Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Описание и краткое содержание "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать бесплатно онлайн.
Книга московского писателя Дмитрия Александровича Урушева посвящена старообрядчеству. История этого исконно русского духовного движения от трагического Раскола середины XVII века до наших дней предстает в портретах выдающихся его деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), в рассказах о достопамятных событиях. Книга написана на богатом фактическом материале, что не лишает ее легкости стиля и простоты изложения. Она будет интересна самой широкой читательской аудитории — не только подготовленным специалистам, но и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга Урушева может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».
На обложке дан фрагмент картины M.B. Нестерова «Великий постриг»
Епископ Викентий был приговорен к десяти годам заключения, но отбыл в Свирских исправительных лагерях только год. Еще во время войны у него заболели ноги, а в неволе эта болезнь усилилась. Поэтому в сентябре 1933 года он был досрочно освобожден по состоянию здоровья.
В 1934 году скончался глава Старообрядческой Церкви, архиепископ Московский и всея Руси Мелетий (Картушин). Нужно было созывать Освященный Собор для выборов нового предстоятеля, что по условиям того времени было совершенно невозможно. Между епископами началась переписка, в результате которой владыка Викентий был признан достойным стать местоблюстителем московского архиепископского престола.
Епископ Викентий обосновался в Москве и часто служил не только в Покровском соборе на Рогожском кладбище, но и в уцелевших старообрядческих храмах. После службы он всегда читал проповеди, что по тем временам было очень смело.
Галина Мариничева вспоминала: «В это время я уже училась в начальной школе. В преподавании главный упор тогда делался на атеизм, причем в очень вульгарной форме. Учебники были напичканы антирелигиозными статьями, даже грязными частушками, которые меня, ребенка из верующей семьи, и оскорбляли, и вместе с тем вводили в смущение. Тогда же я услышала с амвона проповеди епископа Викентия, которые воспламеняли огонь веры в моем сердце, давали ответ на многие недоуменные вопросы».
Но служение местоблюстителя Викентия оказалось недолгим. В газете «Известия» от 30 января 1938 года была опубликована клеветническая статья некоего А. Юрина «Архиепископ всея Руси», призванная опорочить владыку Викентия в глазах верующих. В статье архиерей обвинялся во всех мыслимых и немыслимых грехах: он, бывший белогвардейский офицер, церковный карьерист, погубивший жену ради архиерейского сана, румынский шпион, горький пьяница, дебошир и пр. Так началась травля епископа.
Вечером 5 марта 1938 года владыка Викентий был арестован у себя в квартире. Его доставили во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянской площади. Через несколько дней его перевели в Бутырскую тюрьму, а оттуда — в Лефортовскую. Здесь, в медсанчасти, после очередного допроса святитель скончался ночью 13 апреля от кровоизлияния в мозг. Тело его увезли в крематорий Донского кладбища, а прах захоронили в общей могиле.
Но время все расставляет по своим местам. В 1990 году Генеральная прокуратура реабилитировала Василия Никитина и признала ложными обвинения в его адрес[202].
Опубликовано: газета «НГ-религии» (приложение к «Независимой газете»), 2008, № 7 (154).
ИЗ КОЛЕНА АВВАКУМОВАУ писателя Федора Абрамова есть небольшой рассказ «Из колена Аввакумова» о нелегкой судьбе старухи-староверки, дважды побывавшей в лагерях за то, что отказывалась работать по воскресеньям. Но рассказ не только об этом, он — о духовной силе простой русской женщины, которая «через все страдания, все испытания с двуперстным крестом прошла».
Такую же искреннюю и простую веру пронес через все невзгоды и испытания митрополит Алимпий, 17 лет возглавлявший Русскую Православную Старообрядческую Церковь и скончавшийся два года назад, 31 декабря 2003 года.
Будущий иерарх (в миру Александр Гусев) родился в 1929 году в Нижнем Новгороде в семье старообрядцев Капитона Ивановича и Александры Ивановны Гусевых.
О своих родителях митрополит рассказывал: «Отец с матерью познакомились в Лыскове в храме, а поженились примерно в 1925 году. Всего в семье было шестеро детей. Когда родители поженились, начал перестраиваться Сормовский судостроительный завод, отца как квалифицированного кузнеца взяли туда на работу. В семье уже было двое детей, старший брат и я, а квартиры не было, вот и пришлось через три года возвращаться в Лысково».
В Лысково, тихом поволжском городке, была старообрядческая церковь, священника которой арестовали в 1936 году. Угроза закрытия нависла над храмом. Тогда Виктор Бармин, дядя будущего Митрополита, перенес к себе домой часть церковной утвари и устроил тайную моленную. Нов 1941 году дом Барминых вместе с моленной сгорел.
Когда началась Великая Отечественная война, Капитон Иванович был мобилизован на трудовой фронт и работал на заводе в городе Дзержинске. В это время Лысково посетил старообрядческий священник Стефан Хапугин из села Красный Яр. Он предложил Александре Ивановне устроить в избе домовую церковь.
Гусевы всей семьей взялись за это дело: убрали печь, устроили алтарь и клиросы. Священник Кирилл Бушуев, тайно проживавший в Лыскове, освятил домовый храм во имя св. Иоанна Богослова и стал совершать в нем регулярные богослужения.
В 1945 году власти вернули староверам Успенскую церковь в городе Горьком, а домашний храм Гусевых закрыли. Теперь старообрядцам из Лыскова, чтобы попасть на богослужение, приходилось преодолевать путь в 100 км. Среди ревностных богомольцев, добирающихся до Горького на церковные праздники, был и юный Александр Гусев.
В послевоенные годы он устроился работать бакенщиком, о чем впоследствии вспоминал: «Работа была тяжелая, постоянно в воде. Ночью пройдет плот, два-три бакена собьет. Какие мы найдем — ставим обратно, какие не найдем — ставим новые».
Потом Александр служил в пожарной команде Лыскова, откуда был призван во флот, в морской стройбат в Кронштадте. В 1953 году Гусев вернулся домой и продолжил службу в пожарной части. Парторг команды сочувствовал верующему юноше: «Александр, ну куда ты пришел? Что ты здесь делаешь? Не место тебе здесь, тебе в храме где-нибудь служить надо!»
По благословению духовного отца, протоиерея Петра Селина из Горького, Александр в 1959 году переехал в село Дурасово Костромской области для помощи 85-летнему священнику Алексию Сергееву. Но в 1961 году по требованию властей Гусев покинул село. Он отправился в Горький и стал исполнять обязанности уставщика при Успенской церкви.
В 1967 году власти Горького закрыли и взорвали старообрядческий храм, стоявший на видном месте, а вместо него передали верующим заброшенную церковь на кладбище. На освящение нового храма прибыл глава Старообрядческой Церкви, архиепископ Иосиф (Моржаков). Он рукоположил Александра в сан дьякона.
Митрополит Алимпий рассказывал: «Когда владыка Иосиф предложил мне стать дьяконом, то сказал: или женись, или давай обет безбрачия. Я отца Петра Селина спросил, он и посоветовал принять безбрачие, чтобы каждый день молитвенное правило читать по монастырскому уставу. Так с тех пор я и жил».
В 1969 году на Освященном Соборе Старообрядческой Церкви дьякон Александр Гусев был избран кандидатом в епископы, однако принял архиерейский сан только в 1986 году.
Годы застоя тяжело сказались на старообрядчестве, обескровленном сталинскими и хрущевскими репрессиями. Власти запрещали домашнее духовное воспитание, не пускали молодежь в храмы. Казалось, что «древлее благочестие» вымирает.
Доля правды была в словах «Настольной книги атеиста», посвященных староверию: «Ряды его сторонников уменьшаются в последние десятилетия довольно быстрыми темпами… Пополнение общин идет в основном за счет семей верующих. Однако это не может восполнить потери в численности старообрядцев за последние годы».
К началу «перестройки» в Старообрядческой Церкви осталось только три престарелых архиерея: архиепископ Никодим (Латышев), епископы Анастасий (Кононов) и Евтихий (Кузьмин). Владыка Никодим тяжело болел и безвыездно жил в Молдавии, в родном селе Старая Добруджа.
Анастасий, епископ Донской и Кавказский, уговорил диакона Александра принять архиерейский сан. По благословению владыки Никодима в 1985 году Анастасий рукоположил Александра в священники, а затем постриг в иночество и нарек Алимпием.
Затем, 5 января 1986 года, в городе Клинцы (Брянская обл.) епископы Анастасий и Евтихий возвели отца Алимпия в святительский сан. Предполагалось, что после смерти Никодима Анастасий станет архиепископом, а Алимпий возглавит Донскую и Кавказскую епархию.
Однако развитие событий приняло неожиданный ход. Архиепископ Никодим скончался 11 февраля 1986 года, а епископ Анастасий — 9 апреля. И Освященный Собор избрал владыку Алимпия новым главой Старообрядческой Церкви.
В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие крещения Руси, российские староверы сумели осуществить свою давнюю мечту — преобразовать Московскую Архиепископию в Митрополию. Решение об этом было принято на Соборе 1988 года, хотя власти до последнего пытались воспрепятствовать этому.
На этом же Соборе было принято новое официальное название Церкви — Русская Православная Старообрядческая Церковь вместо прежнего Древлеправославная Церковь Христова. А 24 июля 1988 года в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве состоялось торжественное возведение архиепископа Алимпия в сан митрополита Московского и всея Руси.
С учреждения Московской Митрополии началось возрождение Старообрядческой Церкви. В годы служения владыки Алимпия в несколько раз увеличилось число приходов, пополнились ряды священнослужителей, верующим были возвращены многие храмы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Книги похожие на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Отзывы читателей о книге "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах", комментарии и мнения людей о произведении.