Щипали ветки.
В саду стояли,
Христа прославляли;
Христос родился.
И рай растворился.

Потом поздравляют с праздником, за что получают несколько копеек денег.

Крестьяне Смоленской губ<ернии> ожидают с радостью торжественного дня Р. X.; жены их с удовольствием смотрят на убывающие горшки. Многие из них, не умея читать, ведут особый свой счет по горшкам. Чем меньше остается их в доме, тем ближе время праздника, перед коим обыкновенно закупают новые горшки. Вот уже счет приходит к концу, и праздник валится на двор. Беготня и заботы в доме. Хозяин осматривает праздничные кафтаны, молодые люди приготовляют новую упряжь. В первый день праздника крестьяне ездят к обедне на невыезженных молодых лошадях и надевают на них новую сбрую: мальчики, забравшись в угол, спеваются славить коляду. Хозяйка и девушки начиняют колбасы при пении песен:

Дедка свинушку убил,
Дедка беленькую,
Свинку пегенькую.
Аи, да Божья коляда,
Прилетай к нам с высока,
Раз в желанный год —
Полюбуйся часок.
Мы колбаски чиним,
Веретенцем сверлим.
Рыльце лычком напрем,
А туда мяском набьем.
Ай-й-ох! коляда,
Лети швыдче с высока.
Да морозом не тряси,
Басловья (благословенья) к нам неси.

Эта песнь называется чукать (звать) коляду, и ее поют несколько раз в вечер. Сначала зовут к себе коляду этой песнею; потом разговаривают или поют посторонние песни и начинают чукать, пока не начинят колбас. По окончании работы приготовляют вечерю, ужин. В этот день занимает первое место между кушаньями кутья — разваренные пшеничные зерна, подслащенные сытою. Когда окончат приготовление к ужину и помолятся Св. иконам, тогда хозяин берет чашку с кутьею, влезает на печь, отодвигает волоковое оконко, выбрасывает за окно три ложки кутьи и говорит: «Мороз! Мороз! поди к нам кутью есть; кутью ешь, а пшеницу не трогай!» Женщины выходят в то время на двор посмотреть на небо: звездно небо или нет? Если оно звездно, то это означает грибородное лето; если нет, то не будет грибов. Выполнив каждый свое, садятся за стол и едят сначала кутью, потом следующие кушанья. Этим оканчивается предшествующий сочельнику день, сам же сочельник отличается от обыкновенных дней тем только, что вечером в сочельник ходят мальчики в соседние дома сдавить коляду:

Пришла коляда накануне Рождества,
Виноградье, красно-зеленое мое!
Блин да лепёшка, кладись на окошко,
Виноградье, красно-зеленое мое!
Коли нет блина, то конец пирога,
Виноградье, красно-зеленое мое!
Коли ж нет пирога, то корову за рога,
Виноградье, красно-зеленое мое!
А сладкая кутья, сама сыпься из окна,
Виноградье, красно-зеленое мое!
Мы кутью посберем да и мороз помянем,
Виноградье, красно-зеленое мое!
Эту песнь заключают приветствием:
Христос народился,
Рай растворился;
Иуда удавился.
С праздником поздравляем
И вам того же желаем.

В Саратовской губернии ходят накануне Р. X. молодые люди толпою под окнами и величают коляду. Подошедши к окну, говорят: «Чанные ворота, посконная борода, не кричат ли каляда?» Если позволит хозяин, то поют:

На горке ленок,
Каляда!
Зеленехонек растет,
Каляда!
Степанидушка ленок,
Каляда!
Тонко прядет,
Каляда!
Звонко точет,
Каляда!
Ей чарочку винца,
Каляда!
Братыничку пивца,
Каляда!
Сына клок,
Каляда!
Вилы в бок,
Каляда!
Каляда!
Где ты была?
Каляда!
Коней пасла,
Каляда!
Что выпасла?
Каляда!
Жеребеночка в уезде,
Каляда!
Где жеребеночек?
Каляда!
За воротами стоит,
Каляда!
Где ворота?
Каляда!
Водой снесло,
Каляда!
Где вода?
Каляда!
Быки выпили,
Каляда!
Где быки?
Каляда!
За горы ушли,
Каляда!
Где горы?
Каляда!
Черви выточили,
Каляда!
Где черви?
Каляда!

Всегда величают из девушек младшую в доме.

Гуси выклевали,
Каляда!
Где гуси?
Каляда!
В тростник ушли,
Каляда!
Где тростник?
Каляда!
Девки выломали
Каляда!
Где девки?
Каляда!
За мужья ушли,
Каляда!
Где мужья?
Каляда!
Среди неба на земле,
Каляда!
В ашметочке (изношенный старый лапоть)
Каляда!
В уголке,
Каляда!

По окончании каляды толпа кричит: «Кокурка! кокурка! в печи сидела, на нас глядела, в кошель захотела». Хозяин подает кокурку, нарочно для того приготовленную:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 7. Святки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.