» » » » Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс


Авторские права

Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс

Здесь можно купить и скачать "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Рейтинг:
Название:
Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Описание и краткое содержание "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлены учебно-методические материалы к проведению с учащимися 2 класса интегрированных занятий по вопросам изобразительного искусства, славянской мифологии, музыкального фольклора, в основе которых художественные образы, характерные для традиционной народной культуры.

Пособие адресовано учителям начальных классов общеобразовательных школ, педагогам, работающим в системе дополнительного образования, в школах с углубленным изучением народной культуры.






Мифология пронизывает весь аграрный календарь древних славян. Об этом свидетельствуют не только обряды «вызывания» дождя или «заговоры» засухи, но и все стороны трудовой и бытовой жизни населения Древней Руси. Русский аграрный календарь складывался из нескольких циклов. Новый год начинали святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния. С принятием Христианства они были приурочены к рождественско-крещенским церковным праздникам. Например, Масленица символизировала проводы зимы и встречу весны. Весенняя обрядность слилась с пасхальной христианской обрядностью. Летний цикл праздников, соотнесенный позднее с христианскими праздниками Троицей и днем Иоанна Крестителя, приходились на период расцвета природы. Осенние зажиночные и дожиночные обряды были посвящены окончанию полевых работ, сбору урожая.

Подобно другим народам, славяне передавали мифы о своих богах изустно от поколения к поколению. С именами богов были связаны многие суеверия, обрядовые празднества и игры. Но постепенно одни из них (Перун, Волос, Сварог, Макошь) забывались, другие приобретали новые имена, а поверья о таких языческих божествах, как Купала, Ярила, Коляда, просуществовали в русских селеньях вплоть до XIX в. Наряду с поверьями о домовых, леших и русалках имена Ладо, Чур, Навий (день) долго оставались в песнях, поговорках.

Славянские верховные божества

Перун – бог грозы (грома) и войны, подобный Зевсу. Покровитель военной дружины и ее предводителя – князя. Слово Перун, вероятно, связано со значением «огонь» или «разящий, гром», божество славян-земледельцев, заботившихся не столько о военных победах, сколько об урожае.

Согласно народным поверьям, гроза происходит оттого, что Перун (позднее – Илья Пророк) в образе всадника на коне или на колеснице ездит по небу и поражает молниями и громом своих противников – чертей, бесов, а также Змея (по некоторым мифам – Велеса). Таким образом, Перун для славян был не только грозным божеством, но и богом-подателем живородящей влаги.

Волос – Велес – Влас – бог богатства, торговли и скота, а также бог мудрости; покровитель волхвов, пастухов, торговцев, поэтов и являлся хозяином леса. Велеса олицетворяли с образом медведя, который издревле воспринимался людьми как лесной хозяин, а с другой стороны, его воспринимали как бога-покровителя скота.

В христианскую эпоху Велес был замещен покровителем скота Власием Севастийским (созвучным языческому скотьему богу Волосу), а также Николой и Юрием (Георгием).

Стрибог – в восточно-славянской мифологии одно из верховных небесных божеств; бог вихря, урагана, бури, дед и повелитель ветров, а также вообще всех воздушных стихий. Стрибог – один из древнейших славянских богов, главное божество неба, отец неба.

Существует вероятность, что Стрибог, Сварог, Род и Святовит – это синонимы одного и того же верховного небесного божества.

Сварог (небесный) – небесный бог, отчасти соответствующий греческому Гефесту и Зевсу; бог небесного огня, олицетворение неба и Вселенной.

После крещения Руси Сварог, как покровитель кузнечного дела, постепенно вытиснился христианскими святыми Кузьмой и Демьяном. В византийской традиции святые братья Косма и Дамиан не были связаны с кузнечным делом.

Вилы – бог дивы, покровительницы животворной влаги, необходимой для созревания урожая. Судя по всему, некогда культ Вилы заменил собой культ берегинь, духов-покровителей, оберегающих людей от повсеместного зла.

Вилы чрезвычайно почитались древними славянами. Это почитание сохранилось и при христианстве. Так, обряд жертвоприношений Вилам совершался в некоторых местах несколько столетий после крещения Руси.

По предположениям ученых, Вилы могли иметь обличье сиринов, птиц с женскими головами; на украшениях Вилы изображались в виде сиринов.

Даждьбог – бог всей Вселенной, солнца и плодородия; олицетворение солнечного света. Даждьбог считался покровителем свадеб и женихов, а также пахарей и сеятелей, считался хранителем земных ключей и верили, что он замыкает зиму и отмыкает лето.

Семаргл – божество растительности, подобное иранскому или греческому грифону («собаке Зевса») и упоминается в различных поучениях против язычества.

Великие богини языческих времен

Макошь – олицетворение Матери-сырой-земли, посредница между небом и землей; древнее земледельческое божество плодородия и женской жизненной силы, «мать урожая»; богиня изобилия, покровительница полей и скота, а также женских работ, в первую очередь прядения и ткачества, доброжелательная богиня, упоминалась с божествами, содействовавшим получению урожая. Макошь представляли пряхой, которая прядет нити человеческой судьбы; при этом само имя было связано со словом «жребий», «судьба».

Макошь в крестьянских верованиях выступала как двойник Параскевны Пятницы – христианской святой, культ которой заменил языческий культ Макоши и слился с ним. Она запрещала женщинам работать в посвященный ей день – пятницу, а за нарушение запрета насылала болезни, могла истыкать виновную кудельной спицей.

Берегини – в восточно-славянской мифологии благожелательные женские духи, оберегающие людей от злых сил и противостоящие упырям – силам зла.

О многом говорит и традиционное изображение русалок в русской домовой резьбе, состоявшей из множества различных символов. Должна была оберегать всех домочадцев от сил зла. Двойственность образа берегини в этой резьбе (девушка-птица и девушка-рыба) являлась, очевидно, попыткой выразить, с одной стороны, родство со стихиями воды и воздуха, а с другой – родство с самим человеком.

Великая Богиня – мать всего живого. На вышитых восточнославянских рушниках Великая Богиня держит птицу или расцветающий куст, на котором сидят жрецы, подносящие ей дары. Голова и руки прорастают ветвями деревьев, окружают ее символы солнца – петухи – вестники утра, животворного света. Такое изображение Богини-Матери свидетельствует о непосредственной связи религиозных представлений древних славян о силе природы, о весеннем благотворном воздействии Солнца на землю, о связи с земледелием – главным занятием славян.

Первоначальное имя Великой Богини неизвестно. Поздние имена – Жива, Дана, Дава, Берегиня, Земля, Баба, Рожаница, Лада, Леля.

Лада – богиня плодородия и судьбы, любви и бракосочетаний, она же богиня веселья и всякого благополучия. Ладой некогда считали березу (возможно, что праздником, посвященным Ладе, был девичий праздник Семик, на котором девушки ходили в лес завивать березки). Имя Лады было известно фольклору всех славянских народов.

Упоминания Лады как высшего божества нередко встречались в песнях – обращениях к Богу или Богородице.

Песни, обращенные к Ладе или славящие ее, у славян исполнялись на Масленицу, Семик, Троицын и Духов день, Благовещение, на Купалу и другие праздники.

Конспекты уроков по мифологии

Тема

«Тайны народной куклы»

Цели:

• воспитывать у учащихся интерес к культуре разных народов;

• раскрывать мифологические представления народов мира об образе куклы;

• формировать умение анализировать и сравнивать мифы разных народов, находить в них общее и различия.

Материалы: иллюстрации с изображением образов кукол разных народов: богини, берегини, талисманы.

Ход урока

Педагог . Сегодня на занятии мы будем говорить об истории появления куклы. У каждого из вас есть дома кукла и не одна, но особенно их много у девочек. Вы с ними играете, шьете для них одежду. Такие куклы называют игровыми. Как вы думаете, а для чего еще может служить кукла?

Дети . Если кукла очень красивая, то она может быть сувенирной. Может быть оберегом. Такие куклы делали раньше мамы для своих детей из тряпочек (рис. 1).

Взять пучок соломы и скрутить в жгут

Сложить его пополам и перетянуть нитью, чуть ниже сгиба

Взять с обеих сторон небольшие пучки соломы, отделить их от туловища и перетянуть внизу нитками. Это руки

Вот уже получилась кукла-девочка. Ей можно сделать косички, надеть передник

Если перевязать нитью талию, то затем можно сделать ноги. Внизу перевязать ниткой

Получился мужичок. Куклу можно украсить Рис. 1. Технологическая карта выполнения куклы-закрутки

Педагог . Правильно. Куклы бывают очень разные. Сувенирные куклы – это чаще всего подарочные. Но очень давно, в старину каждая мама своими руками делала для ребенка куклу-оберег из разноцветных лоскутков. И вот о том, когда появились первые куклы и что они значили для человека, мы будем говорить с вами на нашем занятии.

Если верить мифам, кукла появилась даже раньше людей. Мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, а те превращались в людей, встречаются у многих народов. Во многих музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, дерева, камня, кости еще в каменном веке. Это предшественники кукол-игрушек, которых называли идолами, истуканами, божествами. У наших далеких предков кукла всегда была связана с понятиями жизни и смерти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Книги похожие на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лидия Неретина

Лидия Неретина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Отзывы читателей о книге "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.