» » » » Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс


Авторские права

Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс

Здесь можно купить и скачать "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Рейтинг:
Название:
Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Описание и краткое содержание "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлены учебно-методические материалы к проведению с учащимися 2 класса интегрированных занятий по вопросам изобразительного искусства, славянской мифологии, музыкального фольклора, в основе которых художественные образы, характерные для традиционной народной культуры.

Пособие адресовано учителям начальных классов общеобразовательных школ, педагогам, работающим в системе дополнительного образования, в школах с углубленным изучением народной культуры.






Лидия Владимировна Неретина

Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс

Введение

Пособие знакомит с опытом работы образовательного комплекса Русско-славянской гимназии г. Магнитогорска, который включает Центр внешкольной работы «Содружество», общеобразовательные школы № 50, 66, факультет изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета.

Одним из ведущих направлений образовательного процесса гимназии, является сложившаяся сегодня в России научно обоснованная система этно-художественного образования и воспитания учащихся.

При разработке комплекса обучающих программ, в основе которого лежит изучение народной культуры, мы опирались на программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под редакцией Т. Я. Шпикаловой; «Введение в народоведение. Родная земля» под редакцией М. Ю. Новицкой; «Русская традиционная культура» под редакцией Т. И. Баклановой.

В пособии представлен интегрированный курс занятий предметов эстетического цикла «Чудо-древо, чудо-птица» для учащихся 2 класса. Курс призван соединить и углубить различные художественные представления и познавательный интерес учащихся к народной традиционной культуре. Принципом реализации программы является интегративный подход к преподаванию предметов эстетического цикла. Это: взаимодействие различных видов искусств, направленных на решение проблемы целостного развития личности; художественное понимание окружающей действительности через осмысление исторического развития художественных образов народной культуры. Содержание программы направлено на расширение и углубление знаний о народной культуре, полученных в 1 классе [1] , где интегративным стержнем являются древние образы славянской мифологии, которые на протяжении многих веков трансформировались в прикладное, устное и музыкальное народное творчество. Программа «Чудо-древо, чудо птица» включает предметы: славянскую мифологию, народную живопись, музыкальный фольклор, керамику. В основе их система преемственности знаний, полученных учащимися на уроках в школе. В данный курс входят также уроки изобразительного искусства и художественного труда.

В пособии рассматриваются методические подходы к изучению предметов:

Славянская мифология. На занятиях воссоздается картина жизни древнего человека, его мировоззрение на окружающую природу, организация и развитие быта по законам мирового порядка и мирового устройства. Славянская мифология, выраженная в материальных и духовных памятниках, позволяет детям понять дыхание жизни наших предков, их почитание солнца и огня, поклонение образам природы: Мать-сыра-земля, Сварог, Ярило, Перун и т. д.

Миф позволяет понять многие явления природы, нормы социальной жизни. Объясняющая функция мифа отличает его от сказки, содержащей морально-назидательный элемент повествования. Особое внимание уделяется осмыслению жизненного пути мифологических героев и героев сказки, сопоставление их образов: Перун – Илья Муромец, Ярило – Микула Селянович, Сварог – Добрыня Никитич, Мать-сыра-земля – Василиса Прекрасная.

Музыкальный фольклор направлен на формирование у детей основ восприятия целостной эстетической культуры в процессе развития исторической памяти, приобщение их к традиционной и современной музыке. Включение учащихся в творческий процесс осуществляется в ходе воспроизведения фольклорного материала в игровой форме с использованием устного народного творчества (музыкальных сказок, пословиц, загадок, поговорок, проигрывания обрядов, связанных с праздниками народного календаря). Главное содержание занятий музыкального фольклора составляет пение и участие детей в игровых обрядах, выполнение заданий с целью проявления способностей в музыкальном творчестве.

Предметы изобразительного цикла и художественного труда строятся во взаимосвязи, основу которой составляет программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Сохраняя базовый компонент этой программы, автор пособия ставит задачу – расширение и углубление знаний учащихся путем проведения во второй половине дня занятий по изучению художественной росписи школ народных мастеров России, занятий лепкой.

Цель содержания уроков – это изучение и создание художественного образа, связанного с традиционной народной культурой. Общая тема всего учебного года «Древние образы и их трансформация в современном искусстве».

Каждая четверть решает свои художественные задачи – развитие знаний, умений и навыков изобразительной деятельности на плоскости, в объеме и пространстве.

Занятия керамикой. Учащиеся знакомятся с традиционным изобразительно-пластическим искусством (гончарное – создание глиняной игрушки) – одним из самых ярких и самобытных видов народного искусства. Особая его ценность для изучения, освоения и сохранения традиционной русской художественной культуры объясняется тем, что с дохристианских времен оно сохранило в себе мифосемантическую и образно-стилистическую взаимосвязь славянских поэтических воззрений на природу и жизнь человека.

Являясь естественным элементом традиционной этно-художественной культуры, изобразительно-пластическое искусство выступает как важный атрибут дохристианских ритуально-магических действий и обрядов, как образ – вещь утилитарного и воспитательного назначения, а также традиционного национального элемента украшения современного интерьера.

Игрушка – наиболее понятна и доступна учащимся младшего школьного возраста. Именно в игре они легче осваивают знания, которые им дают учителя. Исходя из этого, второй год обучения также предполагает расширение знаний о традициях народной культуры через знакомство с традициями народной глиняной игрушки.

Автор выражает благодарность педагогам Центра внешкольной работы «Содружество»: З.И. Павликовой, Т.А. Гладиковой, В.П. Смирнову, В.В. Захаровой, Г.Д. Кузнецовой, а также студентам факультета изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета. Особую признательность автор выражает директору Центра внешкольной работы «Содружество» Л.Л. Бурдыгиной, оказавшей поддержку в разработке и апробировании занятий.

Каждый педагог, читатель нашего пособия вправе по-своему использовать предложенные материалы, творчески переосмыслить их – усложнить или упростить содержательную часть с учетом особенностей детей и условиями проведения уроков-занятий, по-своему разработать организацию и форму проведения занятий. Цель у нас одна – приобщение детей к культурному наследию, формирование чувства любви к прекрасному, доброму, вечному.

Глава 1 Мифологические образы в народном творчестве

Роль народной педагогики в реализации программы интегрированного курса

Проблема формирования культуры личности в современной педагогике рассматривается с позиции научных и различных образовательных подходов. Все они связаны с формированием культурно-развитой личности. Культуру принято подразделять на материальную и духовную. Материальная культура – это создание каких-либо материальных благ, необходимых для жизнедеятельности человека, а духовная – это сфера сознания, духовно-нравственное обогащение личности. Если это перевести в образовательный процесс, то к ней относятся: нравственность, просвещение, религия, искусство, эстетика, мифология, литература.

Во все времена культура человека проявляется в трех направлениях:

• отношение человека к природе;

• отношение человека к другому индивидууму;

• отношение человека к самому себе.

Все эти направления заложены в принципах народной педагогики. Каждое из этих областей может рассматриваться с позиции Добра, Знаний, Красоты, что в свою очередь и определяет духовно-нравственное воспитание детей на протяжении многих столетий существования человечества. Мудрость народного воспитания, как исторически проверенного опыта, характеризуется почти одинаковыми требованиями у всех этносов, наций и народов. Это система общечеловеческих ценностей. Сложная структура современной и традиционной педагогики требует анализа и применения различных форм и методов воспитания и обучения, в том числе с учетом традиций народной педагогики.

К.Д. Ушинский отмечал, что одним из важнейших условий формирования научной педагогики является выяснение воспитательных и образовательных целей, полагая при этом, что только антропологический подход к человеку как предмету воспитания и познания позволяет говорить о научной обоснованности целей образования. Наука, утверждал Ушинский, не может подходить к определению целей умозрительно, вне реальной жизни: «Пределы воспитания уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить» [2] . А это значит, что цели образования не могут определяться лишь желаниями некоторых людей, не могут быть выдуманы, они прежде всего обусловлены природой человека и состоянием культуры, в которой он живет.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Книги похожие на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лидия Неретина

Лидия Неретина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Отзывы читателей о книге "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.