Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мамай. История «антигероя» в истории"
Описание и краткое содержание "Мамай. История «антигероя» в истории" читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой исследование жизни и деятельности известного золотоордынского политического и государственного деятеля Мамая. В течение веков в историографии формировался его крайне негативный образ, образ так называемого антигероя истории. Автор книги старается восстановить реальную бииографию Мамая, осветить ее некоторые противоречивые аспекты (включая происхождение Мамая, его статус, отношения с ханами и иностранными правителями), а также проследить процесс создания столь негативного образа этого деятеля в течение нескольких веков.
2
История 2009, с. 688-689.
3
В монгольской историографии Нукуз считается «младшим родичем» Кийана с довольно неопределенной степенью родства [см., напр.: Билэгт 2000а, с. 383-384]. Хивинский хан-историк середины XVII в. Абу-л-Гази называет Кияна младшим сыном Иль-хана, а Нукуза — его двоюродным братом, сыном младшего брата Иль-хана. [Абуль-Гази 1996, с. 27-28].
4
Рашид ад-Дин 1952а, с. 154. Ср.: Березин 1858, с. 136.
5
Рашид ад-Дин 1952а, с. 153; Березин 1858, с. 135. См. также: Крадин, Скрынникова 2006, с. 164-165.
6
Абуль-Гази 1996, с. 28-29.
7
См., напр.: Билэгт 1995, с. 101.
8
См.: Зориктуев 2005, с. 23.
9
См.: Билэгт 2000а, с. 382-383.
10
См. подробнее: Билэгт 1999, с. 110; Крадин, Скрынникова 2006, с. 166-167.
11
Рашид ад-Дин 1952а, с. 155; Березин 1858, с. 138. См. также: Билэгт 1999, с. 100-101.
12
Рашид ад-Дин 1952а, с. 155; Березин 1858, с. 138; Лубсан Данзан 1973, с. 296. См. также: Билэгт 20006, с. 152; Рыкин 2002, с. 65.
13
См., например: Козин 1941, § 67; Лубсан Данзан 1973, с. 69; Юань ши 2009, с. 123.
14
Утемиш-хаджи 1992, с. 108.
15
Цит. по: Трепавлов 2007, с. 340. Ср.: Родословная книга 1851, с. 195.
16
Мустакимов 2009б, с. 275-276.
17
Рашид ад-Дин 1952а, с. 155.
18
См.: Трепавлов 2007б, с. 324.
19
См.: Гумилев 1992б, с. 291.
20
Рашид ад-Дин 1952б, с. 51.
21
Козин 1941, § 213; Рашид ад-Дин 1952б, с. 87.
22
Рашид ад-Дин 1952б, с. 46; Трепавлов 2007б, с. 324.
23
Рашид ад-Дин сообщает, что при разделе Чингис-ханом владений между сыновьями Джучи были выделены тысячи Мунгура из племени сиджиут, Кутан-нойона из племени кингит, а также Хушитая и Байху из племени хушин [Рашид ад-Дин 1952б, с. 274]. В «Муизз ал-ансаб» эти тысячники названы, соответственно, Мунгеду, Кетилтай, Хушидай и Байку (последний — из племени арлат) [Муизз 2006, с. 39].
24
Муизз 2006, с. 39. Турецкая исследовательница X. Алан утверждает, что правое крыло войск, выделенных Джучи, составили кияты под предводительством тысячника Байсункура, однако ни на какие источники при этом не ссылается [Алан 2009, с. 63].
25
См.: Исхаков, Измайлов 2007а, с. 121, 139; Мустакимов 2009а, с. 217, 222; 2009б, с. 273.
26
О Бурундае подробнее см.: ПСРЛ 1843, с. 176, 198-200; ПСРЛ 1863, с. 374-375. Предположение о том, что Бора Алтай Кият и Бурундай русских летописей — одно лицо, высказали, в частности, Д. М. Исхаков и В. П. Костюков [Исхаков 2009б, с. 69-70; Костюков 2008, с. 49-50].
27
Рашид ад-Дин 1952б, с. 270.
28
Билэгт 1999, с. 100-101.
29
См., напр.: Исхаков, Измайлов 2007а, с. 117.
30
См.: Исхаков, Измайлов 2007а, с. 121; Трепавлов 2007б, с. 338.
31
Бушаков 1991, с. 70; Трепавлов 2007б, с. 338.
32
СМИЗО 2005, с. 102-103; Григорьев, Григорьев 2002, с. 216; Селезнев 2009б, с. 28-29. О киятском происхождении Ак-Буги сообщается в «Продолжении Сборника летописей» [СМИЗО 2006, с. 276].
33
СМИЗО 2006, с. 276.
34
См.: Мустакимов 2009б, с. 279.
35
Ряд исследователей [Юдин 1992б, с. 61, 67; Трепавлов 2007б, с. 333; Исхаков, Измайлов 2007б с. 150-15Г; Селезнев 2009б, с. 92-93; Зайцев] отождествляет Ису (Исатая) кията с Исой-гургеном — зятем и тестем хана Узбека, о котором сообщает Ибн Баттута [СМИЗО 2005, с. 221-222]. Ранее мы также придерживались такой позиции [Почекаев 2008а, с. 55]. Однако И. А. Мустакимов на основе татарских исторических сочинений убедительно показал, что это разные лица и даже происходят из разных племен: Иса-гурген — из уйшинов, а Исатай — из киятов [Мустакимов 2008, с. 124-126; 2009б, с. 275-276].
36
В историографии существуют две противоположные точки зрения относительно истории Синей Орды конца 1320-х — начала 1360-х гг. Одни исследователи считают, что на протяжении этого периода в Синей Орде правили потомки Орду-Ичена и что Урус-хан (родоначальник казахских ханов) также относится к этой верви [Ускенбай 2003, с. 20-22; Григорьев 20046, с. 205; Султанов 2006, с. 270]. Уязвимость их версии заключается в том, что основой для нее служит в основном сочинение Муин ад-Дина Натанзи (ранее известное как «Аноним Искандера»), которое признается многими исследователями своеобразным «историческим романом», а не научным сочинением. Поэтому мы придерживаемся второй версии, которая подтверждается рядом нарративных источников, нумизматическими материалами и обоснованной аргументацией исследователей — о том, что династия Орду-Ичена прервалась з 1320-е гг., а в 1360-е гг. к власти в Синей Орде пришли потомки туга-Тимура [см., напр.: Муизз 2006, с. 44-45; Гаев 2002, с. 14-15; Костюков 2007, с. 196-201].
37
Сочинение Утемиша-хаджи является характерным образцом жанра «ривайат», представлявшего собой пересказ по памяти усвоенных книжных сведений, а в еще большей степени — легенд и преданий, которые В. П. Юдин весьма удачно охарактеризовал как «степную устную историологию» [Юдин 1992а, с. 25; Султанов 2005, с. 151-152].
38
Некоторые исследователи склонны считать Ток-Бугу башкиром, опираясь на его второе имя-прозвище Баджир [ср.: Юдин 1992б, с. 68-69].
39
Утемиш-хаджи 1992, с. 102-105.
40
Юдин 1992б, с. 66,68.
41
См., напр.: Трепавлов 2007б, с. 332-333; Ускенбай 2002, с. 96-97. Любопытно, что никто до сих пор не попытался отождествить узурпатора Ток-Бугу с Тук-Бугой (Тукель-Бугой), сыном Токты, который имел законные основания претендовать на трон после смерти своего брата Иль-басара. Имя Тукель-Буги упоминается, в частности, в ряде персидских сочинений [Рашид ад-Дин 1960, с. 73; Муизз 2006, с. 41]. Встречается оно и в сочинениях арабских авторов — Рукн ад-Дина Бейбарса и Ибн Халдуна [СМИЗО 2005, с. 106, 281]. При этом Ибн Халдун сообщает, что Ильбасар, сын Токты, умер раньше отца, однако ничего не говорит о том, что после Токты вообще не осталось сыновей, как утверждают другие арабские авторы. Не исключено, что именно Тукель-Буга в свое время возглавил вышеупомянутый заговор против Узбека, что и нашло отражение как в сочинении Утемиша-хаджи, так и в более позднем «Джами ат-таварих» Кадыр-Али-бия Джалаири — правда, в искаженном виде [см.: Юдин 1992б, с. 68].
42
Трепавлов 2007б, с. 336.
43
См.: Мустакимов 2009б, с. 275. См. также: Юдин 1992а, с. 85.
44
См., напр.: Григорьев, Григорьев 2002, с. 208.
45
Цит. по: Трепавлов 2007б, с. 335; см. также: Усманов 1972, с. 75; Юдин 1992б, с. 61.
46
Утемиш-хаджи 1992, с. 109.
47
«Плач...» цитирует, в частности, Р. С. Хакимов [Хаким 2005, с. 179], на работу которого, в свою очередь, ссылаются Ю. К. Бегунов и Ф. Г.-Х. Нурутдинов [Бегунов, Нурутдинов 2007].
48
См.: Жирмунский 1974, с. 405; Неклюдов 2004, с. 21.
49
Григорьев, Григорьев 2002, с. 210.
50
Григорьев 20046, с. 123-125, 145, 150, 153. Не видит причин не соглашаться с версией исследователя и М. Г. Крамаровский [История 2009 с. 443-444].
51
Отметим, что А. П. Григорьев, поначалу высказавший лишь осторожное предположение относительно возможного родства Кутлуг-Буги и Мамая, в своих последующих работах представляет эту гипотезу как установленный факт [Григорьев, Григорьев 2002, с. 210; Григорьев 20046, с. 145; 2007, с. 143-144].
52
В. В. Трепавлов не без иронии охарактеризовал генеалогические построения А. П. Григорьева как семью «искусственно выращенную в "лаборатории" историка», хотя и признал, что гипотеза А. П. Григорьева не лишена логики [см.: Трепавлов 2007б, с. 344-345]. Ср.: Зайцев.
53
Трепавлов 2007б, с. 345.
54
См.: Kafali 1976, s. 39; Исхаков, Измайлов 2007а, с. 120; 2007б, с. 150. См. также: Зайцев. Упомянутая рукопись «Чингиз-наме» (так называемый «Оренбургский список») была обнаружена в 1913 г. А. 3. В. Тоганом и в настоящее время находится в распоряжении его дочери И. Тоган и его ученика М. Кафали, которые по непонятным причинам не публикуют эту рукопись и не позволяют сделать это другим [Камалов 2009, с. 296].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мамай. История «антигероя» в истории"
Книги похожие на "Мамай. История «антигероя» в истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории"
Отзывы читателей о книге "Мамай. История «антигероя» в истории", комментарии и мнения людей о произведении.