» » » » Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории


Авторские права

Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории

Здесь можно скачать бесплатно "Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории
Рейтинг:
Название:
Мамай. История «антигероя» в истории
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-91852-020-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мамай. История «антигероя» в истории"

Описание и краткое содержание "Мамай. История «антигероя» в истории" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой исследование жизни и деятельности известного золотоордынского политического и государственного деятеля Мамая. В течение веков в историографии формировался его крайне негативный образ, образ так называемого антигероя истории. Автор книги старается восстановить реальную бииографию Мамая, осветить ее некоторые противоречивые аспекты (включая происхождение Мамая, его статус, отношения с ханами и иностранными правителями), а также проследить процесс создания столь негативного образа этого деятеля в течение нескольких веков.






55

Зайцев.

56

Мустакимов 2009б, с. 275.

57

Kafali 1976, s. 86; Мустакимов 2008, с. 127; 2009б, с. 276.

58

Исхаков, Измайлов 2007а, с. 120-121. А. Г. Гаев считает наместников Солхата — Тулук-Тимура и его потомков — членами рода Джучидов [Гаев 2002, с. 21-22]. Однако его построения выглядят неубедительными: источники прямо сообщают о том, что Тулук-Тимур был отцом Кутлуг-Тимура и Исы, а последний — отцом Алибека [СМИЗО 2005, с. 259, 293], тогда как А. Г. Гаев причисляет их к разным ветвям рода Туга-Тимура, 13-го сына Джучи [Гаев 2002, с. 54]. Кроме того, Ибн Баттута, сообщая о Тулук-Тимуре и его родичах, называет их эмирами, т. е. не причисляет к членам правящего рода Чингизидов, которые были бы названы царевичами или огланами.

59

СМИЗО 2005, с. 102-103. См. также: Григорьев, Григорьев 2002, с. 216; Селезнев 2009б, с. 28-29.

60

СМИЗО 2005, с. 210, 213.

61

Смирнов 2005, с. 73; Гаев 2002, с. 20. А. П. Григорьев предполагает, что Тулук-Тимур являлся даругой Солхата-Крыма с 1300-х по 1341 г. [Григорьев, Григорьев 2002, с. 216].

62

Григорьев, Григорьев 2002, с. 208, 215-216.

63

А. П. Григорьев считает, что под именем «Сарабей» в ярлыке Бердибека фигурирует Сарай-Тимур — везир Бердибека [Григорьев, Григорьев 2002, с. 128-129, 163]. Однако не менее правдоподобным представляется предположение Ю. В. Селезнева о том, что Сарабей — это Сару-бек б. Тулук-Тимур [Селезнев 2009б, с. 158).

64

Некоторые исследователи отождествляют этого Алибека с «Коджой (Ходжой) Алибеком», также упомянутым в арабских источниках [Федоров-Давыдов 1973, с. 101; Крамаровский 2001, с. 117; Гаев 2002, с. 21; Селезнев 2009б, с. 34, 211]. И. В. Зайцев даже допускает, что именно этот «Коджа» мог быть отцом Мамая: основанием для его предположения служит т. н. «Историческая справка» («Доводы») последнего крымского хана Шахин-Гирея, в которой Мамай назван «Хаджиным сыном» [Зайцев; см. также: Дубровин 1885, с. 481]. Однако, на наш взгляд, такое отождествление не вполне корректно. Во-первых, арабские историки упоминают обоих сановников как разных лиц — Коджу Алибека «в землях узбековых» или в «этом государстве», а Алибека — как правителя Солхата. Во-вторых, в источниках Коджа Алибек упомянут под 765 г. х. (1363-1364 г.), а Алибек — в 1350-х гг. [СМИЗО 2005, с. 257-259, 293].

65

Ибн Баттута называет Ису братом Тулук-Тимура [СМИЗО 2005, с. 210], но, вероятно, следует согласиться с точкой А.Г. Гаева о том, что путешественник ко времени написания своих мемуаров мог перепутать степень их родства [Гаев 2002, с. 20]. Египетские авторы ал-Мухибби и ал-Калкашанди, опиравшиеся на официальную документацию из канцелярии султанов Египта, вполне однозначно пишут об Исе как сыне Тулук-Тимура [СМИЗО 2005, С. 259, 293]. Думается, следует отдать предпочтение официальным канцелярским документам, а не мемуарам марокканского путешественника, составленным по памяти спустя 20 лет после его поездок.

66

А. П. Григорьев полагает, что Али, упомянутый в ярлыке Джанибека, — эмир Али б. Арзак, женатый на сестре Урдуджи, супруги хана Узбека, упомянутый Ибн Баттутой [Григорьев, Григорьев 2002, с. 70-71].

67

Наш вариант генеалогии Мамая представлен в Приложении, Табл. 1. Ср.: Зайцев.

68

См.: Крамаровский 1996, с. 39; 2005, с. 78.

69

См., напр.: Андреев 1999, с. 340.

70

См., напр.: Григорьев, Григорьев 2002, с. 209-210, 212.

71

Крамаровский 1996, с. 39; 2005, с. 78; см. также: Григорьев, Григорьев 2002, с. 213-214.

72

Крамаровский 2005, с. 78 (также — личная консультация М. Г. Крамаровского).

73

Сказания 1982, с. 201, ср.: с. 336-337; Крамаровский 1996, с. 40-41.

74

См., напр.: Шамбинаго 1906, с. 342; Дмитриев 1982, с. 336-337.

75

Мустакимов 2009б, с. 275.

76

Мустакимов 2009б, с. 280-281.

77

Григорьев, Григорьев 2002, с. 212. А. П. Григорьев полагает, что Мамай мог быть прозван «Кичиг» («Малым») Мухаммадом в отличие от своего августейшего друга и покровителя Бердибека, также носившего официальное мусульманское имя Мухаммад.

78

Григорьев, Григорьев 2002, с. 174. Д.М. Исхаков и И.Л. Измайлов высказали предположение, что кият и сарай — два названия одного и того же рода [Исхаков, Измайлов 2007а, с. 125-126]. Если это так, то правление киятов в Крыму не прерывалось вплоть до 1359 г.

79

Алибека в качестве правителя Крыма после Зайн ад-Дина Рамадана упоминают арабские средневековые историки [СМИЗО 2005, с. 257-259, 293; см. также: Исхаков, Измайлов 2007а, с. 121].

80

По мнению А. П. Григорьева, Кутлуг-Тимур был назначен даругой Крыма уже в 1357 г., сменив на этом посту Зайн ад-Дина Рамадана [Григорьев, Григорьев 2002, с. 174, 190]. Однако арабские историки вполне определенно сообщают, что Рамадана сменил Алибек [СМИЗО 2005, с. 259, 293].

81

Григорьев, Григорьев 2002, с. 208, 215-216.

82

Дату смерти Джанибека приводит Хайдер Рази [СМИЗО 2006, с. 408].

83

Персидские современники описываемых событий Зайн ад-Дин и Махмуд Кутуби сообщают, что Джанибек умер еще по дороге в Сарай, и Бердибек не успел застать его в живых, см.: СМИЗО 2006, с. 192, 195. См. также: Абуль-Гази 1996, с. 101; Ахари 1984, с. 129; Муизз 2006, с. 42; Фасих 1980, с. 85; Улугбек 2007, с.' 100.

84

Согласно Хайдару Рази, Джанибеком «овладела тяжелая болезнь, и эмиры вызвали Бердибека. Когда Бердибек пришел к отцу, отец стал ругать его за возвращение. Он рассердился на этот, отдал приказ, и 4 шабана 758 / 22 июля 1357 г. отца убили» [СМИЗО 2006, с. 408]. Русские летописцы также сообщают, что «царевичь Бержибек окаанный съ лестiю пршде къ отцу своему з думци своими, со князи Ординьскими, и удави отца своего Чянибека, Азбякова сына» [ПСРЛ 2000а, с. 229; Книга 1775, с. 456]. Р. Фахретдин, видимо, забывая о восточных авторах, пишет, что Бердибека в отцеубийстве обвиняют лишь русские летописцы [Фахредтин 1996, с. 99].

85

Согласно Никоновской летописи, «Бердибекъ... сяде на царстве и уби братовъ своихъ 12» [ПСРЛ 2000а, с. 229; см. также: Ostrovski 2003, р. 125]. Троицкая летопись содержит следующее сообщение: «Того же лета Бердибекъ царь въ Орде седее на царстве, а отца своего убилъ и братью свою побил» [Приселков 2002, с. 376]. Несомненно, слово «братия» в данном случае может означать не только братьев, но других родственников, и даже приближенных [ср.: Срезневский 2003а, ст. 169]. Восточные авторы также говорят о том, что Бердибек уничтожил не только родных братьев, но и других родичей [СМИЗО 2006, с. 255; Утемиш-хаджи 1992, с. 108; Абуль-Гази 1996 с. 101].

86

Григорьев, Григорьев 2002, с. 128-129, 132-133.

87

См. подробнее: Григорьев, Григорьев 2002, с. 152-153, 190, 194.

88

Григорьев, Григорьев 2002, с. 209. По предположению А. П. Григорьева, Тайдула могла быть близкой родственницей (возможно, даже сестрой) Могул-Буги [Григорьев 20046, с. 123].

89

Утемиш-хаджи 1992, с. 108.

90

См.: Григорьев 1983, с. 26.

91

См.: Миргалеев 2003, с. 33; Хан 2004, с. 142. Ср.: Абдулаева 2009. Современные исследователи полагают, что титул Мамая мог звучать как «улуг карачибек» [История 2009, с. 409, 442].

92

Так ее называет, в частности, Ибн Халдун [СМИЗО 2005, с. 276].

93

См.: Варваровский 2008, с. 89; Миргалеев 2003, с. 37; Почекаев 2008а, с. 57. Отметим также, что, несмотря на прямые сообщения восточных историков о женитьбе Мамая на дочери Бердибека, некоторые исследователи считают, что его женой стала дочь Джанибек-хана и, соответственно, сестра Бердибека [см., напр.: Григорьев, Григорьев 2002, с. 212]. Б. А. Ахмедов без каких-либо оснований относит Тулунбек к потомкам Шибана, пятого сына Джучи [Ахмедов 1965, с. 34].

94

См., напр.: Трепавлов 2007б, с. 341.

95

Весьма вероятно, что титул гургена не получил в Золотой Орде такого распространения, как, например, в Иране Хулагуидов или Чагатайском улусе, где и Тимур, и его потомки (Улугбек, Абу Сайд и др.) титуловались гургенами не только в придворной историографии, но даже в официальных документах и на чеканенных ими монетах [см., напр.: Савельев 1865, с. 250-253]. Отметим, что зятья ханов Золотой Орды упоминаются с титулом гурген только в персидских источниках — например Салджидай-гурген, Иса-гурген (зять Узбек-хана) и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мамай. История «антигероя» в истории"

Книги похожие на "Мамай. История «антигероя» в истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роман Почекаев

Роман Почекаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории"

Отзывы читателей о книге "Мамай. История «антигероя» в истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.