Джон Паркер - Британские командос 1940-2000

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Британские командос 1940-2000"
Описание и краткое содержание "Британские командос 1940-2000" читать бесплатно онлайн.
Дерзкие диверсанты, бесстрашные и умелые бойцы, британские коммандос, созданные в начале Второй мировой войны для рейдов в тыл врага, были и остаются отборным войском «туманного Альбиона». Книга английского писателя Джона Паркера основана на воспоминаниях многих офицеров и солдат, служивших в отрядах коммандос, и посвящена истории этих элитных подразделений с 1940 до 2000 г.
«К несчастью, мы потеряли одно десантно-высадочное судно и солдаты утонули в бушующем море. Я вытащил из воды одного парня и слышал, как где-то позади взывает о помощи его товарищ, однако в темноте мы его потеряли. Мы искали целый час в пяти милях от французского берега, но не смогли никого найти. Затем появились вражеские торпедные катера, и под обстрелом мы потеряли еще больше солдат. Мы представляли легкую добычу и надо было побыстрее убираться прочь. Мы больше ничего не могли сделать и вернулись в Дувр».
Вернемся к отчету Билла Спирмана:
«Как бы то ни было, на следующую ночь мы опять отправились в рейд, чему все десантники очень удивлялись после того, что случилось, и особенно после того, как немцы нас обнаружили. Полагаю, что командованию не терпелось впервые ввести в бой канадские войска. Итак, мы отправились снова. И снова немцы, казалось, поджидали нас, и о том, что они сотворили, вы не прочтете ни в одной книге, но это правда. Вместо того чтобы обстрелять нас на подходе, они позволили нам высадиться. Мы десантировались на удобной площадке — потрясающий сюрприз после предыдущей ночи, однако это была ловушка. Как только мы высадились, в море началась стрельба. Небо осветилось трассирующими снарядами.
В том районе у немцев были торпедные катера, похожие на наши, но более быстрые. Как только мы десантировались, началось настоящее светопреставление. Вражеские торпедные катера встали полукругом и заперли наши катера… потом они открыли огонь, и наши экипажи не могли выбраться, во всяком случае, легко выбраться. Пока на море шло сражение, мы направились к нашим целям; моя группа должна была напасть на радарную станцию в трех милях от берега. Приближаясь к станции, мы подошли к окопу… из которого появился немецкий солдат с винтовкой. Он бросился на меня… его штык пронзил мое довольно толстое снаряжение, ремень и проник в живот. Хлынула кровь, и я решил, что мне конец. Но Джо Уолш, который был со мной, пристрелил немца и мы пошли дальше. Я не так уж сильно был ранен, хотя шрам остался до сих пор.
Вскоре вспыхнула сигнальная ракета Вери — строгий приказ нам возвращаться к берегу. У нас были датские и французские деньги на тот случай, если мы попадем в беду и не успеем отойти морем. Такое всегда было возможно, и нас заранее проинструктировали, где найти помощь (от французского Сопротивления). Однако в этом не было необходимости. Мы вернулись на берег и погрузились в десантно-высадочное судно, затем вышли в море и поднялись на торпедные катера. Сражение все еще продолжалось. Один снаряд пробил борт нашего катера и взорвался в радиорубке, убив двоих. Самое страшное — вернуться из рейда на корабль, думать, что ты в безопасности, и обнаружить, что бой вокруг тебя все еще продолжается».
Экипажам военного флота удалось вызволить коммандос из засады и без дальнейших инцидентов пересечь Ла-Манш. На следующий день британские коммандос с удивлением — и яростью — обнаружили газетные заголовки: «КАНАДЦЫ ВЫСАДИЛИСЬ ВО ФРАНЦИИ». Они прекрасно знали, что это не вся правда. Может, кое-кто из канадцев и попал на берег, но, как признал в своей книге лорд Ловат, большинство застряло на отмели. Злость Билла Спирмана и его товарищей подтверждает следующее:
«Мы уже слышали, что они не высадились. Нам объяснили, что они отказались из-за сильного обстрела, но только годы спустя мы узнали правду. О нас в прессе упоминалось по другому поводу: к нам был назначен офицер, лейтенант, очень приятный парень, который умудрился потерять ботинки и покинул корабль в том, что смогли найти, а нашли пару теплых тапочек. Заголовок «Всемирных новостей» («News of the World») гласил: КОММАНДОС ДЕСАНТИРУЮТСЯ В ТАПОЧКАХ. Какая разница, в чем пробираешься через колючую проволоку? Все это было довольно глупо».
Сотрудники Маунтбеттена обнаружили, что он использовал все возможности, чтобы получить положительные отзывы в газетах и на Би-Би-Си. Один из примеров привел автору майор Гарри Хоулден-Уайт, проводивший испытания нового изобретения ученых Маунтбеттена: управляемую вручную миниатюрную торпеду, приводимую в движение моторчиком от автомобильного стеклоомывателя. В первый раз их применили (и обнаружили их абсолютную бесполезность) в операции «Торч» при высадке в Оране в ноябре 1942 г., и, хотя все вторжение в итоге прошло успешно, первая волна десантников была обстреляна с береговых батарей, и были потеряны сотни жизней. Гарри вспоминал:
«Когда я в конце концов вернулся в Англию, меня вызвали к Маунтбеттену. Я все еще был ожесточен из-за Орана и намекнул, что, по моему мнению, позорно потеряно слишком много людей. Маунтбеттен свирепо взглянул на меня, но пропустил мое замечание мимо ушей, так как в кабинете находился полковник Роберт Энрикес, отвечавший за связи с прессой. Маунтбеттен хотел, чтобы я дал интервью на Би-Би-Си и представил события в радужном свете. Я был возмущен. Мне казалось, что наживаться на такой катастрофе — предательство по отношению к павшим. Было и еще будет много неудач… шансы на выживание определенно против таких, как мы, и я не собирался говорить, как прекрасно все прошло. Не собирался, черт побери. Поэтому он очень неохотно в конце концов подписал приказ о моем награждении «Военным крестом»».
Можно представить, что нечто подобное произошло и по возвращении коммандос из первого совместного с войсками Содружества рейда. Судя по реакции прессы на то, что Ловат назвал «маленьким рейдом», явно удалось скрыть тот факт, что при первой попытке высадки среди коммандос имелись нечаянно потопленные, и преувеличить роль канадцев. Но, кроме желания обеспечить рейду определенное освещение в прессе, была еще одна причина. Маунтбеттен и его штаб уже планировали гораздо более масштабную операцию, в которой канадцы оказались бы намного полезнее, и этому плану предстояло стать поводом одной из самых ожесточенных дискуссий о Второй мировой войне.
Споры бушуют и в двадцать первом веке. Различные интернет-сайты посвящены воспоминаниям и критике, особенно со стороны канадцев. Одно упоминание слова Дьепп до сих пор вызывает гнев. Очень скоро после рейда в Булонь стало ясно, что он задуман как предшественник крупного десанта войск и танков в Дьепп. В предыдущие пару месяцев Маунтбеттен с головой ушел в разработку плана, известного как операция «Следжхаммер»: высадки на французском побережье ударной группы в несколько тысяч человек с тяжелым вооружением и открытия нового фронта в Западной Европе для помощи русским. Маунтбеттен был ключевой фигурой в планировании вторжения во Францию. По его замыслу возглавлять войска вторжения должны были коммандос, СБС и парашютисты.
Несмотря на давление американцев, требующих более активных действий в Европе, начальники штаба и Кабинет военного времени никак не могли прийти к согласию относительно «Следжхаммера»: ни насчет места высадки, ни насчет готовности союзников к масштабным сражениям в Западной Европе, тем более что японцы захватили Сингапур, а Роммель давил на 8-ю армию в Северной Африке. В итоге «Следжхаммер» был отложен, а затем заменен операцией «Торч» в Северной Африке в ноябре 1942 года. Когда стало ясно, что «Следжхаммер» не состоится, Маунтбеттен заявил в Комитете начальников штабов: «Тем важнее совершить еще один крупный рейд».
Маунтбеттен задержал все другие операции, включая и операцию Блонди Хазлера «Франктон». В планировании налета на Дьепп, начавшемся во время рейда в Булонь, чувствовалась спешка: Маунтбеттен хотел представить свои предложения Комитету начальников штабов к середине мая. Ему противостояли главнокомандующие всех трех родов войск, каждый из которых настаивал на том, чтобы нести ответственность за планы, касающиеся его собственных войск. Маунтбеттен буквально молил об «ответственности за проведение» следующего крупного рейда; другими словами, он добивался полного контроля. Несмотря на поддержку Черчилля, он добился не совсем того, к чему стремился. На него возлагалась ответственность за «сосредоточение войск и начало крупномасштабных рейдов», однако его полномочия заканчивались в момент подписания директив и распоряжений.
Итак, Маунтбеттен торопился, и его собственный персонал подготовил план налета на Дьепп для представления Комитету начальников штабов. Хотя пришли к единому мнению в том, что если рейду быть, то его идеальная цель — Дьепп, у замысла Маунтбеттена оставались влиятельные критики. Однако самый влиятельный человек — сам Черчилль дал свое благословение. Он рассматривал рейд в Дьепп как генеральную репетицию неминуемого союзнического вторжения в Европу, «разведку боем», как он это сформулировал, в которой техника десантирования подвергнется самому серьезному испытанию.
Годами Дьепп оставался темой горячих споров в военных кругах. И в то время, и позже многие открыто признавали, что так и не поняли его целей. В доказательство предъявляли следующую историю: когда Брайан Маккул, старший офицер по обеспечению высадки войск в Дьеппе (senior Military Landing Officer), попал в плен, немцы двое суток добивались от него, в чем же состояла цель рейда. Отчаявшись получить ответ, один из допрашивающих сказал: «Послушайте, мы не идиоты. Мы прекрасно знаем, что для рейда силы слишком велики, а для вторжения — слишком малы. Так что же это было?». Маккул, как и предполагает его фамилия (кул — по-английски, спокойный, невозмутимый), ответил: «Я был бы чрезвычайно признателен, если бы вы объяснили это МНЕ».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Британские командос 1940-2000"
Книги похожие на "Британские командос 1940-2000" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джон Паркер - Британские командос 1940-2000"
Отзывы читателей о книге "Британские командос 1940-2000", комментарии и мнения людей о произведении.