» » » » Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах


Авторские права

Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах
Рейтинг:
Название:
Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4444-0574-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Описание и краткое содержание "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать бесплатно онлайн.



Книга московского писателя Дмитрия Александровича Урушева посвящена старообрядчеству. История этого исконно русского духовного движения от трагического Раскола середины XVII века до наших дней предстает в портретах выдающихся его деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), в рассказах о достопамятных событиях. Книга написана на богатом фактическом материале, что не лишает ее легкости стиля и простоты изложения. Она будет интересна самой широкой читательской аудитории — не только подготовленным специалистам, но и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга Урушева может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».

На обложке дан фрагмент картины M.B. Нестерова «Великий постриг»






И когда воевода учинил столькие и таковые кровопролития, разорив обитель чудотворцев, когда совершил оную кровавую жертву неугодную Богу, тогда государь царь оставляет венец своего царствия, оставляет и власть над миром и смертью от сего жития (о, слез!) умирает.

Воевода Мещеринов, ничего не ведая о смерти самодержца, посылает гонца в Москву, радостно возвещая о взятии обители. И оба гонца встретились в Вологде. Один радостно нес прощение обители, другой печально поведал о ее разорении. И <оба> возвратились к царствующему городу.

Когда въехали в город, увидели странное зрелище: царский синклит и прочие благородные, облаченные в черные одежды, безгласно свидетельствуют о плачевном происшествии, возвещают всем смерть самодержца, понуждают всех рыдать о своем государе.

По смерти самодержца сын его Феодор получил скипетр державы Российской как наследие отца и деда. Услышал он от неких, что Мещеринов в Соловецкой киновии грабит имущество церковное и казенное, и повелел указом его в Москву бесчестно взять. И так оный мучитель немилостивый, зверонравный разоритель святой киновии и лютейший кровопийца был с поруганием и в железе свезен к царскому городу. В скором времени от земного суда был взят к небесному и неподкупному суду пожинать горчайшие плоды мучительских и кровопролитных посевов.

Что же тот прелукавый предатель <Феоктист>? Второй образом и делом Иуда, величайший виновник столь премногого кровопролития по сказанному: «Предавший Меня тебе больший грех имеет» (Ин. 19,11). Разве без наказания, разве без отмщения эту жизнь окончил? Ничуть! Но как многую злобу сотворил, так и многое томление получает и исчезает из жизни.

Ибо по взятии монастыря посылается в приказ в Вологду и попущением Божьим, повредившись умом, впадает в нечистые страсти, в скверны блудной похоти. Потом впал в неизлечимые болезни, в болезни струпной проказы. Все тело окаянного от головы до ног кипело лютым гноем. Таким тяжким мучением, столькими нестерпимо болящими струпьями многое время зло томим, зло отдал злейшую свою душу, немилостиво взят был от временного мучения к бесконечному.

Опубликовано: журнал «Истина и жизнь», 2003, № 4.

Семен Денисов

ВИНОГРАД РОССИЙСКИЙ

(фрагменты)

Гряди же на царственную тризну, на самое поле сражения и узри начальный город Российского царствия, не столь сияющий золотом, сколь обагряющийся неповинной кровью славных страдальцев. Узри суровое и кровавое принуждение к Никоновым новшествам. Узри и крепких оруженосцев Христа моего, храбро страдавших за слово свидетельства Его.

ГЛАВА I О ЕПИСКОПЕ ПАВЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

Начальник оного доброго воинства был не от простого народа, не от крестьянского сословия, но пастырь Христова стада, бодрый страж церковной доброты, златокованая труба благочестия, ревностью и именем согласный избранному сосуду <апостолу Павлу>, чудный архиерей коломенского города. Богатство ревности, изобилие разума, постоянство твердости в оное время вознесли его на светильник явления и светло всем показали.

Ибо когда Никон собрал Собор, коварством уверил всех, что подобает исправить старопечатные книги, якобы не согласные с древними харатейными и письменными. Все архиереи и священники простой верой поверили тому, думая, что Никон — истинный пастырь.

Но не Павел, тезоименный верховному <апостолу>, внутренние очи которого были отверсты! Он познал волка, прикрытого овечьим одеянием. Так противостал дивным дерзновением о древнем церковном благочестии, что Никон писал на него жалобы к вселенским патриархам.

Говорят же некие, что тогда по Никонову принуждению российские архиереи подписывались под свитком <соборных постановлений>, под написанным или ненаписанным, не могу о том точно сказать. Дивный же Павел, коломенский архиерей, дивное подписание дивно начертал. Показал не некое соединение, не какое соглашение, бывающее от младенческого страха, но мужественный церковный глас чудно объявил: «Если кто от обычных преданий Святой Кафолической Церкви отымет, или приложит к ним, или по-иному развратит, анафема да будет!»

Этим мужественным начертанием Никоново сердце словно острым оружием так крепко пронзил, что Никон не смог удержать злобную ярость, но, призвав дивного Павла, своими руками (о, злобная ярость!) бил того священного по священному лицу.

Не усрамился великого чина священства, не устыдился святости честных седин мужа, не убоялся апостольских правил, грозящих извержением дерзающим на такое. Этим заявил о себе, очевидно показав, что не пастырской ревностью, но мучительской лютостью вводит новые догматы.

Что же славный Павел? Разве убоялся досады, разве смалодушествовал о бесчестии? Никак! Но стоял в древнем церковном благочестии непреклонен, как столп. И патриарх Никон предлагал ему многие увещания и лестные слова и прежде, и тогда, и потом, дабы преклонить его к своему намерению. И обрел не малодушного, но крепкого и великодушного воина.

Указывал Никон на просторечие старопечатных книг, неукрашенных словесной красотой. А Павел указывал на простоту евангельской истины и рыбацкий язык апостольской проповеди. Никон утверждал, что исправление новопечатных книг необходимо и должно совершаться по правилам грамматического художества, А Павел указывал, что новшества полагаются не по грамматическим правилам: «Какие правила отметают трисоставный крест с просфор? Какая грамматика возбраняет двумя перстами знаменоваться? Какой синтаксис постановляет пятью перстами благословлять? Какая пиитика узаконивает «аллилуйю» троить? Не по правилам грамматики отметаете седмицу просфор в службе, символ <веры> приложениями и отложениями изменяете, поклоны в посты отъемлете. Всему тому грамматика не учит, не наставляет. Но по писанию святых отцов до конца неизменно должно содержаться древнее предание Святой Кафолической Церкви, учительства и гласы святых церковных учителей, греческих и российских, прекрасный древний церковный обычай, неизменно от греков принятый, неизменно сохраненный до нас. Мы же последуем древнему церковному законоположению. Мы соблюдаем заповеди святых отцов. Еще же должно бояться отеческих клятв и запрещений, говорящих: проклят разоряющий отеческие уставы и неизменные церковные уставы, которые положили отцы твои».

Никон предлагал новопечатные книги греков, нынешние обычаи, сегодняшние чины, которым увещевал последовать. А Павел указывал, что греческие новопечатные книги древнегреческим рукописям весьма не согласны, ибо печатаются в латинских странах и растленно печатаются. В них же указано и исхождение Святого Духа от Отца и Сына, и обливание в крещении, и иные латинские заблуждения насеяны. Оттого и недостоверны.

И говорил о греках, что нынешние обычаи греческие с древним греческим обычаем и преданием несходны. Троеперстное их знамение и пятиперстное благословение несогласны древнегреческим учителям Феодориту, Мелетию, Петру Дамаскину, Никифору Панагиоту и Максиму Греку. Они своими вдохновенными словами научили двумя перстами креститься и благословлять. Несогласны и всей Древневосточной Кафолической Церкви, иконным изображениям, всегда являющим двуперстное сложение. Несогласны и святым апостолам, чрез дивного евангелиста и живописца Луку показывающим иконным изображением самого Христа Бога, благословляющего двумя перстами Своих учеников.

Говорил о греках, что живут они неволей под страхом агарянской державы и нуждами стеснены, с оными <агарянами> сообщаются и отступают от многих чинов церковных и преданий, о чем свидетельствует старец Арсений Суханов, посланный от патриарха Иосифа.

Показывал Никону древний харатейный славянский «Устав», в нем же <земные> поклоны в святой Великий пост и в прочие. Там же повелевается с коленами головы преклонять на прежде-освященной <литургии> и в вечер Пятидесятницы, и прочие уставы и обычаи согласно старопечатным книгам. Такими и иными показаниями Павловы вдохновенные уста явили Никона всего безгласна, всего посрамлена.

Не сумев увещаниями одолеть духоносного мужа, <Никон> снова обратился на ярость и гнев. Повелел оную книгу «Устав» отобрать, самого богоносного Павла темнице предать. Написал на него константинопольскому <патриарху> Паисию, поведав об упорстве и крепости мужа. И оттуда ответ о нем получил, который обретается в <книге> «Скрижаль», в послании Паисия.

Также патриарх Никон, когда не смог ни страхом, ни биением, ни темницами и оковами преклонить того <Павла>, в ссылку и заточение посылает, в один из убогих монастырей, именуемый Палеостровский, в северных странах, в Олонецком уезде, лежащий близ студеного моря. Там дивный Павел долготерпеливо препроводил немалое время, ясным гласом и светлой душой свободно проповедуя древнего церковного благочестия светлость.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Книги похожие на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Урушев

Дмитрий Урушев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Отзывы читателей о книге "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.