» » » » Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах


Авторские права

Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах
Рейтинг:
Название:
Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4444-0574-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Описание и краткое содержание "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать бесплатно онлайн.



Книга московского писателя Дмитрия Александровича Урушева посвящена старообрядчеству. История этого исконно русского духовного движения от трагического Раскола середины XVII века до наших дней предстает в портретах выдающихся его деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), в рассказах о достопамятных событиях. Книга написана на богатом фактическом материале, что не лишает ее легкости стиля и простоты изложения. Она будет интересна самой широкой читательской аудитории — не только подготовленным специалистам, но и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга Урушева может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».

На обложке дан фрагмент картины M.B. Нестерова «Великий постриг»






На этом же Соборе было принято новое официальное название Церкви — Русская Православная Старообрядческая Церковь вместо прежнего Древлеправославная Церковь Христова. А 24 июля 1988 года в Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве состоялось торжественное возведение архиепископа Алимпия в сан митрополита Московского и всея Руси.

С учреждения Московской Митрополии началось возрождение Старообрядческой Церкви. В годы служения владыки Алимпия в несколько раз увеличилось число приходов, пополнились ряды священнослужителей, верующим были возвращены многие храмы.

В Москве староверам вернули полуразрушенный Рождественский собор на Рогожском кладбище, Никольский храм на Бутырском Валу и Покровский храм в Турчаниновом переулке.

Во многих городах и селах церкви были отстроены заново. Большинство этих храмов освятил сам владыка Алимпий, много времени и сил отдававший архипастырским поездкам по России.

При всей высоте своего сана митрополит вел строго аскетическую жизнь инока. Он не интересовался мирской суетой, читал только духовные книги и, несмотря на телесную немощь, неукоснительно соблюдал строгое монастырское молитвенное правило. От усердного наложения крестного знамения его будничная ряса была до дыр пробита на плечах.

Председательство на Соборах, освящение храмов, поездки по стране и постоянная забота о решении множества насущных вопросов церковной жизни не могли не сказаться на здоровье владыки Алимпия. Но сам иерарх никогда не говорил о своих недугах.

Незадолго до смерти митрополита Александр Васильевич Антонов, редактор старообрядческого журнала «Церковь», пытался уговорить его на время воздержаться от участия в богослужениях. На это владыка Алимпий с искренним удивлением ответил: «Да ты что говоришь-то! Я после каждой службы молодею на десять лет».

В конце 2003 года здоровье митрополита резко ухудшилось — он был госпитализирован в Пироговскую больницу, где и скончался от инфаркта ранним утром 31 декабря. Похороны главы Старообрядческой Церкви состоялись 4 января 2004 года на Рогожском кладбище.

Люди, знавшие владыку Алимпия, навсегда запомнят его как необыкновенно доброго, скромного и доступного в общении человека. А верующие назовут его подвижником и столпом благочестия, превыше всего ценившим молитву и богослужение.

Опубликовано: газета «НГ-религии» (приложение к «Независимой газете»), 2006, № 1 (173).

ЖИЗНЬ ПО КАНОНАМ

Древние византийские каноны повелевают раз в году собираться церковным Соборам. Это правило, как и прочие «преданья старины глубокой», твердо соблюдают русские старообрядцы. Даже в эпоху гонений (а староверов преследовали то царская, то советская власть) в Москве, в Рогожском поселке, проходили Соборы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). На Соборах всегда присутствовали не только епископы и священники, но и миряне — делегаты со всей огромной России, без участия которых в Старообрядческой Церкви не принимается ни одно решение.

Так было и на очередном Соборе, проходившем 19–22 октября <2004 года> под председательством главы РПСЦ, митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), сменившего у церковного кормила власти митрополита Алимпия (Гусева, 1929–2003), управлявшего Церковью с 1986 года.

Митрополит Андриан, став во главе Церкви в феврале этого года, успел объездить всю Россию и побывать в ближнем зарубежье (на Украине и в Молдавии). Во время своих поездок Митрополит не только общался с верующими, но также встречался с представителями светской власти и Русской Православной Церкви (РПЦ).

Выступая с докладом на открытии Собора, митрополит Андриан отчитался перед своей паствой и наметил некоторые перспективы развития Церкви в ближайшем будущем. Именно этот доклад стал наиболее примечательным событием Собора. В докладе Митрополит заявил, что главная цель его поездок по стране — «на личном опыте познакомиться с реальным положением церковных дел».

Результаты поездок не удовлетворили митрополита: «По общему впечатлению, приходская жизнь в регионах чаще всего ограничивается совершением уставного богослужения, кое-где к этому еще добавляются заботы о ремонте действующего или о строительстве нового храма. Еще далеко не везде созданы и действуют воскресные школы, недостаточно широко ведется проповедническая работа со взрослым населением… Эти болезненные явления возникли не сегодня, но это не значит, что Церковь готова терпеть их и далее».

Поэтому митрополит предложил Собору обсудить проблему внешней активности Церкви и меры, способные поднять престиж старообрядчества в современном мире: «Старообрядцы пока еще не привыкли проявлять свою духовную активность во внешнем мире, удовлетворяясь тем, что государство наконец-то оставило их в покое и предоставило возможность заниматься своими проблемами. Однако очевидно, что такие настроения ведут к самоизоляции, ослаблению и вырождению. Это положение нужно решительно менять».

Впрочем, вырываясь из замкнутого круга многовековой самоизоляции, староверы не собираются объединяться с Московским Патриархатом (МП), взявшим на себя роль собирателя Русских Церквей. Открытый призыв к объединению старообрядцев и «новообрядцев» прозвучал на недавнем Архиерейском Соборе РПЦ в докладе митрополита Кирилла (Гундяева)[203], председателя Отдела внешних церковных связей МП: «Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия».

На эти слова митрополит Андриан отреагировал достаточно определенно. Высказавшись за «честный, откровенный обмен мнениями», он заявил: «Появившиеся опасения о неоправданном сближении и тем более объединении с РПЦ совершенно безосновательны и неуместны. Ни объединение, ни даже разговоры о нем не входили и не могут входить в наши планы».

Таким образом, уклонившись от объятий РПЦ, староверы в очередной раз продемонстрировали свой твердый характер, закаленный столетиями гонений и борьбы за существование.

Опубликовано: газета «НГ-религии» (приложение к «Независимой газете»), 2004, № 20 (150).

ТАЙНА СТАРОЙ ВЕРЫ

Когда в начале Великого поста 1653 года патриарх Никон разослал по храмам Москвы указ о введении новых церковных обрядов, протопоп Иоанн Неронов, настоятель Казанского собора, что на Красной площади, затворился в келье кремлевского Чудова монастыря и в течение седмицы предавался непрестанной молитве.

Как рассказывает в своем прославленном «Житии» протопоп Аввакум, в это время был ему голос от образа Спасова: «Время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!» Эти пророческие слова на несколько веков определили ход всей старообрядческой истории: вплоть до 1905 года староверы «неослабно» страдали от притеснения светских и духовных властей.

Начало гонениям на ревнителей «древлего благочестия» положил сам патриарх Никон, когда в том же 1653 году арестовал и отправил в ссылку «строптивых» протопопов (Иоанна, Аввакума и Даниила), подавших государю Алексею Михайловичу челобитную в защиту старых обрядов. В следующем году Никон безжалостно расправился с другим своим противником, епископом Павлом Коломенским, — предал его «на лютые биения и наказания», а затем и «на дальние заточения».

Со времен царя Алексея Михайловича старообрядцы были объявлены врагами государства — «ворами» и «раскольниками». Так в середине XVII столетия началось гонение на староверов, которое Александр Солженицын определил как «самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости». Это чудовищное самоуничтожение продолжалось с незначительными перерывами до наших дней. Пожар гонений, охвативший всю Россию, то затухал, то разгорался с новой силой.

При императрице Екатерине II этот пожар обратился в золу и угли. При «матушке Екатерине» староверам наконец-то вышло облегчение. В 1783 году было законодательно запрещено употребление в официальных бумагах и в разговоре слова «раскольник». А в 1771 году в Москве возникли Рогожское и Преображенское старообрядческие кладбища, ставшие всероссийскими центрами «древлего благочестия».

Однако внук Екатерины II, Николай I, сумел раздуть из, казалось бы, остывших углей новое пламя. Его царствование стало одним из самых мрачных периодов старообрядческой истории. В «богоугодном» деле борьбы с «расколом» императору усердно помогал митрополит Московский Филарет (Дроздов). Репрессивную политику Николая I продолжил «царь-освободитель» Александр И.

С Высочайшего одобрения и при активном участии митрополита Филарета 7 июля 1856 года были опечатаны алтари Покровского и Рождественского соборов на Рогожском кладбище. В течение полувека в храмах не совершалась литургия, а молящиеся были вынуждены лицезреть на царских дверях иконостаса полицейские печати красного сургуча.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Книги похожие на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Урушев

Дмитрий Урушев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Отзывы читателей о книге "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.