Андрей Ерёмин - Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков"
Описание и краткое содержание "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков" читать бесплатно онлайн.
О пастырском служении известного протоиерея отца Александра Меня рассказывает его ученик и духовный сын, близко знавший священника с середины 70–х годов и вплоть до трагической кончины о. Александра в сентябре 1990 г.
Все это сегодня является очевидным для гуманистически ориентированной мировой педагогики и психологии.
С. Булгаков писал: «Высшая задача воспитания педагогического такта — будить и сохранять благую самодеятельность, делать так, чтобы все благое в человеке не внушалось извне, а возникало в нём самом, его самого для себя являя и рождая. Иначе не будет достигаться сама цель воспитания, которая состоит в том, чтобы воспитанник сам становился деятелем, а не послушным орудием в руках воспитателя. Задача последнего состоит в том, чтобы стать совсем неприметным, уничтожиться, сливаясь с волей самого воспитываемого».
Такую педагогику отец Сергий Булгаков называл ангельской, ненавязчивой, тихой. По аналогии авторитарную педагогику можно назвать дьявольской.
Тем более деликатным является процесс обучения детей вере в воскресных школах. Мы можем прикоснуться к опыту отца Александра на примере его проповеди, сказанной детям при открытии такой школы в Новой Деревне:
«Хотя вы все юные, но вы все знаете, что человеку суждено умереть. Я уверен, что каждый из вас об этом размышлял, о том, что всем нам придётся умереть. Что это значит для человека?
Христианская вера на эту тайну даёт нам Откровение и объясняет людям самое важное: что человек на самом деле не умирает, а уходит в вечность. Но не каждый, а тот, кто строит свою жизнь так, как заповедал ему Господь.
Это знание, эта вера жизненно важна! Можно многого не знать, но это знать надо. Что хочет Тот, Кто нас создал, Кто нас привёл в мир?
Вот этот дом стоял, когда никого из вас не было на свете. Не было совсем, вы ещё не родились. И тут кто‑то захотел, чтобы вы стали. Этот Кто‑то — Творец, создавший мир и создавший каждую душу человеческую.
Это очень большой подарок. Самый большой, который можно сделать человеку — привести его в жизнь. В мир, где есть радость, труд, цветы и птицы… Есть борьба, и трудности, и испытания. В этот мир Бог нас привёл. И для того, чтобы стать достойными этого подарка, надо услышать Его слово.
Что такое Божья тайна? Иисус Христос, о Котором мы не раз будем с вами говорить, отвечает на этот вопрос. С того момента, как вас крестили в детстве, Христос становится вашим личным Другом. Вы можете каждый день обращаться к Нему. Это называется молитвой.
Когда вы идёте в школу, когда возвращаетесь домой, когда у вас есть свои трудности и проблемы, когда вам хочется кого‑то поблагодарить за все хорошее — надо быть благодарным в жизни — мы можем обратиться к Христу, потому что Он живёт среди нас на земле. Невидимо, конечно. И Он дал нам, людям, указания счастливой жизни. Как вы думаете, много вокруг несчастных? Много, очень много. Кто‑то несчастлив от собственного характера, кто‑то несчастлив по другим причинам. А Христос нам обещает счастье, но только, если мы будем жить так, как Он нам заповедал…»
Отец Александр сразу заговорил с детьми как со взрослыми о самом главном и постарался помочь им задуматься о смысле жизни, которая, естественно, кончается смертью. И именно поэтому так важно понять человеку, зачем он живёт.
Говоря о Христе как о Друге каждого, кто к Нему обращается с верой, отец Александр укреплял тем самым достоинство слушающих его детей. Его установка ничего общего не имела с тем унижением, которое так часто сопутствует педагогическому процессу в школе и нередко является рычагом «христианского» послушания в семье.
Но неверная установка на смирение может увести далеко от Христа. Ибо люди с низкой самооценкой, не верующие в заботливую и всепрощающую любовь Небесного Отца, и сами несчастны, и других полюбить не способны. Их религиозность носит глубоко невротический характер. Она — искусственная постройка, не затрагивающая сердцевину жизни, отсюда тоталитаризм в отношениях с людьми и страх перед свободой и творчеством.
Кто считает, что свободы может быть слишком много, не заинтересован в реализации этого божественного дара. Но религия, культивирующая ненависть к свободе, не может быть связана с Богом Любви.
16
Отец Александр понимал путь спасения как постоянное, в течение всей жизни, возрастание человека к своему первообразу, к соединению с Христом. «Здесь и теперь» — любимые слова батюшки, когда он говорил о спасении, относятся к Преображению человека в этой жизни силой Святого Духа. (Не зря икона Преображения была центральной в семейном иконостасе отца Александра).
На лекциях и в беседах батюшку часто спрашивали о посмертном существовании. И отец Александр вынужден был досконально разобраться в этом вопросе. Ему случалось общаться с людьми, вернувшимися к жизни после клинической смерти, и его пастырская практика подтверждала известные исследования Р. Моуди (книга «Жизнь после смерти»).
Батюшка не сомневался, что спасение, которое начинается здесь, в этом мире, по ту сторону жизни будет развиваться далее, но размышления о потустороннем существовании души не имели для него глубокого смысла. «Что будет потом, — говорил он, — узнаем потом». А главное — что даёт нам наша вера сейчас.
Если бы знание о бессмертии души было существенно для правильных отношений с Богом, оно было бы открыто иудеям в Ветхом Завете. Но Бог определённо считает, что эта информация не влияет и не должна влиять на веру Его избранников. Всё, что нужно для жизни с Богом, есть в Библии; вещей, не нужных для веры, там нет. Библейские писатели были максималистами. Они хотели дружить с Богом, быть Его представителями на земле, иметь с Ним здесь постоянный контакт.
Конечно, подлинная библейская вера в Небесного Отца предполагает, что Он и в иной жизни приготовил для нас что‑то прекрасное. Но мы должны уже сегодня найти наилучший способ отблагодарить своего Творца за дар рождения, уже теперь начать приближение к полноте образа Божия в человеке.
Жизнь создана для этого, а не для деградации и разрушения. Они пока ещё царствуют в мире, но христиане призваны победить их. Поэтому и для пророков было не так уж важно, что ждёт их «на небе». Их интересовала не награда, даруемая после смерти, а спасение и сила духовная, которые можно получить «здесь и теперь».
Батюшка отмечал: «Слово Божие преисполняло пророков удвоенной силой и энергией». Эту черту восприняли от них многие мистики и святые. Ибо каждый человек способен по замыслу Божьему на сверхчудесную жизнь. Эта жизнь — преображённая, новая, любящая, сверхъестественная, которая будет потом развиваться, — обещана нам Евангелием уже в этом мире.
«Если физический путь человеческой жизни, — говорил отец Александр, — это резкий подъем к 25 годам, а потом неуклонно вниз, то диаграмма христианской жизни — это постоянное восхождение, возрастание, так, чтобы к старости, когда силы телесные и душевные будут угасать, увеличивался объем мудрости, познания и любви».
С ним самим происходило именно так, он говорил это на основании своего личного опыта. Чем больше он приближался к Господу, неся свой крест, с тем большей силой и энергией он действовал и работал. Годы и перегрузки были ему не помехой. В нём было очевидно возрастание Духа; его сила и энергия били через край, причём, на склоне лет больше, чем в молодости.
Батюшку хватало на всех и на все. Если столпники стояли на камнях, а про Марию Египетскую говорили, что она ходила по водам, то сила Преображения, которая жила в отце Александре, позволяла ему работать за десятерых молодых людей. Он мог с полным правом сказать, что христианский путь это не путь расточения, а путь собирания. Обыкновенная жизнь — это «шагреневая кожа» Бальзака. А духовная жизнь — это прорастание в вечность.
Его собственный опыт убеждал, что такая духовность не может исчезнуть в никуда. У него было внутреннее свидетельство бессмертия… Душа, в которой живёт Господь, чувствует, что не может угаснуть, что она вечна.
Отец Александр хотел, чтобы мы не потусторонним миром интересовались, а устроили свою сегодняшнюю жизнь так, чтобы Христос смог войти в неё и преобразить. Батюшка говорил, что «Господь рядом, а далеки мы. Он стоит у дверей и стучит, нам же надо только отворить дверь своей души».
Это то, что нужно делать срочно, ради чего нельзя терять ни минуты напрасно. Пока этого не произошло, вся жизнь — только подготовка к главному, такая жизнь ещё не состоялась. Видение всяких аур, астральных планов, посмертных встреч ничего к этому не прибавляет; напротив, уводит некрепких в вере в сторону.
О возможности познания духовных миров батюшка говорил: «Человек сейчас этого не может узнать, потому что он сейчас ещё недостаточно силён, но через 5–6 тыс. лет (вероятно, не раньше) он станет достаточно силён духовно, чтобы их познавать».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков"
Книги похожие на "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Ерёмин - Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков"
Отзывы читателей о книге "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков", комментарии и мнения людей о произведении.