» » » » Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории


Авторские права

Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории

Здесь можно скачать бесплатно "Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории
Рейтинг:
Название:
Мамай. История «антигероя» в истории
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-91852-020-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мамай. История «антигероя» в истории"

Описание и краткое содержание "Мамай. История «антигероя» в истории" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой исследование жизни и деятельности известного золотоордынского политического и государственного деятеля Мамая. В течение веков в историографии формировался его крайне негативный образ, образ так называемого антигероя истории. Автор книги старается восстановить реальную бииографию Мамая, осветить ее некоторые противоречивые аспекты (включая происхождение Мамая, его статус, отношения с ханами и иностранными правителями), а также проследить процесс создания столь негативного образа этого деятеля в течение нескольких веков.






155

ПСРЛ 2000а, с. 231, 233.

156

Согласно сведениям «памятников Куликовского цикла», перед Куликовской битвой Мамай потребовал от Дмитрия Московского выплаты «выхода», «как было при цари Чзянибеке, а не по своему докончанию». Это дает основания полагать, что при заключении «докончания» размер «выхода» был снижен [Памятники 1998, с. 32; см. также: Хорошкевич 2001, с. 125].

157

См., напр.: ПРСЛ 20006, с. 2.

158

См.: Григорьев 20046, с. 155. Этот ярлык не вошел в сборник ханских ярлыков русским митрополитам и даже не упоминается в более позднем ярлыке другого «мамаева» хана Мухавдмада (Туляка) — вероятно, потому что мог содержать менее выгодные условия для русской церкви. По-видимому, митрополит Алексий в это время больше заботился о закреплении великого княжения за Дмитрием Московским, чем о привилегиях своей митрополии, и поэтому согласился на менее «щедрый» ярлык церкви.

159

ПСРЛ 20006, с. 2-3.

160

См.: Григорьев 20046, с. 149.

161

См.: Муин ад-Дин Натанзи [СМИЗО 2006, с. 257].

162

Ряд авторов считает, что Мир-Пулад и Пулад-ходжа — одно и то же лицом [см. подробнее: Григорьев 1983, с. 40-41]. Однако некоторые исследователи предлагают читать имя на монетах не «Пулад-ходжа», а «Деулиуллах-ходжа», что, на наш взгляд, исключает возможность отождествления этих двух монархов [Мухамадиев 1983, с. 92; 2005, с. 150; см. также: Почекаев 2010, с. 143]. Муин ад-Дин Натанзи называет хана, сменившего на троне Азиз-Шейха и убитого в 768 г. х. (1364 г.), Хаджи-ханом, сыном Эрзена, — потомком Орду-Ичена [СМИЗО 2006, с. 258; см. также: Федоров-Давыдов 1973, с. 150-151]. Можно усомниться в этой генеалогии (как и в хронологии, поскольку Азиз-Шейх был убит в 1367 г.), но весьма вероятно, что упомянутый хан и в самом деле происходил из Синей Орды и являлся, скорее всего, потомком Туга-Тимура, тринадцатого сына Джучи.

163

СМИЗО 2006, с. 258; см. также: Сафаргалиев 1996, с. 387.

164

См.: ПСРЛ 1949, с. 182-183; Насонов 2002, с. 316.

165

ПСРЛ 20006, с. 9. А. Г. Мухамадиев полагает, что эмир Пулад-Тимур признавал власть сарайских Ханов Мюрида и Азиз-Шейха и не подчинялся лишь Мамаю и его ставленникам, а казнен был Азиз-Шейхом за неудачный карательный поход на Русь [Мухамадиев 2005, с. 151-152; см. также: Федоров-Давыдов 1973, с. 137; ср.: DeWeese, p. 334-335]. Однако монеты Пулад-Тимура с его собственным именем (а также с именем покойного Джанибек-хана), равно как и его самостоятельная политика, свидетельствуют о том, что он претендовал на независимость от любого из соперничавших ханов.

166

См.: Крамаровский 2001, с. 117.

167

Цит. по: Осипян 2006, с. 8.

168

Ср.: Крамаровский 2001, с. 117. По мнению исследователя, Мамаю удалось окончательно закрепить власть над Крымским полуостровом лишь к 1371 г. [История 2009, с. 443].

169

См., напр.: Михневич 1848, с. 56, 58, 60; Зайцев 2009, с. 58.

170

СМИЗО 2006, с. 257-258; Султанов 2006, с. 78.

171

См. подробнее: Гончаров 1997.

172

Вероятно, Улджай-Тимур происходил из крымской ветви потомков Туга-Тимура, которая была переселена на полуостров еще при хане Менгу-Тимуре в 1260-е гг. [см.: Абуль-Гази 1996, с. 99-100].

173

Ибн Халдун сообщает: «Один из эмиров государства стал оспаривать у него [Абдаллаха, ставленника Мамая. — Р. П.] престол. Он поставил (ханом) из детей канских другого, по имени Кутлуг-Темир. Мамай победил их и убил обоих» [цит. по: Кайдарова, Ускенбай 2004, с. 76; см. также: Schamiloglu 1986, р. 175]. Вслед за А. Г. Гаевым мы отождествляем этого Кутлуг-Тимура с Улджай-Тимур-ханом, известным по монетам, обнаруженным В. Н. Настичем [Настич 1987; Гаев 2002, с. 22], а неназванного по имени «эмира», который возвел Улджай-Тимура на трон, — с Хаджи-Черкесом. Во-первых, именно его владения располагались в сравнительной близости от Крыма, и он имел возможность нанести удар в сердце владений Мамая. Во-вторых, его участие в этих событиях может объяснить дальнейшие сведения Ибн Халдуна о борьбе Черкеса за Сарай (равно как и упоминание хана Черкеса в персидских источниках), поскольку сарайских монет самого Хаджи Черкеса не обнаружено. По мнению И. М. Миргалеева, Хаджи Черкес отнял Сарай у Мамая в 1373 г. [Миргалеев 2003, с. 38; ср.: История 2009, с. 704].

174

См.: Настич 1987; Федоров-Давыдов 2003, с. 192.

175

СМИЗО 2005, с. 276; Кайдарова, Ускенбай 2004, с. 76.

176

См.: Сафаргалиев 1996, с. 388; Маслюженко 2007, с. 83. Некоторые авторы склонны отождествлять хана Хасана с булгарским (казанским) правителем Асаном: якобы после изгнания из Сарая он обосновался в Булгаре или даже Казани [см., напр.: Савельев 1865, с. 212-213; Сафаргалиев 1996, с. 388; Насонов 2002, с. 317]. А. В. Пачкалов убедительно доказал, что Хасан Шибанид и Асан (Исан) Булгарский — два разных деятеля [Пачкалов 2005, с. 154].

177

См.: Григорьев 2007, с. 150. И. М. Миргалеев, ссылаясь на косвенные данные источников и на нумизматический материал, высказывает предположение, что в 772 г. х. (1370/1371 г.), а затем и в 777 г. х. (1375/1376 г.) Сарай мог захватить хан Токтамыш [Миргалеев 2003, с. 52]. Однако специалисты-нумизматы считают, что исследователь опирается на недостоверные данные [см.: Гончаров 2008, с. 59].

178

ПСРЛ 1949, с. 185. См. также: Федоров-Давыдов 1960, с. 151, 163; Миргалеев 2003, с. 36. Л. Войтович считает Мухаммада родным братом Абдаллаха [Войтович 1999].

179

Русские летописцы сообщают, что около 1379 г. Мухаммаду было 18 лет [Татищев 2005, с. 159]. Следовательно, он родился около 1361 г. Эти данные опровергают мнение М. Г. Сафаргалиева о том, что Мухаммад-хан был сыном Тинибека, старшего брата Джанибека [Сафаргалиев 1996, с. 520] — ведь Тинибек был убит в 1342 г.

180

См.: Варваровский 2008, с. 89; Миргалеев 2003, с. 37; 2007, с. 217-218. И. М. Миргалеев полагает, что Тулунбек-ханум фигурирует в русских средневековых источниках под именем «царя Теляка» [Миргалеев 2003, с. 37]. В. Л. Егоров считает, что Тулунбек — последний (третий) хан, возведенный на трон Мамаем [Егоров 1980, с. 208].

181

Греков, Якубовский 1998, с. 215; Янина 1954, с. 446; Сидоренко 2000, с. 286; Марков 1896, с. 476-477; 2008, с. 49; История 2009, с. 302.

182

ПСРЛ 1949, с. 185. См. также: Варваровский 2008, с. 101. Некоторые историки, опираясь на летописное сообщение, делают вывод, что соправителем Асана стал некий «Мамат Салтан» или «Салтан, Баков сын». Они полагают, что речь идет либо о самом хане Мухаммаде [Насонов, 2002, с. 321; Кучкин 1996, с. 121], либо о его малолетнем сыне [Насонов 2002, с. 317; Горский 2000, с. 92; Варваровский 2008, с. 101]. Однако, на наш взгляд, такой вывод отнюдь не вытекает из сообщений летописцев: по-видимому, речь идет всего лишь о том, что Асан признал власть хана Мухаммада. «Баков сын», видимо, означает, что Мухаммад происходил от одного из многочисленных сыновей или внуков Узбека, чье имя оканчивалось на «...бек» [ср.: Мухамадиев 1983, с. 95; см. также: История 2009, с. 462].

183

См.: Григорьев 1983, с. 34.

184

Зимин 1955, с. 465.

185

Григорьев 20046, с. 183-184; Рыкин 2007, с. 482-483.

186

См.: Почекаев 20086, с. 32. Несомненно, речь идет об итальянском варианте титула «тудун», который еще со времен Хазарского каганата носили тюркские правители Крыма [см.: Смирнов 2005, с. 74-78; Виноградов, Комар 2005, с. 40]. Согласно В. Гейду и А. Е. Гайворонскому, титул «тудун» (titanus/zittain) еще в эпоху первых Гиреев носили ханские наместники в генуэзских владениях в Крымском ханстве вплоть до захвата их Османской империей в 1475 г. [Гейд 1915, с. 143-144; Гайворонский 2007, с. 25, 45]. А. П. Григорьев в своих ранних работах высказал предположение, что «дядиною» — искаженный в русском переводе титул «тудун», однако позднее отказался от этой этимологии [Григорьев 1980, с. 172-173; 20046, с. 183-184].

187

См.: Федоров-Давыдов 1973, с. 136; История 2009, с. 443.

188

Вполне резонным представляется мнение И. Л. Измайлова, что Мамай, в течение всей своей жизни боровшийся за централизацию ханской власти в Золотой Орде, фактически способствовал ее деградации и усилению центробежных тенденций [История 2009, с. 700].

189

О времени прихода к власти Урус-хана см. подробнее: Гаев 2002, с. 14. Ср.: Ускенбай 2002, с. 93.

190


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мамай. История «антигероя» в истории"

Книги похожие на "Мамай. История «антигероя» в истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роман Почекаев

Роман Почекаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роман Почекаев - Мамай. История «антигероя» в истории"

Отзывы читателей о книге "Мамай. История «антигероя» в истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.