» » » » Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс


Авторские права

Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс

Здесь можно купить и скачать "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Рейтинг:
Название:
Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Описание и краткое содержание "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлены учебно-методические материалы к проведению с учащимися 2 класса интегрированных занятий по вопросам изобразительного искусства, славянской мифологии, музыкального фольклора, в основе которых художественные образы, характерные для традиционной народной культуры.

Пособие адресовано учителям начальных классов общеобразовательных школ, педагогам, работающим в системе дополнительного образования, в школах с углубленным изучением народной культуры.






Здесь же помещается обеденный стол. В правый угол ставят иконы. Место на лавке в красном углу самое почетное. По примете, если трещит передний угол или матица, то хозяевам грозит несчастье. (Показывает иллюстрацию с изображением интерьера избы (рис. 3, б). Затем предлагает выбрать хозяина будущего дома и строителей.)

Дети-плотники собирают из конструктора дом, хозяин одаривает их, чтобы мысли их были добрыми и, чтобы не было обид на хозяина за его жадность. Плотники показывают обережные украшения, объясняя их предназначение: конек на крыше, круги, розетки в виде солнца – все это поможет отогнать нечистую силу. Детям показывают таблицы с изображением обережных знаков для дома. Затем показывают обряд влазины [6] . Дети выносят полотно, на котором изображено ночное небо, поясняя, что дело происходит ночью.

Педагог . В старину стол накрывали скатертью, хозяйка – большуха [7] ставила на стол хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу [8] и говорил, отворив дверь в подполье: «Соседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так и будем жить в новом. Ты люби мой дом и мое семейство».

Дети – участники импровизации изображают вселение в новый дом. Хозяин несет петуха и курицу, хозяйка – хлеб, соль и квашню, дети и родственники – другие пожитки и кошку. Первыми в дом запускают петуха, затем кошку.

Хозяин . Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор. Он соберет на себя все злое и недоброе.

Слышится пение петуха.

Педагог . Это предвещает благополучие в новом доме. Петух разгонит нечесть своим пением. Хозяин (ставит икону на место, открывает голбец). Приходи-ка, соседушка, братанушка!

Все вместе читают молитву. Хозяйка накрывает стол, затапливает печь и принимается за стряпню. Входит большуха, в руках у нее горшок с углями из старого очага. Ее встречают с хлебом-солью. Угли высыпают в печурку, снятой с горшка скатертью трясут по всем углам, как бы выпуская домового. Горшок разбивают и закапывают под передний угол.

Педагог . Кто скажет, что означает пословица: Покупай шубу шитую, а избу житую?

Дети . На Руси не любили селиться в новый дом, а старались купить тот, в котором уже жил кто-то до них.

Педагог . Новая изба пока пуста – в ней нет еще хозяина самого главного, без которого дом не дом, подскажите, кого.

Дети . Домового.

Педагог . Зайдя в дом, нужно первым делом икону в красный угол поставить, а затем отрезать кусок от каравая, густо посыпать его солью и положить под печь. Кому и для чего?

Дети . Для хозяина (домового), который возьмет на себя заботы по хозяйству, будет оберегать от бед и несчастий.

Педагог . Подношение надо давать с почтением и серьезно, чтобы не обидеть домового и не навлечь беды. В новом доме домовой новый, доверие его надо завоевать. Вот таким образом проходили влазины – заселение в новый дом.

По окончании урока учитель проводит итоговую беседу по вопросам:

Почему переселение в новый дом называли влазинами? (Действие происходило тайно, ночью.)

Как определяли место будущего дома?

Для чего задабривали строителей?

Кого первым пускали в дом?

Что такое голбец? Покажите и расскажите о нем.

Для чего вносят в дом петуха?

Тема

«Славное прошлое избяного дедушки»

Цели:

• познакомить детей с историей появления образа домового, рассказать о перевоплощении его образа, знакомого по сказкам, из древнего славянского Рода;

• формировать интерес к культуре, этносу своего народа;

• воспитывать уважение к своей малой Родине – семье, дому.

Материалы: иллюстративное изображение домового; литературные описания о богах из славянской мифологии.

Ход урока

Педагог . Среди многочисленных духов природы, окружающих наших дедов и прадедов, самым родным и близким, самым доброжелательным к людям был дух дома. Кто мне скажет, как его зовут?

Дети . Домовой.

Педагог . Правильно. Кто может рассказать, каким вы его себе представляете?

Дети . Он маленький, с длинной бородой. Он добрый.

Педагог . Дедушка мечтательный, хозяйственный, а подчас шаловливый, обитал у каждого очага и оберегал его от всех возможных напастей. Он селился невидимкой, то за печью, то на чердаке, а иногда и в подполе. Туда носили ему угощение: маленькие хлебцы, щедро посыпанные солью, молоко на блюдце, а в особых случаях – нюхательный табак да чарку водки. По имени его старались не называть, чтобы не обидеть. Потому и величали «дедушкой-доможилом», «хозяином» и даже «кормильцем». Многие с ним «знакомы», но позабыли откуда берет он свой род, кем был в древности.

После того как в XI в. Ярослав Мудрый построил в столице Киевской Руси огромный и прекрасный храм Софии, сам Киев стал христианской митрополией – центром веры. Почти сразу же был созван собор священников, чтобы укрепить жителей города в новой вере, так как доходили в Киев слухи о том, что горожане не чураются языческих празднеств, и сам митрополит охотно принимает в них участие. Вот и решили наставить всех на путь истинный. Одним из таких наставлений стало слово человека, глубоко верующего в христианскую религию. Он считал, что негоже приносить в жертву угощения богу Роду. Надо отметить, что с принятием христианства на Руси многие языческие обряды осуждались.

Давайте поговорим о том, кем было божество Род для наших древних предков. Восточные славяне считали его главным над богами, творцом Вселенной и повелителем всего живого на земле. Род жил на небе, ездил на облаках и даровал жизнь природе: людям, животным, птицам, рыбам. Он посылал летом благодатные дожди и зимой снегопады, весной вешние воды и разноцветные радуги. Заботился о том, чтоб не высыхали реки и не истощались источники. Управлял громами и молниями. По величине и могуществу его можно было сравнить с древним греческим богом Зевсом, но Род отличался от Зевса тем, что был доступнее для простых людей, особенно землепашцев. Имя Род (корень род) мы встречаем во многих словах: Родина, родичи, природа, родник. Давайте вместе рассмотрим значение этих слов в жизни человека. Родина, что она значит для человека?

Дети . Это место, где человек родился.

Педагог . Что является Родиной для нас?

Дети . Родина – это наша страна – Россия.

Педагог . Правильно. Наша малая Родина… (называет город или село). А что означает слово «родичи»?

Дети . Это семья, в которой мы живем, родные братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди и тети.

Педагог . А слово «природа», что оно значило для древнего человека?

Дети . Природа помогала выжить человеку. Она кормила, одевала, укрывала от непогоды. Древний человек поклонялся природе.

Педагог . Правильно, человек обожествлял природу. А как мы сегодня относимся к природе?

Мальчик . Я видел в лесу, на очень красивой полянке, разбросаны бутылки, пакеты из-под сока.

Девочка . Ая на берегу речки видела много полиэтиленовых бутылок.

Педагог . Да, к сожалению, сегодня человек не бережет природу. У нас осталось еще одно слово – «родник». Почему это слово я тоже выделила для обсуждения?

Дети . Родник – это источник, который бьет из земли. В нем чистая вода. Сегодня мало осталось родников. Но таких источников становится мало. Они есть только там, где живет мало людей. А без чистой воды человек прожить не может.

Педагог . Правильно, родник – это то, что необходимо для здорового человека, для продолжения его жизни на земле. Мы с вами рассмотрели слова, которые объединяет общий корень – название древнего божества – Род. Все эти слова очень значимы для человека. Но куда же исчезло божество Род сегодня? Некоторые считают, что полузабытый, постаревший Род спустился с небес на землю, получил свое продолжение, превратившись в многочисленных избяных дедушек-домовых, каждый из них обитает в одном из славянских домов (рис. 4, 5). Но существуют и другие предположения о происхождении домового. Одни ученые считают, что он своим волосатым внешним видом и заботой о домашних животных напоминает древнего «скотного бога» Велеса. Другие уверены, что предком домового духа был последний сжатый сноп, который величали дедушкой-кормильцем, его украшали лентами и ставили на зиму в дом до следующего урожая. Но есть и такие, кто уверен, что домовой – это призрак первого предка данного рода, похороненный в доме и продолжающий заботиться о своих потомках.

Как бы то ни было, а все начиналось со строительства дома. Какой же домовой без жилья? И здесь все было таинственно, загадочно, с соблюдением охранных ритуалов. На новом месте нужно было как бы заново родиться, потому и входили в жилье в темноте, ощупью, лучше всего в новолунье. Впереди себя пускали петуха или кошку: если во время строительства дома завелась между стенами какая-нибудь нечисть, то пусть уж она на птицу или животное нападает, а не на людей. А если все обойдется, тогда можно и самим входить, и обязательно с иконой и хлебом-солью. Войдя, нужно икону первым делом в красный угол поставить, затем – отрезать кусок от каравая, густо посыпать его солью и положить под печь, чтобы незримый хозяин, который сюда войдет, должен принять на себя все заботы по хозяйству, от бед и напастей охранять. Подношение нужно приносить с почтением и серьезно, а то домовой может заподозрить насмешку. В новом доме и домовой новый, и его доверие еще нужно завоевать. Но и тогда он никогда не покажется – домовой строго соблюдает свою независимость.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Книги похожие на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лидия Неретина

Лидия Неретина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Отзывы читателей о книге "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.